×
Экономика Экономика

Эксперт: на Украине экономикой управляет политика

Источник изображения: http://voicesevas.ru

На протяжении всего 2017 года фиксировался рост товарооборота между Украиной и Россией. В итоге в процентном соотношении он превысил объемы торговли Украины со странами Евросоюза. На этом фоне заявления официального Киева об экономической войне с Россией кажутся безосновательными. О том, насколько экономика Украины зависима от российского рынка и ради чего Киев готов переплачивать за газ из РФ, аналитический портал RuBaltic.Ru пообщался с профессором, ведущим научным сотрудником Центра постсоветских исследований Института экономики РАН Азой МИГРАНЯН:

— По данным Национального банка Украины, за период с января по ноябрь 2017 года Украина увеличила суммарный товарооборот с Россией на 28,6%, в то время как товарооборот с ЕС вырос всего на 27,6%. Г‑жа Мигранян, чем можно объяснить интенсификацию российско-украинских торговых отношений?

— Дело в том, что экономические потребности берут верх. Бизнес ищет возможности выхода на более рентабельный рынок, и это приводит к ускорению темпов роста. Хотя говорить о восстановлении объемов торговли и тем более о структуре торговли не приходится.

— Почему Украина не ведет реальную экономическую войну с Россией, о которой говорят националисты в Киеве?

— Это можно объяснить тем, что потребности украинской экономики могут быть удовлетворены только на российском рынке независимо от политической конъюнктуры и той публичной PR‑кампании, которая ведется на уровне идеологии и несовместима с интересами экономики.

Аза Мигранян / Фото: me-forum.ruАза Мигранян / Фото: me-forum.ru

— В абсолютных цифрах товарооборот между Украиной и Россией в три раза меньше, чем с ЕС (9,3 млрд долларов и 29,3 млрд долларов соответственно). Однако не секрет, что в импорте продукции стран Евросоюза учтен российский газ. Какими будут реальные цифры товарооборота между РФ и Украиной, если в них включить российское «голубое топливо»?

— Если Вы говорите о фактическом состоянии, то эта величина существенно увеличит объемы оборота.

Однако на сегодняшний день потребление газа на Украине сократилось примерно в три раза. Это связано с сокращением объема потребностей в промышленном секторе: закрылось много предприятий. Также снижается потребность населения в газе ввиду его дороговизны. В этом смысле объемы торговли уменьшились. Но посчитать это невозможно с точки зрения реальной статистики.

— Можно ли говорить, что в экономическом плане Россия и Украина — такие же близкие партнеры, как и до событий Евромайдана?

— Нет, они не остались такими же близкими партнерами. Россия и Украина практически потеряли взаимные объемы торговли и по значимости, и по структуре, также снизилось влияние товарооборота в экономике двух стран. Экономическое и торговое взаимодействие между Россией и Украиной за годы после Майдана существенно уменьшилось, и многократно сократилось взаимовлияние.

Но стоит отметить, что остается определенный уровень связанности интересов бизнеса. Он, на фоне общего падения украинской экономики, достаточно серьезен и имеет выход даже в условиях санкционных ограничений, запретов и карательных мер со стороны идеологических структур, настроенных против России.

— Как бы Вы могли прокомментировать декабрьское решение Стокгольмского арбитража по спору «Нафтогаза» и «Газпрома»? Чего добилась Украина, если ей всё равно придется покупать российский газ по схемам реверса?

— С точки зрения экономики и экономических интересов Украина ничего не добилась, за исключением того, что ей придется переплачивать за тот же продукт. Для них это решение имеет политическое значение.

На сегодняшний день Украина — это страна, которая принимает решения, исходя не из экономической целесообразности, а из политического дискурса.

Здесь мы можем говорить, что она идет к своим целям в ущерб своей экономике.

Верховная рада / Фото: ТАССВерховная рада / Фото: ТАСС

— Как повлияло на внешнюю торговлю Украины Соглашение об ассоциации с ЕС?

— Ассоциация с Евросоюзом способствовала изменению торговых потоков, увеличению объемов торговли с ЕС по сравнению с Россией. Нужно понимать, что меняется структура товарооборота: увеличивается доля торговых потоков, направленных в европейские страны. Но качество и содержание этой торговли пока что остается не в пользу Украины.

— На Украине наблюдается большой дефицит в торговле: сотрудничество с Россией недостаточно интенсивное, а с Брюсселем — упирается в квоты ЕС. Как Украине следует выстраивать торговые отношения с российскими и европейскими компаниями, чтобы преодолеть экономические проблемы?

— Если мы говорим о необходимости решения экономических задач, стоящих перед Украиной, то должны быть пересмотрены приоритеты политики.

Экономическая целесообразность должна возобладать над политическими интересами и сиюминутными политическими дискурсами.
Если этого не произойдет, то мы не можем говорить о соответствии потребностей украинской экономики и процессов, которые протекают на сегодняшний день. Говорить о каком-то совместном стратегическом планировании развития украинской экономики сегодня не приходится. Ни Евросоюз, ни Международный валютный фонд, ни тем более Россия не обязаны задумываться о том, как этой стране выбираться из ситуации.

Предложения, которые поступают со стороны ЕС, не способствуют решению экономических проблем. С Россией у Украины нет нормальных экономических отношений, и политических тоже. Поэтому говорить о каком-то совместном подходе для Украины сегодня не представляется возможным.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров