×
Экономика Экономика

Проект глубоководного порта в Клайпеде останется без денег

Источник изображения: Db.lv

В Литве оживилась дискуссия по поводу строительства внешнего глубоководного порта в Клайпеде. Ключевая проблема: у страны нет денег на такое строительство. На злободневную тему высказался даже президент Литвы Гитанас Науседа, который скептически отнесся к идее привлечения китайских инвесторов. Не до конца понятно, зачем поднимается этот вопрос. Поднебесная не горит желанием вкладывать средства в инфраструктурные проекты стран Балтии, и Литва выставляет себя на посмешище, переживая из-за инвестиций, которые ей никто не предлагает.

О необходимости снабдить Клайпеду внешним глубоководным портом в Литве заговорили десять лет назад. Правительство сходу внесло эту идею в список десяти важнейших проектов, для реализации которых необходимо привлечь частный капитал. Вероятно, уже тогда официальный Вильнюс не сильно рассчитывал на «подпитку» из еврофондов, а после аферы с СПГ-терминалом этот вопрос вообще не стоит на повестке дня.

В Брюсселе дали понять, что на поддержку бюджета ЕС СПГ-терминал Independence может рассчитывать только в том случае, если станет региональным. Но соседи не стали пользоваться услугами литовского терминала. Крайними остались литовские налогоплательщики — ноша «энергонезависимости» легла на их плечи.

Изыскать казенные средства на расширение портовой инфраструктуры в Клайпеде власти Литвы тем более не смогут.

Расходов внутри страны и без того хватает — то бастующие учителя требуют поднять зарплату, то рыбакам запрещают ловить треску в Балтийском море, то отремонтированные дороги «внезапно» оказываются в неудовлетворительном состоянии. И на этом фоне нужно еще военные расходы наращивать!

Между тем речь идет о серьезных суммах. За прошедшие годы смету на строительство внешнего глубоководного порта в Клайпеде подсчитывали неоднократно. Конечные цифры, как ни крути, оказываются заоблачными.

К примеру, компания Smart Continent LT оценила два варианта проекта: порт в Бутинге будет стоить 1,163 миллиарда евро, а порт в Мелнраге — 619 миллионов.

Сегодня в СМИ фигурирует информация о 800 миллионах. Для страны, ВВП которой по итогам прошлого года составил чуть более 45 миллиардов, сумма более чем серьезная.

Вся надежда возлагается на частных инвесторов. Причем на таких, у которых денег куры не клюют (бережливый капиталист в сомнительные литовские прожекты вкладываться не будет по определению).

Теоретически найти их можно только в одном месте — в Китае.

На первый взгляд, паззл складывается. Пекин активно инвестирует в проекты, которые сопряжены с прокладыванием «Нового Шелкового пути» из Азии в Европу. Особый интерес китайцы проявляют к портам. Клайпеда тоже привлекла их внимание.

Промышленная корпорация China Merchants Group (CMG) планировала учредить здесь свое представительство, обзавестись отдельным терминалом и участвовать в строительстве того самого внешнего порта. Клайпедский порт подписал с китайскими инвесторами целых четыре меморандума об учреждении транспортно-логистического центра «Шелкового пути» и стратегическом партнерстве в рамках проекта.

Впрочем, вскоре выяснилось, что ни к чему конкретному эти документы не обязывали. Намерения китайцев так и остались намерениями — обещанных инвестиций Клайпеда ждет до сих пор. Или уже не ждет?

Чем меньше интереса Пекин проявляет к сотрудничеству с прибалтийской республикой, тем громче в ней звучат голоса тех, кто призывает противостоять «китайской угрозе».

Судя по февральскому отчету Департамента госбезопасности (ДГБ) и военной разведки Литвы, «красный дракон» уже дышит в спину «русскому медведю». Поднебесная якобы наводняет Прибалтику своими агентами и стремится получать доступ к засекреченной информации. Где же еще могут храниться главные секреты НАТО и ЕС, как не на территории Богом забытой европейской периферии?

