×
Экономика Экономика

Почему не работает прибалтийская газовая солидарность?

Источник изображения: www.lngworldnews.com

Литовские власти в преддверии парламентских выборов 2016 г.  стремятся оживить тему «энергетической независимости от России», не раз становившуюся своего рода палочкой-выручалочкой в предвыборных кампаниях, где требовалась мобилизация собственного электората перед лицом «российской угрозы».

Отправной точкой в очередной раскручиваемой информационной кампании стало подписание в октябре 2015 г. между Литвой и Латвией меморандума о сотрудничестве в области диверсификации поставок природного газа и развития открытого газового рынка в странах Балтии в период 2015–2017 гг. По мере раскрутки излюбленной темы власти периодически осуществляют информационные вбросы о готовящихся с февраля 2016 г. поставках американского сжиженного природного газа, который «по своим характеристикам сопоставим с российским трубным голубым топливом». Все это призвано продемонстрировать в действии обещанную властями энергетическую «диверсификацию» от «диктата политических цен "Газпрома"».

Сегодня заезженный литовскими властями тезис «энергетической независимости» утратил свою актуальность. Российский концерн «Газпром» еще летом 2014 г. в соответствии с требованием «Третьего энергетического пакета ЕС», как и немецкая компания E.On (38,9%), продал свои доли (37,06%) литовской газотранспортной компании Amber Grid и газораспределительной Lietuvos Dujos. Таким образом, российская газовая компания превратилась в обычного игрока на местном рынке, наряду с другими поставщиками голубого топлива, к примеру, норвежским Statoil. Норвежцы в рамках долгосрочного пятилетнего контракта не только обеспечили стабильный рынок сбыта для собственного (2,7 млрд кубометров), более дорогого СПГ, но и навязали литовским властям невыгодные многолетние кабальные условия (по договору с норвежской HoeghLNG, плата за аренду судна в день составляет 189 тыс. дол., в год — 68,9 млн дол., а за 10 лет — 689 млн дол.).

Сегодня из-за падения темпов роста экономики Литвы (2014 г. – 2,8%, по итогам текущего года прогнозируется 1,6%) в виду экономического кризиса, спровоцированного санкциями ЕС в отношении России, сократились и общие газовые потребности страны. Вместе с тем издержки на обслуживание плавучего терминала СПГ остались на прежнем уровне. При этом резкое сокращение доходов из-за потери основных российских экспортных рынков, а также наращивание правящими властями социальных расходов для выполнения своих популистских предвыборных обещаний усугубило рост бюджетного дефицита. Такая безответственная политика не осталось незамеченной Брюсселем, который предупредил Вильнюс о риске чрезмерного превышения расходов бюджета страны в следующем году над ее доходами. По мнению Еврокомиссии, литовские власти чересчур оптимистичны по поводу экономических прогнозов на следующий год, что может привести к нарушению норматива по структурному дефициту (соотношение величины государственных расходов с величиной налоговых поступлений) — до 1% от внутреннего валового продукта.

На фоне всего этого Сейм Литвы обязал кабинет министров провести международные переговоры по пересмотру действующего газового контракта с Норвегией.

Экономический тупик, в который загнали сами себя литовские власти, является закономерным итогом политики игнорирования на протяжении последних лет сформировавшейся устойчивой негативной тенденции сокращения потребления объемов газа (с 1,8 млрд куб. м до 1,3 млрд куб. м в 2014 г. — 30%). Ухудшение общей экономической ситуации вынудило многие промышленные предприятия либо сократить свои мощности, либо, как в случае с крупнейшим потребителем газа — концерном по производству азотных удобрений Achema, заняться делокализацией в соседние североевропейские страны, в частности Финляндию. В отношении самого концерна власти Литвы заняли весьма странную позицию. Предприятие, несмотря на то, что владеет 10% в управляющей терминалом СПГ компанией Klaipedos Nafta (контрольный пакет у государства), позиционируется властями в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта, который должен собственные вопросы закупки газа (ориентировочно 1 млрд кубических метров — 40% от 2,6 млрд куб. метров потребляемого в стране газа) решать самостоятельно напрямую с Россией (концерн треть необходимых объемов газа в обязательном порядке покупает у терминала). Таким образом, самоустранившееся государство, оставило без поддержки  своего основного налогоплательщика.  

На сегодняшний день с учетом всех факторов реальная нехватка Литвы в газе может составлять порядка 400–450 тыс. кубометров в год (еще около 600 тыс. кубометров год закупают частные компании — Dujotekana (380 млн кубометров) и Каунасская теплофикационная электростанция (220 млн кубометров)). У кого власти Литвы планируют покупать эту недостающую дельту, у РФ или у США, является предметом текущих переговоров.

Что касается подписания литовскими властями прибалтийского меморандума о сотрудничестве в области диверсификации поставок природного газа и развития открытого газового рынка в странах Балтии в период 2015–2017 гг., то здесь Вильнюс явно выдает желаемое за действительное.

Во-первых, сам документ о наращивании региональных газовых поставок из Литвы носит необязательный характер. На стадии его подготовки  переговоры на уровне министров энергетики Литвы и Латвии выявили определенную сдержанность в подходах к совместной эксплуатации СПГ. Так, министр экономики Латвии Д.Рейзниеце-Озола поставила поставки газа через терминал СПГ в зависимость от конкурентной цены норвежского газа. О том, что министр сомневается в перспективности данной затеи, говорит и ее заявление, сделанное в начале августа в интервью BNS. По словам министра, «газ с СПГ будет на 5–6% дороже, чем импортируемый Latvijas Gaze российский трубный газ». И дело не только в конкурентоспособности норвежского газа. Латвия, руководствуясь в первую очередь экономическими соображениями, отложила либерализацию газового рынка до 2017 г. (Третий энергетический пакет ЕС допускает перенос сроков), обеспечив тем самым долгосрочные скидки и стабильные цены от российского поставщика. Эстония в свою очередь вообще отказалась демонстрировать прибалтийскую солидарность в силу своего доминирующего положения на региональном рынке поставок электроэнергии (крупнейший в мире завод в Нарве по сжиганию сланцев обеспечивает статус нетто-экспортера).

В довершение ко всему на днях из Латвии пришли неприятные новости о временном ограничении латвийским судом импорта газа из Литвы, чей министр энергетики Р.Масюлис назвал судебное решение «большим шагом назад, который не позволит Риге закупать более дешевый газ». Суд по просьбе Latvijas gaze (имеет действующий долгосрочный контракт с «Газпромом») временно приостановил решение Комиссии по регулированию публичных услуг об импорте газа из Литвы. Ранее государственная латвийская энергетическая компания Latvenergo сообщила о планах приобрести до конца года у Литвы пробную партию газа в рамках подписанного в середине октября 2015 г. между Литвой и Латвией меморандума о взаимопонимании по созданию открытого рынка природного газа.

Получается, что ни в Латвии, ни в Эстонии не верят в прибалтийскую газовую солидарность, считая норвежский газ неконкурентоспособным по сравнению с российским трубным голубым топливом, а самое главное — не хотят взваливать на себя дополнительное финансовое бремя по обслуживанию литовской газовой инфраструктуры.

Поэтому при любых предвыборных раскладах расплачиваться за безответственную экономическую политику властей придется, как всегда, бизнесу, который вот уже год несет на себе издержки пресловутой энергетической «Independence».

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров