Тема недели:
Евродепутат: вмешательство России спасло Сирию и Европу
Интервью с депутатом Европейского парламента от Латвии (социал-демократическая партия «Согласие») Андреем Мамыкиным.
Понедельник
27 Марта 2017

«Европейские реформаторы» лишают Украину транзитного потенциала

Автор: Денис Гаевский

«Европейские реформаторы» лишают Украину транзитного потенциала

17.03.2017  // Фото: telegraf.com.ua

Конкурентным преимуществом Украины всегда являлся транзитный потенциал, созданный в советское время. А через несколько лет возглавляемая «командой реформаторов» Украина вполне может обрести полноценную «транзитную независимость» — в том смысле, что она не будет сколько-нибудь значимым фактором мирового рынка транзитных услуг.

Обретение Украиной «транзитной независимости» происходит медленно, но уверенно. В частности, Украина выпала из проекта «Нового шелкового пути», по маршруту которого Китай доставляет товары в Европу. Ничего удивительного в этом нет, учитывая распад единого институционального поля Украины, когда «патриотически настроенная общественность» может не только заблокировать любые железнодорожные пути сообщения, но и взорвать их.

Заместить выпадение из китайского проекта Украина попыталась собственными силами, организовав доставку грузов из Восточной Европы в КНР в обход России — через Черное и Каспийское моря. Эксперимент закончился полным провалом (что здравомыслящим людям было понятно изначально): запущенный в январе 2016‑го грузовой поезд вернулся на Украину пустым через три месяца — желающих везти грузы втридорога и с большим временным лагом, лишь бы не через Россию, не нашлось.

Кроме того, в связи с санкционной конфронтацией с РФ, а именно взаимными транзитными ограничениями, падают как объемы железнодорожного и автомобильного (введенного после блокады российских фур «активистами») транзита через Украину, так и объемы украинского экспорта в страны Центральной Азии и Закавказья. Таким образом, по оценкам МЭРТ и Нацбанка Украины, экономический ущерб стране составил 1 млрд долл.

К слову, «блокировщики» Донбасса выдвинули киевской власти очередной ультиматум, пообещав с 3 апреля заблокировать всю железнодорожную торговлю с РФ. Учитывая опыт предыдущих блокад, заявления «патриотов» вовсе не выглядят фантастическими.

Блокировщики Донбасса грозят «рельсовой войной» и подрывом ж/д-путей
Блокировщики Донбасса грозят «рельсовой войной» и подрывом ж/д-путей

В общем, контуры транзитной «независимости» становятся всё более отчетливыми. В лучшие времена Украина за счет предоставления транзитных услуг зарабатывала 8–9 млрд долл., а за 2015–2016 гг. этот показатель сократился до ежегодных 5 млрд долл.

Львиная доля, а именно 3 из 5 млрд долл., сформирована за счет транзита трубопроводным транспортом российского сырья: газа, нефти, нефтепродуктов, аммиака. Однако с введением в эксплуатацию обходных маршрутов транзитная рента Украины продолжит сокращаться, а также потребуются расходы на оптимизацию украинской ГТС, которые традиционно переложат на конечных потребителей в лице населения и промышленности (консервация отдельных участков, перестройка газораспределительной системы и т. д.). 

Под обходными трубопроводами подразумеваются «Турецкий поток», находящийся пока под вопросом «Северный поток – 2» и аммиакопровод из Тольятти до портов Краснодарского края. Строительство обходных маршрутов поставок «голубого топлива» в Европу диктуется не только удешевлением транзита, но и серьезным износом украинской ГТС, превышающим 83%. 

Ну, и никто не может дать никаких гарантий, что «общественные активисты» вдруг не решат взорвать магистральные трубопроводы, прекратив транзит газа «государства-агрессора».

Однако и без того украинские трубопроводы используются далеко не на полную мощность. Проектная мощность ГТС Украины — 140 млрд кубометров в год, но за три последних года суммарно прокачано лишь 210 млрд. Для нефтепроводной системы — 67 млн и 45 млн тонн соответственно. В связи со спорами между Москвой и Минском по нефтегазовому вопросу Киев может несколько подзаработать на транзите азербайджанской / иранской нефти в Беларусь, но едва ли подобный маршрут, в силу экономических и политических причин, будет востребован на протяжении длительного периода времени.

