×
Экономика Экономика

«Социальный демпинг» разрушает ЕС изнутри

Источник изображения: www.euractiv.com

Западные члены Евросоюза поссорились с восточными из-за польских строителей.

В Евросоюзе разразились жаркие дебаты вокруг вопроса так называемых «размещённых работников» (posted workers). Под этим именем в европейских директивах проходят работники из одной страны – члена ЕС, которых работодатель отправляет во временную служебную командировку в другую страну – члена ЕС, часто в соседнюю. На командированных приходится лишь 0,7% занятых в ЕС работников, однако, по оценкам Еврокомиссии, их концентрация велика в определённых секторах экономики и странах. Более того, численность командированных неуклонно увеличивается – с 2010-го по 2014 год зафиксирован почти 45-процентный рост. Пребывание командированных работников в принимающей стране на уровне Евросоюза было урегулировано в 1996 году. Тогда работодателей обязали платить им не меньше размера минимальной оплаты труда в стране размещения. 20 лет серьёзных коррекций схемы не происходило. Но с тех пор сам факт наличия командированных стал одним из наиболее осязаемых и очевидных маркеров экономического неравенства внутри ЕС. 

Бригадиры с востока

Если собирательный образ экономического мигранта-гастарбайтера в Европе давно и прочно застолбил за собой польский сантехник, то в области командировок за рубеж аналогичные лавры по праву принадлежат польскому строителю. Большинство командированных заняты в сфере строительства (43,7%), на втором месте стоит производство (21,8%). Лидер по экспорту наёмной рабочей силы – Польша. Из 1,92 млн командированных работников в ЕС 500 тыс. – поляки. Крупнейший импортёр – соседняя Германия. Всего на ФРГ, Францию и Бельгию приходится половина импорта рабочих. Немецким крупным компаниям выгоднее отдавать субподряды неприхотливым и «более скромным» полякам, нежели прибегать к услугам местных рабочих. 

Ещё бы: немецкий бригадир на стройке в Саксонии привык трудиться не меньше чем за 19 евро в час, в то время как гость из Польши с радостью выполнит ту же работу за 11,05 евро. Поляки, таким образом, пользуются большим спросом, активно оккупируют рабочие места, что увеличивает безработицу среди коренного населения, приводит к закрытию мелких местных предприятий и в отдельных случаях даже снижает стандарты оплаты труда в регионах. 

Негативные эффекты от наплыва командированных ощущают и французы. Характерный пример приводит журнал The Economist: балансирующая на грани закрытия судостроительная верфь в Сен-Назере наконец-то получила заказ на строительство массивных круизных лайнеров. Тысячи местных жителей вздохнули с облегчением, рассчитывая найти работу, но были шокированы, когда от четверти до трети рабочих мест на верфи достались приехавшим работать по контракту полякам, венграм и прочим выходцам из Восточной Европы. Поэтому профсоюзы и чиновники во Франции и Германии засилье наёмных рабочих из-за рубежа считают «социальным демпингом» – пагубной практикой злоупотребления принципом свободы движения рабочей силы, когда более бедные страны по сути паразитируют на рынках труда более богатых стран, разлагая их. Такого мнения в Старой Европе придерживаются как правящие проевропейские партии, так и находящиеся в оппозиции евроскептики. Берлин и Париж подали сигнал Еврокомиссии: проблему надо срочно решать. Французский премьер-министр Мануэль Вальс фактически выставил ультиматум: или экспортёров командированных работников обуздают, или Франция вообще отказывается выполнять любые директивы по этому поводу.

В поисках гармонии

Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер жалобам французов и немцев внял – или, как отмечает The Financial Times, «склонил перед ними голову»: реформа была запущена. Руководит преобразованием профильный еврокомиссар по занятости, социальным делам, навыкам и мобильности рабочей силы Марианн Тиссен. Официальная цель – гармонизация и конвергенция условий оплаты труда местных и приглашённых рабочих, то есть создание им равной правовой защиты. «Мы должны способствовать мобильности рабочей силы, но она должна работать справедливо», – подчеркнула Тиссен в марте на презентации своей программы. Во главу угла был поставлен принцип: при оплате одинаковой работы, выполняемой в одном и том же месте, должны действовать общие правила. ЕК установила, что, хоть работодатели и должны не платить командированным рабочим меньше «минималки» в стране пребывания, ничто не обязывает их платить больше. 

