×
Экономика Экономика

В долгах как в шелках: Украина идет к дефолту

Источник изображения: yandex.ru

Международный валютный фонд (МВФ) объявил, что Украине грозит дефолт. В условиях сворачивания деловой активности и неочевидных перспектив продолжения кредитования со стороны международных институций всем субъектам экономики Украины в течение 2020 года необходимо выплатить 17 млрд долларов по внешним долгам. В то же время коронавирус открыл широкое окно возможностей для оздоровления системы государственных и корпоративных финансов — другой вопрос, найдется ли политическая воля для того, чтобы воспользоваться ими. Аналитический портал RuBaltic.Ru решил узнать, кому и сколько должна Украина, а также изучить перспективы уменьшения долгового бремени.

По состоянию на 31 декабря 2019 года государственный и гарантированный государством долг Украины составил 84,3 млрд долларов, из них 48,9 млрд — внешний долг, 35,4 млрд — внутренний. Таким образом, соотношение госдолга к ВВП составляет чуть больше 60%, что в экономической литературе принято считать погранично допустимой чертой госдолга.

Безусловно, многие страны развитого капитализма существуют с уровнем госдолга 100 и более процентов. Однако они, помимо наличия эффективной экономики, генерирующей высокую добавленную стоимость, имеют возможность беспроблемно реструктуризировать задолженность под минимальный или вовсе нулевой процент.

Этого, в свою очередь, не может позволить себе Украина.

С середины 2017 года в отношениях между Киевом и МВФ наметился кризис ввиду того, что команда Петра Порошенко, уже начавшая к тому моменту предвыборную кампанию, не желала выполнять непопулярные требования Фонда.

Тогда правительство Украины и Нацбанк перешли к стратегии эмиссии номинированных в гривне облигаций внутреннего государственного займа, ставка доходности по которым достигала колоссальных по меркам мирового финансового рынка 17–18% годовых.

С учетом укрепления курса гривны, продуцируемого притоком валютной массы нерезидентов, скупавших облигации госзайма, эффективная ставка в валюте по ним могла достигать 30%.

В течение 2017–2019 годов госдолг Украины совокупно вырос на 14,4 млрд долларов, тогда как от МВФ за этот временной промежуток было получено всего 1,4 млрд. Более 60% внешнего долга Украины номинировано в долларах США.

В декабре 2019 года Министерство финансов Украины заявило, что структура госдолга на 22% (то есть около 18 млрд долларов в абсолютных значениях) состоит из официальных заимствований — то есть долгов перед международными институциями в лице МВФ, ЕБРР, Всемирного банка и прочих организаций. Еще около 12% долгов (около 10 млрд долларов) — это государственные гарантии, выданные государственным компаниям и агентствам (для реализации инфраструктурных и промышленных проектов, для обеспечения критического импорта и так далее).

Большая часть остальных долгов — это задолженность по облигациям внутреннего и внешнего государственного займа.

В том числе в эту категорию входит так называемый «долг Януковича» — заем в размере 3 млрд долларов, выданный Москвой правительству Януковича-Азарова в декабре 2013 года в разгар Евромайдана. Относительно этого долга уже который год продолжаются разбирательства в судах британской юрисдикции, но, вероятнее всего, британское правосудие сошлется на то, что Украина «стала жертвой военной и экономической агрессии», а потому не должна возвращать эти деньги.

Примечательно, что Украина находится на втором месте в мире после Греции по объемам задолженности перед МВФ — официальный Киев должен Фонду чуть более 10 млрд долларов.

По состоянию на сегодняшний день правительство Украины ведет переговоры о заключении новой программы сотрудничества объемом 5,5 млрд долларов. В конце прошлого года Фонд заявил, что готов выделить эти деньги при том условии, что будут приняты закон о свободном обороте земли сельскохозяйственного назначения и закон о невозможности вернуть национализированный в 2016 году «ПриватБанк» олигарху Игорю Коломойскому, который внес существенный вклад в победу Владимира Зеленского на выборах 2019 года.

Безусловно, у каждого национального правительства существуют долги — это своего рода признак «встроенности» в мировую финансовую систему. Другое дело — возможность рефинансирования и удельный вес расходов на обслуживание и возврат долгов в государственной казне.

Для Украины процентные ставки по обслуживанию долгов и доля бюджета, который расходуется на выплату задолженностей, крайне высоки, что является одним из ключевых факторов сдерживания экономического и социального развития.

Такой долг, который сегодня накоплен Украиной, невозможно вернуть в принципе, его можно только бесконечно реструктуризировать.

Кроме того, высокий уровень задолженности приводит к усилению внешнеполитического влияния и влияет на суверенную экономическую политику государства.

На фоне эпидемии коронавируса проблема долговой нагрузки на государственные финансы существенно актуализировалась. С другой стороны, форс-мажор глобального масштаба может стать большим шансом для Украины с точки зрения возможности оздоровления системы госфинансов.

Мораторий на выплату внешних долгов, переговоры с иностранными игроками о частичном списании задолженностей, деофшоризация экономики, сокращение крайне раздутых затрат на государственный аппарат и силовой блок, привлечение коррупционеров к ответственности на фоне закрытых границ — это те шаги, которые куда легче предпринять в условиях чрезвычайной ситуации и переключения внимания западных структур на собственные проблемы.

Если ранее решение о моратории на выплату внешних долгов привело бы к обвалу кредитных рейтингов Украины, что существенно затруднило бы привлечение финансирования извне, то в нынешних условиях этот инструмент в руках западных институций перестает быть эффективным.

Любой кризис — это шанс и возможность. Вопрос лишь в наличии у власти политической воли пойти на жесткие решительные шаги, которые позволят распутать многочисленные экономические проблемы, накопленные в предыдущие годы.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
Президент Литвы пожаловался на переход разведки России в условиях карантина на удаленную работу
25 марта 2020
Российская разведка в условиях объявленного в Литве карантина перешла на удаленную работу, из-за чего ее оперативные возможности снизились. Об этом заявил литовский президент Гитанас Науседа. В то же время возросла опасность нелегальной работы в электронном пространстве, пожаловался глава государства.
Путин перенес день голосования по поправкам в Конституцию
25 марта 2020
Голосование по поправкам в Конституцию будет перенесено в связи с распространением эпидемии коронавируса. Об этом сообщил российский президент Владимир Путин.
В Латвии загруженные предприятия «займут» работников у простаивающих отраслей
25 марта 2020
Латвийские предприятия нашли способ расширить свое производство в условиях ограничений из-за пандемии коронавируса. Так, предприятия, которым традиционно не хватало рабочих рук, предложили «одалживать» сотрудников у других компаний, временно закрывшихся на карантин.
В Литве карантин из-за коронавируса продлен на две недели
25 марта 2020
В Литве до 13 апреля продлен общенациональный карантин из-за коронавируса. Такое решение было принято правительством республики.
Новости партнёров