Не лучшим образом обстоят дела с морским транзитом. В период 2014–2016 гг. объемы транзита грузов в украинских портах сократились вдвое: с 40 млн до 20 млн тонн. Износ же портовой инфраструктуры, равно как железнодорожной вкупе с автомобильными дорогами, достигает, по словам «министра уничтожения инфраструктуры» Украины Владимира Омеляна, полновесных 90–97%. 

Владимир ОмелянВладимир Омелян

Положение дел с дорогами и вовсе является притчей во языцех: доходит до того, что депутаты Николаевского облсовета признали проходящие через регион дороги государственного значения угрожающими жизни и здоровью людей. Притом ситуация с дорогами, особенно Причерноморья, трагически ухудшилась за последние три года, когда «майданный» режим отменил квоты на экспорт зерновых, — следовательно, перегруженные зерновозы внесли решающий вклад в разрушение асфальтового покрытия.

Видимо, рецептом является проведение куда более активной декоммунизации названий инфраструктурных объектов — пожалуй, это единственное, в чём преуспели профильные чиновники. Оценили старания украинских инфраструктурных декоммунизаторов за рубежом: согласно рейтингу Logistics Performance Index 2016, Украина за 2015–2016 гг. опустилась на 80‑е место, утратив 19 позиций в рейтинге логистической эффективности.

Также отметим, что количество круизных лайнеров, посетивших Одессу в период 2014–2016 гг., составило всего 49, когда за один 2013 г. в «Южной Пальмире» их побывало 106. Притом большую часть времени Одесской областью руководил самый что ни на есть «прогрессивный» и прозападный Михаил Саакашвили. Его же администрацией был «зарублен» проект строительства паромной переправы через Дунай в Румынию.

Нет поводов для оптимизма в отношении воздушного транзита через Украину. Крушение малайзийского Boeing в небе Донбасса, а также инициированный яценюковским правительством разрыв авиасообщения с РФ (на чём заработал Минск) превратили Украину в «серую зону» на европейской карте авиационных перевозок.

Когда начиналась история с «евроинтеграцией» Украины, скептики предупреждали, что Киев многократно столкнется с теми негативными последствиями, которые в полной мере прочувствовала на себе Прибалтика (в меньшей степени Эстония). Так оно и получилось, но Украина, по сравнению даже с Литвой, Латвией и Эстонией, вместе взятыми, слишком большая страна для того, чтобы покрывать деньгами Евросоюза «выпавшие» источники собственных доходов в виде транзитной ренты и промышленности высокого передела. При сохранении текущих тенденций получаемые Украиной доходы от транзита в горизонте 2–3 лет рискуют «ужаться» еще в несколько раз.

Комментарии
Читайте также
Новости партнёров
Загрузка...

Лучшее средство от «кремлевской пропаганды»

Лучшее средство от «кремлевской пропаганды»

Особенно хорошо понимаешь надуманность проблемы «российской пропаганды», когда в очередной раз сталкиваешься с новостью о том, как еще один молодой отморозок с «бандерой головного мозга» оскорбляет или бьет украинских стариков, осмелившихся пойти против красно-черного мейнстрима.

Переродившиеся убийцы

Переродившиеся убийцы

«Убийство — незаконно. Поэтому все убийцы заслуживают наказания. Если, конечно, они не убивают тысячами, под звуки фанфар».

Угадай пару!

Угадай пару!

Любви все должности покорны!

Игналинская атомная электростанция

Игналинская атомная электростанция

О размахе строительства первой очереди можно судить по следующим цифрам и фактам: построено 50 километров железных и 142 километра автомобильных дорог, уложено 76,5 тысяч тонн арматуры, залито 999 тысяч кубометров монолитного бетона, выполнено 57,5 тысяч кубометров каменной кладки.

Попробуйте новый дизайн!

Дорогой читатель, предлагаем Вам попробовать новую версию нашего сайта. Вы в любой момент сможете вернуться к текущей версии сайта, а также оставить свой комментарий и оценку.

Попробовать!
Нет, спасибо