Даже один из главных лоббистов развития кооперации с Китаем — премьер-министр Саулюс Сквернялис — вынужден был пойти на попятную. «Пока нет крупных попыток реальных [китайских] инвестиций. А если они будут, то мы действительно оценим это очень ответственно, и я не думаю, что могли бы поступить так, чтобы в стратегические и важные для национальной безопасности объекты страны пришел инвестор, надежность которого может вызывать какие-то сомнения», — заявил глава правительства.

Во время скандала с Huawei Литва тоже отличилась. Депутатская группа консерваторов выступила в Сейме с требованием избавить Литву от продукции китайской компании. А ведь представители Поднебесной прямо предупреждали европейцев: не смейте давить на Huawei, иначе получите неприятности.

Добавим к этому конфронтацию Прибалтики с Россией — ключевым партнером Китая в рамках проекта «Нового Шелкового пути», — а также многолетнюю дружбу литовской правящей верхушки с Далай-ламой.

Когда-то Даля Грибаускайте даже имела неосторожность принимать его в президентском дворце.

Страны, которые поддерживают «тибетских сепаратистов», Пекин берет «на карандаш». Щедрые инвестиции им по определению не грозят.

Казалось бы, Литва сделала все возможное, чтобы «Новый Шелковый путь» прошел мимо нее. Но власти республики почему-то продолжают обсуждать инвестиции, которые им никто не предлагает.

По словам Гитанаса Науседы, у проекта внешнего порта в Клайпеде нет твердых инвесторов, соответствующих «всем критериям национальной безопасности». «Если это китайские инвестиции, то это уже связано с другими вопросами, которые сегодня очень важны для всей Европы, это аспект национальной безопасности», — утверждает президент Литвы.

Интересно, о каких китайских инвестициях идет речь? Возможно, корпорация China Merchants Group наконец-то «подогнала» своим прибалтийским товарищам 800 миллионов евро? Или нашлись другие компании, которые разглядели перспективы расширения портовой инфраструктуры в Клайпеде? Стоило бы озвучить детали. И запустить процедуру проверки инвестора, о которой говорил Сквернялис.

Но в том-то и дело, что ничего нового Науседа сказать не может. От China Merchants Group в Литве остались одни бесполезные меморандумы. Китайцы о них уже забыли, а власти прибалтийской республики по-прежнему терзаются вопросом: открывать ли перед несуществующими инвесторами ворота Клайпедского порта?

Сама по себе забота Науседы о «национальной безопасности» вызывает умиление.

Президент государства, которым фактически управляют из-за океана, опасается усиления иностранного влияния.

Литва за милую душу отплатила бы Пекину лояльностью на международной арене. Хотя он этого и не требует: самая «прокитайская» страна в Восточной Европе — Венгрия — в лоббировании интересов Поднебесной замечена не была. Просто в Венгрии у Китая есть экономические интересы, а в Прибалтике — нет.

Смириться с этим нелегко. Отсюда и попытки делить шкуру неубитого дракона.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Статья доступна на других языках:
Читайте также
Развалили СССР — развалим и ЕС: в Эстонии аплодируют «брекситу»
26 июля 2019
В Эстонии разгорается политический кризис из-за заявлений лидеров правящей Консервативной народной партии (EKRE) о сходстве Советского Союза с ЕС.
ЕС добьет рыболовецкий флот Литвы
26 июля 2019
Еврокомиссия ввела чрезвычайные меры по спасению балтийской трески. План предполагает немедленный запрет коммерческого промысла ценной рыбы на большей части Балтийского моря до 31 декабря.
5 советов президенту Литвы, как сделать европейскую страну из «Северной Кореи ЕС»
29 июля 2019
Аналитический портал RuBaltic.Ru собрал 5 политических практик, которые процветают в КНДР и при этом имеют аналоги в Литве.
Президента Литвы возмутила «суета по поводу кандидатуры еврокомиссара»
26 июля 2019
Президент Литвы Гитанас Науседа решил лично принять участие в подборе еврокомиссара в связи с затянувшимся поиском кандидата.
Новости партнёров