В итоге получается существенная разница в зарплатах местных и приезжих – порой иностранцы получают на 50% меньше местных (за абсолютно одинаковую работу). Исправить это ЕК предлагает, распространив на находящихся в командировке рабочих правила расчётов оплаты труда, принятые в стране, куда их направили. 

Речь не идёт о том, чтобы заставить польских субподрядчиков, работающих в Германии, платить своим людям столько же, сколько получают их немецкие коллеги. Но отныне они будут обязаны при формировании зарплаты работникам, помимо стандартного почасового оклада, учитывать различные доплаты – бонусы, надбавки, компенсации, суточные. Так, рабочим на стройках, кроме «минималки», должны будут добавлять денег за работу в сложных погодных условиях, при переезде, за выполнение «особых работ», в том числе в опасной обстановке, за использование определённых инструментов и тому подобное. Если работник находится в командировке свыше 24 месяцев, на него должны будут полностью распространяться нормы трудового законодательства «принимающей стороны». Кроме того, ЕК собирается жёстче контролировать деятельность иностранных субподрядчиков и хочет ввести обязательные типовые коллективные соглашения во всех секторах экономики. Отдельно отмечается, что многие члены ЕС уже полностью или частично пользуются такими универсальными соглашениями; Польши среди них нет. 

Бунт одиннадцати

Идеи Еврокомиссии привели к расколу Евросоюза. Франция, Германия, Британия, Италия, Испания и Португалия реформу поддержали. Резко против выступили страны Балтии, Вышеградская группа, Румыния, Болгария и Хорватия, а также Дания, которая традиционно допускает множество оговорок в отношениях с Евросоюзом. Противники нововведений объединили усилия и активировали процедуру «жёлтой карточки»: в мае 11 парламентов стран Центральной и Восточной Европы направили письменные протесты в Еврокомиссию. Претензии сводились к следующему: реформа недостаточно обоснована; Брюссель недостаточно консультировался с членами ЕС, да и вообще суёт нос не в своё дело, ведь данный вопрос лучше отрегулировать на национальном уровне; налицо нарушение принципа субсидиарности. 

Кроме того, выравнивание зарплат должно идти по мере развития экономики государств, роста производительности труда, а не по указке евробюрократов. Иными словами, сколько можем, столько и платим, плюс проблема не такая уж важная – касается всего 0,7% занятых! Капля в море на фоне ЕС. 

Так что резоннее будет бороться с вопиющими злоупотреблениями в рамках существующей системы, чем сгоряча изобретать новую. Польский министр труда и социальной политики Эльжбета Рафальская назвала поправки ЕК «преждевременными». «Нам стоит сначала оценить эффекты от применения [действующей] директивы. Только тогда у нас будут более достоверные данные», – сказала она. 

Спасибо, все свободны

На пространные рассуждения Еврокомиссия ответила цифрами: если в 1996 году самая низкая «минималка» по ЕС отличалась от самой высокой в три раза, теперь – в десять. Оттого нынешняя система, созданная в 1990-е, до большого расширения Евросоюза с последующим ростом общего рынка, банально не справляется с запросами времени и новой реальностью. А об «уравниловке по указке» никто не говорит вовсе – ЕК лишь хочет обеспечить равную защиту приезжих и местных рабочих. Эти доводы Еврокомиссия разослала по столицам недовольных. Их сердечно поблагодарили за участие в дискуссии, но протесты отклонили. 20 июля коллегия ЕК окончательно постановила, что реформа принцип субсидиарности не нарушает, следовательно, интересы стран-членов не попраны. «Учтя все аргументы, мы пришли к выводу, что наше предложение полностью соответствует данному принципу, поэтому мы его сохраняем», – сообщила еврокомиссар Тиссен. 

