×
Экономика Экономика

Латвийскую экономику спасут гастарбайтеры?

Источник изображения: https://www.firestock.ru

Правительство Латвии всерьез опасается снижения темпов роста экономики из-за нехватки рабочих рук. Трудовые ресурсы решено восполнять за счет иностранных работников. Уже сегодня латвийцев на латвийских предприятиях замещают украинцы и даже филиппинцы.

У правящих еще остаются надежды на собственные силы и реэмиграцию, но это скорее статистические варианты, нежели реальное решение проблемы. По данным Минэкономики, при нынешних темпах экономического роста (более 4% в год) уже к 2022 году в стране возникнет дефицит примерно в 30 тыс. профессионалов.

Факторы риска

При более сдержанных прогнозах развития экономики нехватка трудовых ресурсов будет менее ощутима. Однако тогда еще больше увеличится отток людей за рубеж и, как считает министр экономики Арвил Ашераденс, в отдаленной перспективе может вообще встать вопрос о существовании Латвии. Потому что при неблагоприятном сценарии (рост экономики менее 3% в год) уже к 2030 году в стране останется только 1,64 млн жителей (сейчас — около 2 млн).

Арвил Ашераденс / Фото: baltnews.lvАрвил Ашераденс / Фото: baltnews.lv

Причин для тревоги по поводу нехватки рабочих рук несколько, и экономический рост лишь одна из них. Сегодня растут экономики всех стран ЕС. И для Латвии это оборачивается головной болью. С одной стороны, появляются новые вакансии, а с другой — более привлекательные новые рабочие места появляются и в более развитых странах. В итоге рабочие руки «утекают» туда, где больше платят.

Увеличивается средняя зарплата и в Латвии, причем довольно быстрыми темпами (почти на 10% в год), но в сравнении с заработками, например, в Ирландии или Германии это увеличение практически незаметно и мало кого останавливает от трудовой эмиграции. То есть что для немца хорошо (рост экономики и прибытие на хорошие зарплаты латвийских специалистов), то для Латвии, образно говоря, смерть.

Сегодня средний уровень безработицы в Латвии — чуть менее 9%. Уменьшение за последние пять лет — почти в два раза (во второй четверти 2012 года уровень безработицы был 16,3%).

«Это говорит о том, что безработные больше не стоят в очереди перед дверьми фирм, но это также и не тот уровень, когда можно говорить, что в стране наступил всеобщий дефицит рабочей силы, — отмечает Нормунд Озолс, глава отдела прогнозирования экономического развития и рынка труда Министерства экономики Латвии. — Однако ситуация отличается по регионам, отраслям народного хозяйства и по профессиям. Например, в Рижском регионе уровень безработицы всего около 4%, что уже близко к той ситуации, когда у работодателей могут возникнуть проблемы с поиском необходимых работников».

Нормундс Озолс (справа) / Фото: makroekonomika.lvНормундс Озолс (справа) / Фото: makroekonomika.lv

По словам Нормунда Озолса, ситуация в отдельных отраслях народного хозяйства уже близка к критической. Например, не хватает специалистов в IT‑сфере. И это притом, что программисты зарабатывают в Латвии в среднем (до уплаты налогов) 1 723 евро. Это почти в два раза больше средней зарплаты по стране (942 евро). Главная причина нехватки IT‑специалистов — недостаточное количество выпускников, обучающихся по IT‑программам.

Недостатки в образовательной системе — вторая важная составляющая грядущей на рынке труда Латвии проблемы дефицита работников. Это не скрывает и Минэкономики, указывая в своих прогнозах, что к вышеупомянутому 2022 году в стране будет избыток специалистов-гуманитариев — примерно 10 тыс. лишних «историков-социологов».

Перекосы в системе образования очевидны: нет соответствия между предложением учебных заведений и запросом рынка труда. И эти перекосы в одночасье не исправить. Тем более что по статистике почти треть выпускников латвийских школ вообще не желает дальше учиться. В результате рынок пополняется дешевой рабочей силой, а не профессионалами. 

Третья причина нехватки трудовых ресурсов связана с последствиями кризиса 2008–2009 годов. Тогда из Латвии уехало довольно большое количество людей за границу в поисках возможностей заработка. И это был вопрос не лучших условий оплаты труда, а элементарного выживания. Этот процесс, пусть и меньшими темпами, продолжается. Большинство уехавших не вернулось и возвращаться не собирается: обратный ручеек так называемой реэмиграции едва заметен. И всё-таки правительство делает довольно высокую ставку на возвращение в народное хозяйство Латвии уехавших за рубеж специалистов. Правда, реальных аргументов у властей для этого нет. Вернее, нет самого важного аргумента — высокой заработной платы.

Люди всякие нужны...

В настоящее время в Латвии не хватает работников, помимо IT‑сферы, в транспортной отрасли и на производстве. Например, директор Рижского электромашиностроительного завода Николай Ерохов в разговоре с корреспондентом RuBaltic.Ru рассказал, как не мог в течение года найти в Латвии токаря на карусельный станок. В результате специалиста привезли из Украины. В строительной отрасли не хватает инженеров и специалистов высокой квалификации. Особенно это стало ощущаться сейчас, когда начался очередной период европейского финансирования и отрасль ожила.

Испытывают проблемы и транспортные компании. Глава Латвийской ассоциации автоперевозчиков Валдис Трезиньш говорит, что в стране работают даже филиппинцы. Кстати, по его словам, они очень ответственные водители, не пьют. Своих кадров не хватает: часть перебралась в Европу, другие выходят на пенсию. А молодежь не стремится в эту профессию: трудный хлеб. Так что единственный выход здесь видят в привлечении гастарбайтеров.

Валдис Трезиньш / Фото: youtubeВалдис Трезиньш / Фото: youtube

Процесс найма иностранца и оформления разрешения на работу в Латвии для граждан третьих стран довольно долгий (3–4 месяца) и излишне бюрократизированный. Правительство подготовило список профессий, представителей которых можно будет оформлять по упрощенной схеме (это положение должен еще утвердить Сейм), но водителей-дальнобойщиков в нем нет. 

И это притом, что, по данным Управления по делам гражданства и миграции, в прошлом году больше всего разрешений на работу в Латвии было выдано как раз в отрасли сухопутного транспорта (2 765). Первая тройка стран, из которых легально приезжает в Латвию больше всего гастарбайтеров, выглядит так: Украина, Белоруссия, Россия. 

Обойдемся без приезжих?

Привлечение работников из-за рубежа — это самый очевидный путь сохранения, скажем так, «экономического лица» страны. Однако правительство держит в уме и менее очевидные варианты. Кроме упомянутой надежды на реэмиграцию и некоторых действий по приведению системы образования в соответствие с требованиями рынка рабочей силы, есть еще вариант повышения квалификации или переквалификации имеющихся трудовых ресурсов. В стране всё еще довольно высокий уровень безработицы. 

Но здесь опять же есть препятствия. Например, низкая мобильность рабочей силы. Это важно, так как большинство безработных живет в регионах, а работники нужны в столице.

Кроме того, латвийские «трудовые резервы» отнюдь не падки на обучение и переобучение. По данным Минэкономики, взрослые в Латвии реже, чем в других странах ЕС, ищут возможность сменить квалификацию, чтобы соответствовать требованиям рынка труда. Да и возможности переквалификации и обучения взрослых в стране пока еще далеки от идеальных.

То есть единственный и самый быстрый выход из сложившейся ситуации многим работодателям видится именно в привлечении иностранцев и облегченном варианте получения ими рабочих виз.

Между тем, экономист Янис Ошлейс в беседе с аналитическим порталом RuBaltic.Ru сказал, что не надо вообще искусственно, путем ввоза рабочей силы из-за рубежа, поддерживать неэффективные компании — пусть они спокойно умрут. И тогда предприятия, работающие эффективно, которые инвестируют в инновации и могут позволить себе платить работникам высокие зарплаты, не будут испытывать дефицита кадров: те придут к ним от обанкротившихся конкурентов. А небольшое количество высококвалифицированных специалистов не зазорно, по мнению Ошлейса, пригласить и из России.

Янис Ошлейс / Фото: Freecity.lvЯнис Ошлейс / Фото: Freecity.lv

Похожей позиции придерживается и экономист Банка Латвии Олег Красноперов. По его мнению, за ввоз рабочей силы ратуют в основном трудоемкие отрасли и производства с низкой добавочной стоимостью. Но нужно различать приглашение высококвалифицированных специалистов и ввоз работников с низкой квалификацией. Ведь низкоквалифицированная рабочая миграция может только понизить уровень жизни в стране. Гораздо лучше, отмечает экономист, новые рабочие места создавать в высокотехнологичных отраслях. Конечно, этот вариант более затратный, и поэтому некоторые предприниматели окажутся против.

Но в долгосрочной перспективе это окупится. 

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров