×
Экономика Экономика

Польша и Белоруссия готовятся к возобновлению энергетического диалога?

У планов Беларуси по превращению в региональный электроэнергетический центр может появиться новый интересант – Польша. Сотрудничество с Минском позволит Варшаве решить свои экологические проблемы и выиграть конкуренцию с Литвой в области проведения «восточной политики».

Электрогенерирующие мощности Польши на сегодняшний день составляют ориентировочно 34 млн кВт, где 85% всей вырабатываемой электроэнергии приходится на тепловые электростанции (29 млн кВт), 5% – на гидроэлектростанции (1,7 млн кВт) и 10% – на возобновляемые источники энергии (3,4 млн кВт). То есть основная генерация электроэнергии осуществляется на теплоэлектростанциях (ТЭС), половина которых работает на каменном угле, треть – на буром угле (на природном газе всего 3%).

При этом угольные ТЭС являются самыми мощными источниками загрязнения окружающей среды из-за концентрации микроэлементов и радионуклидов в золошлаковых отвалах ТЭС, а также из-за выбросов летучей золы в атмосферу.

Добиться значительного снижения воздействия угольных ТЭС на экологию можно лишь за счёт внедрения новых экологически чистых и высокоэффективных технологий сжигания угля. Для Польши на сегодняшний день это большая головная боль в силу того, что Евросоюз придаёт огромное значение защите окружающей среды, постоянно совершенствуя природоохранное законодательство. Согласно директиве N 2010/75/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС о промышленных выбросах (о комплексном предотвращении загрязнения и контроля над ним) страны ЕС должны получать комплексные разрешения и устанавливать ограничения на выбросы загрязняющих веществ, в первую очередь в энергетическом секторе. Срок действия директивы истекает 1 января 2018 г. и к этому времени страны ЕС обязаны провести модернизацию промышленных фондов, в первую очередь наиболее загрязняющих производств – ТЭС, для приведения показателей выброса в соответствие с установленными пороговыми значениями.

В свою очередь в Польше расположена четвёртая по установленной мощности в мире и самая крупная в Европе тепловая электростанция – Белхатувская ТЭС (5,4 МВт), которая использует в качестве топлива исключительно бурый уголь с местного разреза. Станция строилась советскими специалистами и была введена в эксплуатацию в 1975 г. Теплоэлектростанция принадлежит государству и производит в среднем 27–28 млрд кВт⋅ч в год (20 % от всей годовой генерации электроэнергии в Польше). Бурый уголь по европейской классификации проходит как лигнит, имеет низкую теплоту сгорания при образовании большого количества летучих веществ (до 50%). Именно данный вид ископаемого представляет самую большую угрозу с точки зрения загрязнения окружающей среды из-за образующейся высокой концентрации микроэлементов и радионуклидов вследствие его сжигания.

В 2007 г. Всемирный фонд дикой природы включил электростанцию в европейский список одиннадцати наиболее загрязняющих окружающую среду предприятий по причине большого удельного выделения углекислого газа (1,09 кг/кВт⋅ч, что эквивалентно 30 млн тонн CO2 в год).

Европейская комиссия для сокращения количества выбросов разработала целую программу по масштабной модернизации стоимостью 180 млн евро, реализация которой пришлась на новый виток международного финансового кризиса. В итоге большая часть планов была отложена до лучших времен.

В Польше, помимо государственной тепловой генерации, присутствует частный сектор, представленный независимыми производителями энергии, крупнейший среди которых – концерн Poludniowy Koncern Energetyczny (PKE), владеющий 8 ТЭС суммарной мощностью 5,16 млн кВт (18% от всей годовой генерации электроэнергии в стране). Они также работают на угле разного качества и требуют масштабной модернизации для соответствия жёстким европейским пороговым требованиям. И если государство ещё как-то может привлечь по линии различных европейских структурных фондов финансирование на модернизацию, то частные собственники вынуждены сами искать средства в условиях сворачивания ЕС инвестиционных программ на фоне продолжающегося мирового кризиса.

Поэтому для Варшавы именно строящаяся Белоруссией в Островце атомная электростанция может стать выходом из сложившейся ситуации в плане снижения зависимости от грязной генерации за счёт импорта дешёвой чистой электроэнергии.

С учётом заявлений официального Минска о готовности к запуску первого блока АЭС к 2018 г. (срок выполнения странами – членами ЕС требования Директивы о промышленных выбросах) логичным выглядит и возврат к этому времени польско-белорусского энергетического сотрудничества в активное русло. Такое взаимодействие отвечало бы как экономическим интересам двух стран (Варшава, ко всему прочему, могла бы зарабатывать на транзите белорусской электроэнергии на европейский рынок), требованиям экологической политики ЕС, так и геополитическим устремлениям Варшавы в соперничестве с Литвой за роль постсоветского интегратора в рамках «Восточного партнёрства» ЕС.

В пользу того, что такой диалог может быть возобновлён в любое время, говорят и ранее сформированные к этому предпосылки. Ещё в 2003 г. белорусские энергетики осуществили первую пробную поставку электроэнергии в Польшу, где оператором стала Берёзовская ГРЭС (экспортные поставки белорусской электроэнергии по линии электропередачи ГРЭС – Брест-2 – Вулька Добрыньска напряжением 110 кВ в объёме 900 млн кВт⋅ч в год). В 2006 г. Минск вёл переговоры с ЕС о финансировании строительства энергетического моста между Польшей и Белоруссией в рамках уже существующей линии электропередачи Россь –  Белосток напряжением 220 кВ (предлагалось лишь изменить класс напряжения и расширить пропускную способность этой ЛЭП). На тот момент проект уже имел высокую стадию готовности, требовалась лишь небольшая модернизация. В 2008 г., накануне обострения польско-белорусских отношений, между польской компанией «Кульчик Холдинг» и Министерством энергетики РБ было даже подписано соглашение о строительстве соединяющей энергосистемы двух стран мощной ЛЭП. Польская компания брала на себя все расходы по строительству Зельвенской конденсационной электрической станции (в качестве сырья – польский уголь) и необходимой инфраструктуры (до 2015 г. планировалось построить линию электропередачи мощностью в 500 кВ с возможностью реверсного режима, а к 2019–2020 гг. – увеличить мощности ЛЭП до 1 тыс. кВ). Всё это свидетельствует о высокой степени двусторонней проработки вопросов энергетической повестки.

В нынешних условиях именно Польша, а не Литва, чьи политические силы накануне парламентских выборов активно критикуют белорусскую АЭС, призывая к блокированию доступа к собственным электросетям (ограничить выход на европейский рынок), может стать европейским центром притяжения в условиях наметившегося потепления в отношениях между Минском и Брюсселем. Проигравшей окажется Литва, которая так и не смогла обернуть своё «советское» наследие в виде разветвлённой системы мощных ЛЭП в прибыльное для страны дело.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров