×
Экономика Экономика

Приведут ли российские санкции к топливному кризису на Украине?

Источник изображения: udf.by

Незадолго до второго тура выборов президента Украины СМИ заполнили заголовки о том, что Россия с 1 июня вводит запрет на экспорт нефти, нефтепродуктов и угля на Украину. Одновременно с этим споры между Россией и Беларусью по «налоговому маневру» и чрезвычайное происшествие на нефтепроводе «Дружба» привели к ограничению поставок нефтепродуктов на Украину. Ожидает ли «незалежную» топливный кризис, разбирался аналитический портал RuBaltic.Ru.

Украинская нефтепереработка стагнирует не первое десятилетие. Помимо того, что объемы собственной добычи нефти упали с 1991 года более чем в три раза, из семи НПЗ ныне работают лишь два, притом далеко не на полную мощность. Причин тому множество, начиная с несбалансированной налоговой политики и заканчивая противостоянием олигархических групп за активы.

Таким образом, по состоянию на сегодняшний день Украина вынуждена импортировать порядка 45% бензина, 90% дизеля и 75% сжиженного углеводородного газа, который из-за ценового фактора становится все более популярным видом топлива среди украинских автовладельцев.

Ежегодно на украинский рынок заходит 6–7 млн тонн импортного топлива, порядка 70% которых из Беларуси и России, остальное приходится на Литву, Польшу, Румынию и ряд других стран.

Россия занимает первое место по объемам поставок дизеля, Беларусь — бензина. Рынок автогаза участники Союзного государства делят примерно пополам.

Торговля с Украиной для России и Беларуси является профицитной, и значительный вклад в это вносят именно поставки нефтепродуктов, экспортные цены на которые выше внутренних.

Решение российского правительства о прекращении поставок энергоносителей (нефти, нефтепродуктов, угля) на Украину спровоцировало в информационном поле волну слухов, что привело к спекулятивному росту цен на украинских АЗС. Тем не менее для того, чтобы понять, ожидает ли Украину топливно-энергетический кризис, следует изучить матчасть и проанализировать ряд подводных камней.

Российскую нефть Украина прекратила импортировать еще во времена президентства Виктора Януковича — с марта 2012 года. Украинские НПЗ работают на сырье внутренней добычи, а также осуществляют поставки нефти из Азербайджана. В отдельные временные промежутки производились поставки нефти из Казахстана и газоконденсата из Ирана, но это незначительные объемы.

В 2018 году Украина импортировала из России 15 млн тонн угля для ТЭС и металлургических заводов на сумму в 1,8 млрд долларов; доля Российской Федерации в импорте составила 70%.

Крупными потребителями российского угля являются холдинги «Метинвест» и «ДТЭК» Рината Ахметова, богатейшего человека Украины. Притом «ДТЭК» принадлежит ряд угольных шахт в Ростовской области, откуда идут поставки на украинские энергогенерирующие и металлургические предприятия.

Помимо России, часть угля Украина закупает в Беларуси, где нет угольных месторождений. В прошлом году объем импорта угля из Беларуси составил 850 тысяч тонн.

Напрашивается очевидный вывод: российские санкции на поставки угля могут быть преодолены за счет посредников, в том числе Беларуси. Либо, например, украинская сторона, тот же «ДТЭК», будет по документам осуществлять поставки угля со своих шахт в Ростовской области в Польшу, ставшую в последние годы нетто-импортером этого ресурса, а в действительности эшелоны с углем будут «оседать» на территории Украины, не пересекая ее западную границу.

Этот же тезис относится и к импорту нефтепродуктов из России. Официально железнодорожные цистерны могут «пропадать» на территории Украины, будучи официально предназначенными для стран Центральной и Восточной Европы, а также Молдавии.

В сущности, любые эмбарго в современном мире неэффективны, что, к слову, доказывает сама Россия, научившаяся обходить западные санкции на поставку отдельных видов продукции.

Понимая это, премьер-министр Украины Владимир Гройсман решил сыграть на настроениях националистически ориентированных избирателей накануне парламентских выборов. Гройсман выразил готовность полностью отказаться от российского бензина и дизеля. Примерно так же Киев «отказался» от российского газа, который является европейским лишь в бухгалтерских проводках и отчетах статистических ведомств.

Вместе с тем в постановлении российского правительства сказано, что вывоз продукции ТЭК с 1 июня может осуществляться на основе отдельных спецразрешений. Систему спецразрешений Россия отработала еще в прошлом году на поставках сжиженного углеводородного газа (автогаза) на Украину. Их получила только компания «Роснефть», которая стала в данном сегменте поставок монополистом.

Спецразрешения также могут получить лояльные Кремлю украинские бизнес-группы — те, кто имеют интересы на рынке нефтепродуктов и инвестируют в ряд политпроектов, отстаивающих необходимость прагматизации торгово-экономических отношений с Россией.

Наконец, существуют внутренние ресурсы для увеличения объемов производства нефтепродуктов и альтернативные маршруты поставок топлива — например, морским путем. Однако тогда более дорогая логистика войдет в цену для конечного потребителя.

Примечательно, что олигарх Игорь Коломойский, под чьим операционным контролем находятся компания «Укрнафта» и Кременчугский НПЗ, несколько лет назад лоббировал введение ограничений на поставки нефтепродуктов из России и Беларуси, рассчитывая увеличить свою долю на внутреннем рынке Украины. Руководства двух работающих на Украине НПЗ уже заявили о том, что готовы наращивать объемы производства светлых нефтепродуктов, а частные трейдеры увеличивают поставки нефтепродуктов через порты Одесской области.

В конечном счете едва ли стоит ожидать дефицита нефтепродуктов на украинском рынке. Другое дело, что цены на топливо ввиду спекулятивной составляющей и увеличения издержек производителей и трейдеров могут пойти вверх.

При этом стоимость нефтепродуктов на украинских заправках, с поправкой на уровень доходов населения, является чуть ли не наивысшей в Европе (литр А-95 — около 1,1 доллара). Впрочем, дальнейшая ценовая динамика будет зависеть прежде всего от стоимости барреля нефти на международных рынках и курса гривны к доллару.

Нынешняя ситуация на рынке нефтепродуктов — хороший повод для Киева провести аудит сохраняющихся производственных мощностей и задуматься над обеспечением внутреннего рынка продукцией собственного производства. По оценкам экспертов, в течение пяти лет Украина может выйти на самообеспечение нефтью и нефтепродуктами, правда, для этого требуется около 17 млрд долларов инвестиций.

Что ж, у новоизбранного президента и будущего состава парламента и правительства есть хорошая возможность поразмыслить, где эти деньги достать.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
Рожденные ползать националисты погубили авиастроение Украины
2 мая 2019
Мощное авиастроение было одним из главных символов научно-технического потенциала, который достался Украине в наследство от Советского Союза. Сегодня от него осталась только вывеска знаменитого на весь мир конструкторского бюро «Антонов». С 2016 года «незалежная» не построила ни одного серийного самолета, хотя майданные власти все время убеждали народ, что процесс вот-вот пойдет.
«Транснефть» заявила об умышленном загрязнении российской нефти
26 апреля 2019
Загрязнение нефти в трубопроводе «Дружба» произошло из-за умышленного вмешательства через частный «Самаратранснефть-терминал», принимающий сырье нескольких малых производителей.
В Беларуси отвели полгода на восстановление нефтепровода «Дружба»
30 апреля 2019
Транзит нефти по трубопроводу «Дружба» возобновится в полном объеме не ранее чем через полгода.
«Самаратранснефть-терминал» отверг обвинения в загрязнении трубопровода «Дружба»
29 апреля 2019
Частная компания «Самаратранснефть-терминал» (СТНТ) отвергла обвинения в причастности к загрязнению нефти в трубопроводе «Дружба».
Новости партнёров