Экономика Экономика

Экономист: Украина станет обузой для Европы

remove_red_eye  3625 0  

Сегодня должна быть подписана экономическая часть договора Украины с ЕС об ассоциации. Кроме того, на Украине продвигается законопроект, который позволит продать 49% газотранспортной системы инвесторам из ЕС и США. А вот Россия в числе «потенциальных покупателей» не указана. Что сподвигло Украину на продажу газопровода, который считался чуть ли не символом независимости наряду с тризубом, гимном и булавой, что ждёт страну после подписания экономического договора, портал RuBaltic.Ru обсудил с ведущим экспертом по экономике Института стран СНГ Азой МИГРАНЯН:

- Аза Ашотовна, на 27 июня намечено подписание экономической части договора Украины с ЕС. Как Вы оцениваете это событие?

- Мотивы таковы - продемонстрировать независимость в принятии решений.

Что касается экономики, то данное подписание на сегодняшний день абсолютно противоречит экономическим интересам Украины. Хотя бы в той части, что согласно договору об ассоциации предполагается формирование технических стандартов и регламентов для произведённой на Украине продукции по европейским требованиям.

А для этого, согласно подсчётам экспертов ЕС, необходимо как минимум (по разным критериям и разным видам продукции) от 60 до 150 миллиардов долларов вложений в украинскую экономику, чтобы достичь необходимых параметров или приблизиться к ним. Этот факт говорит о многом - и в том числе о мотивах решения по подписанию.

С другой стороны, Евросоюз, учитывая прежний опыт, несколько смягчил условия для Украины и продлил время, которое даётся для перехода Украины к евростандартам. Кроме того, несколько снижены требования по сельхозпродукции и другим видам продукции, связанным с переработкой сельхозсырья.

Но при этом Евросоюз не учитывает ту военно-политическую ситуацию, которая создала условия для банкротства украинской экономики. И говорить о нормальных рыночных отношениях украинской экономики в ассоциации с ЕС при нынешнем уровне развития невозможно. То есть это будет так называемый придаток, который будет функционировать в первую очередь как зона сбыта для неликвидной продукции и хранения отходов, а также для использования природных ресурсов Украины (в т. ч. чернозёма, полезных ископаемых, топливно-энергетических ресурсов).

И с третьей стороны, это приведёт практически к нивелированию имеющегося промышленного производства. Я имею в виду значительное производство: машиностроение, тяжёлое машиностроение, авиа- и судостроение и так далее. За исключением товаров народного потребления, и то в рамках внутреннего пользования.

При этом производство сельхозпродукции будет двигаться к сужению ассортимента. Потому что интересы стран Европы с точки зрения их рынков заключаются в использовании земельных угодий, но не в создании конкурентов своей продукции. В частности это касается, скажем, свинины.

- Почему президент Пётр Порошенко решился на такой шаг?

- Скорее всего, он мотивирован политическими обязательствами, которые сопровождали его выдвижение и избрание на этот пост.

Кроме того, это необходимое условие, без которого утверждать, что украинская экономика независима от российских экономических связей, невозможно. Хотя бы номинально, на бумаге, им необходимо это как-то продемонстрировать.

На самом деле, всё достаточно сложно. И увеличение времени переходного периода, и ослабление требований – это всё лишь способ для того, чтобы приблизить и заинтересовать.

На самом же деле, во-первых, войной разрушены основные промышленные секторы Украины – Донецкая и Луганская область, во-вторых, парализован весь Юго-Восток, то есть основной район машиностроения Украины. Если говорить о цифрах, то эти две области формируют 17 процентов от всего производства Украины.

На сегодняшний день парализована как минимум половина реального сектора экономики.

В этой ситуации Украине становится всё равно. Если бы оставалось производство – необходимо было бы искать рынки сбыта. И фактор конкурентоспособности играл бы важную роль.

В нынешней ситуации продавать фактически нечего, нечем конкурировать и не с чем выходить на рынок. Поэтому Порошенко всё равно, где и чьи товары у него будут продаваться.

Вот такая парадоксальная ситуация.

- Большинство политиков ЕС подчеркивают, что пока не готовы принять Украину в свои ряды. Что может заставить их поменять решение и есть ли вообще смысл говорить о возможном членстве страны в ЕС?

- Нет абсолютно никакого смысла об этом говорить. С экономической точки зрения Европа совершенно не готова принимать Украину в свои ряды.

Начнём с того, что макроэкономические критерии в ЕС очень жёсткие. И они должны соблюдаться. Это минимальная инфляция, непревышение уровня внешнего долга. По всем параметрам Украина многократно нарушает все требования.

На сегодняшний день Европа находится в предкризисном состоянии и ей еле хватает сил для поддержания проблемных Испании, Греции, Португалии. И вдруг она возьмёт на себя мощнейший балласт в виде Украины?

Ведь если посмотреть, население Украины в несколько раз превышает совокупное население этих трёх перечисленных стран. Соответственно, и расходы на поддержание будут в несколько раз выше.

И если предположить, что Украина вдруг станет членом Евросоюза, то все её проблемы пропорционально будут переноситься на плечи основных доноров Евросоюза – Германии и Франции. Я не думаю, что хоть один здравомыслящий политик согласится повесить себе на шею такую гирю. Это просто невозможно.

- Правительство Украины призывает Раду принять законопроект, который позволит продать 49% газотранспортной системы инвесторам из ЕС и США. Что сподвигло Украину на такой шаг?

- В первую очередь - это интересы спонсоров, «друзей» Украины, которые управляют политическими процессами на Украине.

В данном случае не рассматриваются интересы самой Украины. На первый план выходят интересы мирового глобального рынка. Если быть конкретными, то речь идёт об интересах новых игроков на газотранспортном рынке. Это и США, которые желают войти со своим сланцевым газом в Европу. Хотя это тоже неоднозначно. Скорее всего, просто возникла реальная возможность иностранным игрокам, западной коалиции, каким-то образом через украинскую трубу больше воздействовать на Россию и затрагивать российские интересы, манипулировать в рамках не только экономических, но и политических интересов.

Поэтому на данном этапе этот шаг практически ничего не даст экономике Украины. Приватизация 49 процентов в краткосрочной перспективе может помочь украинскому бюджету. Но в призме долгосрочных перспектив Украина не получает ничего, потому что решение проблем газотранспортных транзитов будет полностью переноситься на переговорный процесс между Россией и США напрямую или/и через посредников. Сама Украина перестанет быть более или менее значимым игроком в этой игре. Соответственно, и отношение к ней будет подобное. В данном случае – это скорее интересы внешних сил, нежели самой Украины.

На сегодняшний день газотранспортная система Украины – неважно, кому она будет принадлежать, - это совершенно ничего не значащая труба, металлолом, если по ней не будет перекачиваться российский газ.

Без привязки к источнику сырья ни одна газотранспортная система не может быть интересна. Поэтому в данном случае это возможность попробовать каким-то образом войти на газовый рынок России.

- В настоящее время единственным поставщиком газа в ЕС через Украину является Россия. А в законопроекте указано, что инвесторами могут быть лишь США и ЕС. Получается, политики просто «выбросили» поставщика (т. е. Россию) из процесса. Как, на Ваш взгляд, может решиться эта ситуация и каких действий можно ожидать от России?

- Это абсолютно политическое решение проблем конкуренции. И включение России в этот так называемый тройственный консорциум совершенно невыгодно России. Это приведёт к тому, что «Газпрому» или российскому бюджету придётся дополнительно отвлекать финансовые ресурсы из собственных наиболее перспективных проектов на поддержание газотранспортной системы Украины. Мы все прекрасно знаем, что она требует ремонта и обновления.

Поэтому если Россия войдёт туда, то для российских игроков это будет означать ещё большее усиление зависимости от этой транзитной территории. На данном этапе для России стоит цель уменьшить эту зависимость, чтобы другие участники процесса в меньшей степени могли манипулировать и угрожать российскому экспорту.

Именно по этой причине одновременно фактически происходит саботаж продвижения проекта «Южный поток». Это взаимосвязанные процессы, которые дополняют друг друга с тем, чтобы увеличить давление на Россию.

Обсуждение ()
Новости партнёров
Загрузка...
keyboard_arrow_up