Решение Брюсселя вызвало волну негодования среди критиков. Наиболее болезненно мнение ЕК восприняли в Польше. Политики правящей правой партии «Право и справедливость» отнеслись к ситуации в своём репертуаре – принялись одновременно бравировать популярностью Евросоюза в Польше и пугать подъёмом евроскептиков. Премьер Беата Шидло заявила, что Евросоюз не извлёк уроки из «брексита». «Необходимо усилить контроль национальных парламентов над принятием решений в ЕС», – пояснила Шидло 21 июля от имени Вышеградской группы, чьи лидеры собрались на саммит в Варшаву. Кивок в сторону недавнего британского референдума вслед за начальницей сделал замминистра внутренних дел Конрад Шиманьский: «Если ЕК не в состоянии понять политического значения протеста 11 стран – членов ЕС, это значит, что она абсолютно ничему не научилась после Brexit. Комиссия по-прежнему считает, что она лучше знает, что делать в сфере регулирования рынка, а это плохое предзнаменование».

«Откуда появился этот проект? – недоумевал по поводу идей ЕК в беседе с порталом EUobserver на условиях анонимности польский дипломат в Брюсселе. – Где доказательство, что командированные работники портят рынок труда?» По его мнению, план реформы основан не на фактах, а на желании удовлетворить интересы отдельных стран, его лоббирующих. 

Тест для отношений

Отвергнув позицию восточных и балтийских стран, Еврокомиссия намерена пропустить инициативу через Европарламент и вынести на повестку дня Евросовета. В Брюсселе также подчёркивают, что готовы к продолжению диалога со всеми заинтересованными сторонами. Можно ожидать, что «Блок 11» не сдастся без боя. Дебаты вокруг командированных рабочих продолжатся и станут не менее жёсткими, чем зимнее сопротивление группы новых членов ЕС попыткам британских властей ограничить социальное обеспечение мигрантов. В то же время споры усилят противостояние Брюсселя с отдельными государствами внутри Союза. «Вопрос директивы о командированных работниках – тест для отношений между национальными парламентами и Европарламентом, которые чаще характеризовали как конфликт, нежели сотрудничество, – рассуждает Валентин Крайлигер, аналитик EurActiv. – И если Еврокомиссия сохранит своё предложение, оно серьёзно навредит её отношениям с национальными парламентами, хотя ЕК, наоборот, хотела их улучшить». 

Претензий к евробюрократии и так накопилось много, оттого несколько важных идей Еврокомиссии восточными членами ЕС ранее было отклонено, в частности многочисленные прожекты по беженцам. 

Конфликт вокруг командированных работников – частный случай общих противоречий между богатыми и бедными «родственниками» в европейской семье, разрыв между которыми становится более очевидным. После «большого расширения» в 2004 году, когда в ЕС скопом приняли 10 бывших государств соцлагеря, и последующих расширений с новыми членами пришёл ворох проблем, вызванных экономическим неравенством. Именно эти проблемы Еврокомиссия сейчас и пытается разрешить, постоянно оказываясь меж двух огней – старожилов Евросоюза, стремящихся защитить свою экономику, и «амбициозных новичков», которые обвиняются в преодолении своих трудностей за счёт соседей. Несопоставимость экономического развития различных членов ЕС порождает совершенно противоположные взгляды на один из фундаментальных столпов Евросоюза – свободу движения рабочей силы и конкуренцию. Германия и Франция убеждены, что распространение западных стандартов на польские компании, работающие за рубежом, повышает конкуренцию, так как полякам запрещают демпинговать. Польша вместе с союзниками утверждает, что дешёвая рабочая сила, наоборот, является конкурентным преимуществом, которое Брюссель намерен ликвидировать, тем самым разрушив конкурентную среду. Между этими двумя подходами Евросоюзу и придётся искать золотую середину, если он желает угодить всем.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров