×
Экономика Экономика

Что сулит Литве продление антироссийских санкций?

Источник изображения: coachsrant.com

Лидеры стран «Большой семерки» в Баварских Альпах договорились о том, что санкции против России могут быть усилены, если того потребует ситуация. Ранее немецкий канцлер А.Меркель и президент США Б.Обама договорились не снимать с России санкции в виду невыполнения минских соглашений, что предопределяет итоги предстоящего саммита ЕС в Брюсселе 25-26 июня, где санкции с большой вероятностью будут продлены еще на полгода. Чего в этой связи ждать Литве от продления антироссийских санкций?

На момент ввода европейских санкций летом 2014 г. и предпринятых Москвой ответных шагов по запрету поставок сельскохозяйственной продукции из ЕС экономика Литвы демонстрировала устойчивые темпы роста ВВП — 8,5 % (46 млрд долларов США по сравнению с 42 млрд долларов США годом ранее). Доход на душу населения, являющийся показателем экономического благосостояния страны, составил 10,5 тыс. долларов США. Благоприятные экономические показатели дали основание государству для пересмотра своей социальной политики в пользу увеличения минимального размера труда, пенсий, социальных пособий, что не раз возводилось правящими в приоритет в рамках преодоления последствий международного финансового кризиса 2008 г.

Россия традиционно является ведущим торговым партнером Литвы с удельным весом 21,24% (Германия — 9,16%, Польша — 8,87%, Латвия — 7,98%, Нидерланды — 4,61%), занимая первое место по экспорту и импорту.

Ответные шаги Москвы в отношении ЕС по обеспечению собственной безопасности сразу отразилось на экономических показателях Литвы. Объем российско-литовского товарооборота по итогам 2014 г. снизился по сравнению с предыдущим годом на 20,5% и составил 5,8 млрд долларов США. При этом российский экспорт снизился на 22,5% (до уровня 4,8 млрд долларов США), импорт из Литвы сократился на 10% (1 млрд долларов США).

Литва1.jpg

Международная компания рыночных исследований Euromonitor International сразу после введения Россией ответных санкций провела анализ и пришла к выводу о том, что больше всего из стран ЕС пострадает Литва. В самой Литве правящие элиты во главе с президентом Д.Грибаускайте посчитали «немного преувеличенными» опасения европейцев по поводу воздействия российских санкций на литовскую экономику.

В итоге, как и прогнозировали международные аналитики, экономика Литвы испытала «жесткую» посадку. Темпы роста ВВП упали в 3,5 раза (прогнозируемый ВВП по итогам 2015 г. — 44 млрд долларов США), в разы вырос бюджетный дефицит (превышение расходов над доходами), госдолг вырос на 5,5 % до исторически рекордных 40,9 млрд долларов США (90% от ВВП), а уровень безработицы превысил 11%.

По оценкам датских экономистов одного из ведущих банков Северной Европы Danske Bank, экспортные потери Литвы по итогам в 2015 г. составят 1,7 млрд долларов США (сокращение экспорта товаров и услуг на 25%). В 2016 г. прогнозируется дальнейшее сокращение объема экспорта на 3%.

Из-за российских санкций больше всего пострадал молочный сектор и мясная промышленность.

Россия является одним из ключевых рынков для литовской молочной продукции: 85% экспорта приходилось на Россию из 50% от общего объема национального производства молочных продуктов, отправляемых на внешние рынки.

К примеру, 2012 г. стал рекордным по объемам поставок в Россию (370 тыс. тонн молочных продуктов на 193 млн долларов США — 27 % от объема литовского товарного молока). Сыров было экспортировано 39,4 тыс. тонн на 181 млн долларов США, йогуртов — 1,55 тыс. тонн на 3,87 млн долларов США, сливочного масла 267 тонн на 1,3 млн долларов США.

С конца 2013 г. объемы поставок литовской молочной продукции стали сокращаться из-за введенного Россельхознадзором трехмесячного эмбарго ввиду несоответствия требованиям технического регламента Таможенного союза на молочную продукцию (неоднократное обнаружение в молочной продукции из Литвы антибиотика тетрациклина и других опасных веществ).

Реакцией литовского руководства стало обвинение России в «торговой войне» и обращение в Еврокомиссию в связи с «недобросовестной» конкуренцией Москвы с целью оказания на нее воздействия. Не добившись отмены российских ограничений, а также молочных компенсаций от Еврокомиссии, где Литве настоятельно порекомендовали заняться диверсификацией внешних рынков и активнее использовать европейские программы (бизнес-консультирование, кредитование и т.д.), Вильнюс решил устремиться на восток. По мнению литовских властей, емкость китайского рынка могла бы полностью решить проблему переориентации поставок национальной молочной продукции. Вот только чаяниям бизнеса не суждено было сбыться по политическим мотивам: из-за встречи в этот же период главы государства Д.Грибаускайте с прибывшим в Вильнюс по ее приглашению духовным лидером Тибета Далай Ламой, чьи действия официальный Китай расценивает как сепаратизм. Осознанный шаг главы государства, которая не могла не знать о последствиях, закрыл китайский рынок для литовского бизнеса.

Литва5.jpg

В 2008 г. президент Франции Н.Саркози своей встречей с тибетским лидером подорвал не только двусторонние, но европейско-китайские отношения. Китайцы заранее предупредили французов о возможных последствиях: отмена саммита ЕС и бойкот французской продукции в Китае. Ровно так и случилось. После этого главе Французской республики потребовалось немало усилий и времени для нормализации торговых отношений. Не удивительно, что литовские власти до сих пор не могут согласовать с китайцами необходимые для экспорта ветеринарные сертификаты. 

Может Литве стоит обратиться в Еврокомиссию или Всемирную торговую организацию с жалобой на Китай, который по политическим мотивам препятствует торговле? Таким образом Литва не только потеряла основные российские рынки сбыта, но и не смогла завоевать восточные.

Вторым наиболее пострадавшим сектором экономики Литвы стала транспортная сфера грузовых и железнодорожных перевозок. За 2014 г. объем грузовых перевозок упал на 14 % (до 14,4 млн тонн), а пассажирских железнодорожных перевозок на 25% (до 78 тыс. чел.).

По данным литовской ассоциации грузоперевозчиков «Linava», в результате санкций транспортный сектор Литвы потерял около 250 млн долларов США. Эти потери — лишь часть от общих потерь в результате транспортного простоя, который влияет на загрузку портов, грузовых терминалов, авторемонтных предприятий и т.д. Логистика обеспечивает создание 13% валового внутреннего продукта Литвы. По оценкам специалистов центра логистики транспорта и интермодальных перевозок при университете им. Гедиминаса в Вильнюсе, по итогам 2015 г. падение объемов грузоперевозок только усилится.

Попытки литовских перевозчиков переориентироваться на рынки Запада натолкнулись на протекционистские меры. Так, Германия (основной европейский транзитный рынок) приняла закон, согласно которому иностранные водители, проезжающие транзитом через Германию, должны получать установленную здесь минимальную оплату — 8,5 евро в час (в Литве этот показатель в разы меньше). Франция и Бельгия ввели новые правила отдыха, согласно которым водители по выходным дням не имеют права спать в своих грузовиках (мотели или гостиницы).

Пострадавшие от российских санкций литовские перевозчики возмутились действиями ЕС, квалифицировав их скрытым протекционизмом, целью которого является их выдавливание с европейского рынка, и как водится, обратились в Еврокомиссию.

До российских санкций Литва в силу своего выгодного транзитного положения с точки зрения грузовых перевозок между Западной Европой, Россией и государствами Средней Азии вынашивала идею стать региональным транспортным хабом для перевозки грузов на Восток и на Запад.

Для этого в стране на европейские деньги даже была запущена национальная программа по формированию транспортного логистического кластера, предусматривающая строительство сети многофункциональных логистических центров (МЛЦ) на ключевых транспортных узлах (Вильнюс, Клайпеда, Шяуляй), а также в местах стыковок европейской и советской колеи (Каунас, Моцкава) для обеспечения перевалки грузов. По замыслу литовских властей, это должно было дать конкурентное преимущество перед соседями, которые не занимались развитием МЛЦ.

литва6.jpg

Причем свой статус главного восточноевропейского транзитера литовские власти навязываю и своим прибалтийским соседям. Показательным примером является действия Литовской железной дороги (ЛЖД) в отношении польской компании PKN Orlean, литовского владельца Мажейкяйского нефтеперерабатывающего завода.

Поляки, попытавшиеся за счет отказа от Клайпеды переориентироваться на более дешевую логистику через порты Вентспилса, Риги, Лиепаи, столкнулись с тем, что ЛЖД, под предлогом неотложного ремонта, разобрали 19 км пути на прямой ветке Мажейкяй — Ренге (Латвия). Что удлинило дорогу до Вентсписла на 80 км, и практически свело на нет выгоды латвийского транзита. Правительство Литвы с 2010 г. обещает полякам решить логистические проблемы, но ничего конкретного не делается, несмотря на то, что польская инвестиция в литовскую экономику в 2008 г. (2,4 млрд долларов США) осуществлялась при условии логистического решения.

Сегодня, когда Россия полностью переориентировала западную внешнеэкономическую экспортную деятельность на собственную инфраструктуру (Калининград, Санкт-Петербург), литовские планы по созданию транспортного логистического кластера, а также строительству транспортного коридора между Западом и Востоком (Литва — Россия — Казахстан — Китай) утратили свою актуальность.

Вильнюс, активнее всех выступавший за европейские санкции против Москвы, по словам вице-президента Европейской комиссии В.Домбровскиса, заплатил самую большую цену. Правящие элиты во главе с социал-демократами, контролирующими транзит через Литовскую железную дорогу (генеральный директор Стасис Дайлидка входит в правление Социал-демократической партии.) лишились в лице российских компаний основного источника доходов. Что, в свою очередь, привело к сокращению партийного финансирования.

В энергетической сфере дела обстоят не лучше. Получив в аренду от норвежской компании «Hoegh LNG» плавучий СПГ терминал «Независимость» и заключив пятилетний контракт с норвежской «Statoil» на поставку 540 млн кубометров в год (25% от потребностей страны), литовские власти объявили о достижении энергетической независимости и победе над диктатом «политических» цен «Газпрома».

Литовские власти пообещали снижение цен для рядовых потребителей. Вместе с тем власть продолжает упорно игнорировать дискуссию экспертов об экономической целесообразности дорогостоящего проекта и отказываются раскрыть формулу цены норвежского СПГ.

В соответствии с подписанным в марте 2012 г. договором с Hoegh LNG, плата за аренду судна в день составляет 189 тыс. долларов США, в год — 68,9 млн долларов США, а за 10 лет — 689 млн долларов США. Необходимо также учитывать ежегодные выплаты по европейским кредитам на строительство портовой инфраструктуры, газотранспортной распределительной системы (100 млн долларов США). Учитывая привязку контрактной цены к оптовым котировкам на британском хабе NBP за семь месяцев (январь — июль 2014 г.), средняя стоимость 1 тыс. кубометров газа составила 303 доллара США. При условии сохранения данного среднего показателя по году, что не учитывает сезонный фактор колебания котировок, Литве пришлось бы заплатить Statoil 163 млн долларов США за год. Добавим ежегодное обслуживание судна — 68,9 млн долларов США, наземной инфраструктуры — 10 млн долларов США. Итого: ежегодный платеж (без учета расходов на доставку газа в Литву) составит 242 млн долларов США. Таким образом, стоимость 1 тыс. кубометров норвежского газа — 460 долларов США, что на 25% дороже российского трубного газа (370 долларов США).

литва7.jpg

Высокие цены на газ делают нерентабельным производство одного из основных налогоплательщиков бюджета, промышленного флагмана в области удобрений (потребляет более половины всего объема газа — 1 млрд кубометров) — Achema group (владеет 10% долей в операторе СПГ терминала Klaipedos nafta). Предприятие в прошлом году в целях сохранения своих международных экспортных позиций даже было вынуждено перенести часть производства в Финляндию.

Страдает и литовская газотурбинная электроэнергетика. Новый современный газотурбинный энергоблок (500 млн долларов США) мощностью 450 МВт (25% общей потребности) на литовской электростанции в Электренай (запущен в 2012г.) оказался нерентабельным и вынужден простаивать. Созданное на европейские деньги детище для снижения зависимости от российского импорта электроэнергии существует за счет субсидирования по линии специально созданного фонда в размере 350 млн долларов США, формируемого из ежегодных отчислений тарифицируемой конечной стоимости электроэнергии, которую платят все потребители. В 2014 г. литовские власти установили блоку квоту в 0,7 ТВт (2013 г. — 1,4 ТВт). Парадокс заключается в том, что чем выше стоимость кВт для потребителя, тем лучше для энергоблока, так как меньше требуется средств из специального фонда для его обслуживания. Все это никак не способствует снижению стоимости электроэнергии для потребителей. Тогда возникает вопрос: как расплачиваться по долгам на его строительство, не говоря о поддержании текущей работы?

По прогнозам международных экономистов, 2016 г. не сулит ничего хорошего Литве. В условиях сохраняющихся антироссийских санкций сформировавшиеся в 2015 г. негативные тенденции в литовской экономике получат свое развитие в следующем году. 

В силу высокой международной конкуренции и активно применяемого в мире протекционизма отечественных производителей рассчитывать на оперативную переориентацию рынков сбыта Литве не приходится. Национальные отрасли и дальше будут нести потери, сокращать объемы производства и рабочей силы, что приведет к еще большему торможению темпов роста ВВП и безработице. Отток капитала из страны продолжится. Литовский бизнес будет искать новые ниши в российских регионах, что открывает доступ на емкий рынок Евразийского экономического союза. 

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров