×
Экономика Экономика

Арнис Кактиньш: «Настроение жителей Латвии скоро улучшится»

Источник изображения: http://sputnik-news.ee/

По данным опроса «Латвийский барометр Baltic International Bank», проведённого в июне этого года Центром исследований общественного мнения SKDS, нынешнюю экономическую ситуацию в Латвии хорошей считают лишь 2% опрошенных респондентов, тогда как плохой – более половины. Индекс этой оценки в июне по сравнению с маем упал на 6 пунктов. Также существенно ухудшились за месяц оценки работы правительства, общего настроения жителей и материального положения семьи. С чем это связано и есть ли шанс изменить ситуацию, порталу RuBaltic.Ru рассказал директор SKDS Арнис Кактиньш.

– Господин Кактиньш, по недавно опубликованным данным исследования «Латвийский барометр Baltic International Bank» все индексы, замеряющие отношение жителей Латвии к происходящим социально-экономическим процессам, упали. Снизилась оценка материального положения семьи, возросло ощущение, что в стране ухудшается экономическая ситуация и стало хуже работать правительство. Можете ли Вы объяснить, почему так произошло?

– Да, действительно, если мы посмотрим данные июньского опроса, то они показывают, что по сравнению с маем многие важные показатели настроения населения существенно ухудшились. Однако похоже, что для сильной тревоги нет никаких оснований. Я считаю, что единственная причина, почему эти параметры уменьшились, связана с тем, что в мае, по нашим опросам, у жителей Латвии были труднообъяснимые всплески оптимизма. В свою очередь, если мы посмотрим на эти данные за более длительный период времени, то мы увидим, что индикаторы, показывающие настроение общества, за последние примерно два с половиной года находятся примерно на одном и том же уровне. Да, временами появляются некоторые подъёмы или спады, которые иногда могут быть даже довольно заметными, но ощущение того, как себя чувствует латвийское общество, за это время всё же существенно не изменилось.

Плохая новость в том, что если посмотреть, какие настроения в нём превалируют, то опросы показывают: большинство населения всё же не чувствует себя очень хорошо.

Например, если посмотреть ответы на вопрос: «Ситуация в Латвии развивается в правильном или в неправильном направлении?» – то примерно лишь каждому третьему жителю кажется, что направление является правильным, а около половины считают, что оно неправильное.

Могу сказать: удельный вес оптимистов сохраняется на уровне трети уже довольно долгое время. На протяжении 2011–2013 годов мы замеряли постепенное небольшое улучшение настроений жителей, но уже примерно два года этого особо не наблюдается.

– А в отношении других показателей как обстоит ситуация?

– Всё это относится и к другим показателям. Так, в нынешнем экономическом положении Латвии уже длительное время доминируют отрицательные оценки. Если до осени 2013 года наблюдалось улучшение этого показателя, то с 2014 года он находится примерно на одном уровне: около половины респондентов считают сегодняшнее состояние экономики Латвии плохим или очень плохим. Почти половина ситуацию оценивает как среднюю. В свою очередь, хорошим или очень хорошим положение оценивает лишь очень незначительная часть населения страны. То же самое, если мы посмотрим и на прогнозы развития экономики Латвии: большинство населения никаких значительных улучшений не ожидает.

В свою очередь, если мы говорим об оценке работы правительства, то сейчас жители Латвии всё же оценивают его работу критичнее, чем год-полтора назад.

После ухода в отставку не особо популярного правительства Страуюмы и утверждения новым премьером Кучинскиса теоретически присутствовала надежда, что смена главы Кабинета министров может способствовать улучшению оценки работы правительства. Однако опросы показали, что этого не произошло. В июне только 14% респондентов были удовлетворены его работой, тогда как 78%, наоборот, не удовлетворены. И именно в июне наблюдается сильное падение популярности правительства (на 12 индексных пунктов), которому есть логичное объяснение, связанное со скандалом с экс-министром здравоохранения Гунтисом Белевичем. Ведь здравоохранение, с точки зрения населения Латвии, является одной из существенных и больных тем, поэтому ясно, что сделанная ему «по блату» операция не нашла поддержки в глазах общества.

То есть, по Вашему мнению, действительное падение индекса наблюдается только в отношении работы правительства, а остальные находятся в пределах так называемой «статистической погрешности»?

– Думаю, да. Если мы с математической точностью рассчитаем коридор статистической погрешности, то, на мой взгляд, абсолютное большинство произошедших за июнь изменений будет в рамках этой погрешности.

В то же время, как Вы говорите, большинство жителей Латвии всё же не являются удовлетворёнными ни материальным положением своей семьи, ни развитием экономики Латвии. Однако недавно было опубликовано исследование Латвийской национальной обороны, в котором указывалось, что лишь 14,5% населения Латвии согласны с утверждением, что жизнь в Латвии является очень плохой. Как Вы считаете, нет ли здесь противоречия с данными Вашей компании?

– Нет, не считаю, и здесь я бы рекомендовал обратить внимание на детали. Формулировка вопроса включала согласие с утверждением, что жизнь в Латвии является «очень плохой», то есть речь шла о наивысшей сравнительной степени. В свою очередь, если мы посмотрим на наши опросы, то тот же самый «Латвийский барометр» показывает, что часть респондентов, оценивающая нынешнее состояние экономики Латвии как очень плохое, составляет те же самые 14%. Если же смотреть удельный вес респондентов, которые оценили материальное положение своей семьи как очень плохое, то таких получается лишь 9%.

Однако если смотреть следующую степень – скорее плохое (которое, по правде, тоже плохое, но не так, чтобы уж совсем плохое, но и не так, чтобы хорошее), то здесь мы видим, что 23% населения оценили материальное положение своей семьи как «скорее плохое». В свою очередь, 54% оценили его как среднее. Так что здесь всё дело в акцентах. Да, большинство людей не довольны ни материальным положением, ни развитием экономики, но в то же время они не считают, что жизнь в стране уж очень плохая.

Мне кажется, что это хорошо характеризует менталитет нашего общества. Я уже давно замечал, что в вопросах о материальном благосостоянии жители Латвии скорее настроены больше на пессимизм, чем на оптимизм. Другими словами, они преимущественно видят стакан наполовину пустым, чем наполовину полным.

Согласно вашим опросам, жители Латвии считают, что страна движется в неправильном направлении. По мнению общества, как выглядит «правильное направление»? Куда Латвии нужно идти?

– Я думаю, что у абсолютного большинства жителей Латвии нет ясного плана или видения того, что нужно делать.

Опросы показывают, что их не удовлетворяет нынешняя ситуация, поэтому они ожидают, что власть, правительство, самоуправление или Брюссель что-то сделают для её изменения. Кто и как это будет делать – это вторично.

Главное же, чего первостепенно хочет большинство общества, – это быстрого прогресса, связанного именно с улучшением материальных условий или с финансовым обеспечением. Говоря другими словами, люди хотят получать большую зарплату за ту же самую работу или чтобы у пенсионеров просто была бы выше пенсия, чтобы завтра к обеду были бы отремонтированы все дороги и чтобы система здравоохранения обеспечивала получение любых услуг сразу и бесплатно.

Однако раз такого не происходит, поэтому люди и считают, что выбранное направление неправильное и его необходимо изменить. На мой взгляд, это также показывает желание определённой части населения на выборах постоянно голосовать за новые партии, которые обещают быстрые перемены везде и сразу, что совершенно невозможно. Ведь даже если мы посмотрим на западные страны, то они к своему нынешнему уровню благосостояния шли довольно долгое время, а не получили его по взмаху волшебной палочки в один момент.

– Долго ли ещё латвийское общество будет пребывать в состоянии пессимизма и что может изменить его настроения?

– Конечно, исходя из развития экономики страны ясно, что в ближайшие год-два ничего не изменится и резкого улучшения благосостояния жителей не произойдёт. Однако я бы всё же не стал утверждать, что показатели настроения латвийского общества в ближайшее время тоже не изменятся. Наоборот, я предполагаю, что они, скорее всего, скоро могут улучшиться. Многое зависит от точки отсчёта, от того, с кем мы себя сравниваем. Ясно, что с момента вступления Латвии в Евросоюз по сравнению с другими странами мы не являемся одной из самых богатых.

И так как мы всё время проигрываем в этом сравнении, то у значительной части общества это вызывает соответствующую реакцию: что всё в Латвии плохо.

Однако если посмотреть на то, что произошло за последний год в Европе, то заметно, что в повестке дня стали преобладать вопросы безопасности. Поэтому если за точку отсчёта брать именно это, то есть в каких странах жители, гуляя по улицам, ощущают себя более безопасными и где у них меньше шансов стать жертвами террористов, то не исключено, что латвийское общество придёт к тому, что жизнь в Латвии, в общем, не такая и плохая. Так как похоже, что вероятность терактов здесь минимальная, и я не думаю, что вопросы безопасности в ближайшее время уйдут из повестки дня, – скорее, наоборот, ситуация будет лишь накаляться. Поэтому, на мой взгляд, есть явные предпосылки к улучшению настроения жителей Латвии, чтобы они стали более оптимистичными и чувствовали себя в стране всё лучше и лучше.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров