×
Экономика Экономика

Латвию ждет повышение налогов и рост долгового бремени

Источник изображения: gorod.lv

Власти Латвии в очередной раз поставлены перед дилеммой: для того, чтобы свести бюджет на 2016 год, нужно либо поднять налоги, либо влезть в новые долги. В первом случае пострадает бизнес, при том, что деловой климат в Латвии и сейчас далеко не лучший. Во втором случае долги нынешнего правительства придется выплачивать будущим поколениям латвийцев. Для правящей элиты второй вариант, конечно, предпочтительнее: о следующих поколениях думают не политики, а государственные деятели, которые в Латвийской республике отсутствуют напрочь. Однако латвийские политики не думают даже о следующих выборах, поэтому для выполнения бюджета на следующий год они могут и влезть в долги, и повысить налоги.

Согласно утвержденному латвийским правительством проекту бюджета на 2016 год, приоритетными расходами в нем будут расходы на безопасность. Другими приоритетами выбраны здравоохранение и образование, но только при условии их реформирования (в латвийских реалиях под реформированием обычно понимается «оптимизация» медицинской и образовательной сети, что в переводе с бюрократического языка означает новую волну закрытия школ и больниц, сокращение учителей и врачей). Так что здравоохранение и образование — это относительный приоритет латвийских властей, тогда как армия и спецслужбы — абсолютный.

При этом ни с увеличением военных расходов, ни без них денег на дополнительное финансирование, которое запрашивают министерства и ведомства, в латвийском бюджете нет. На новые инициативы из бюджета на 2016 год заложено 572 миллиона евро, в том числе 159 миллионов — на инициативы Минздрава, 122 миллиона — на инициативы МВД, 68 миллионов  — на инициативы Минобороны. Денег на всё это нет, но и отказать в дополнительном финансировании отраслей, признанных приоритетными, нельзя.

Выбор у латвийского правительства в такой ситуации небольшой: залезать долги или повышать налоги.

Против обеих этих альтернатив с резкой критикой выступает президент Банка Латвии Илмар Римшевич. С одной стороны, он считает долг Латвии относительно большим для столь малой экономики. «Мы обременяем долгами будущие поколения и платим в виде процентов суммы, которые могли бы быть вложены в предпринимательство», — заявил Илмар Римшевич латвийскому телевидению, выступив против покрытия дефицита латвийского бюджета с помощью внешних заимствований.

С другой стороны, президент Банка Латвии настроен категорически против роста налогового бремени (и он такой далеко не один в стране). По мнению Римшевича, необходимо провести тщательную инвентаризацию государственного бюджета и разработать «нулевой бюджет», но «вместо этого правительство каждый год пытается увеличить поступления за счет повышения налогов, что делает экономику страны менее конкурентоспособной. Постоянные налоговые изменения уменьшают доверие инвесторов и желание вкладывать средства».

Именно повышением налогов латвийское правительство сейчас и занимается. Летом представители правящей коалиции озвучили предложение увеличить акцизы на топливо, алкоголь и азартные игры, а также ввести так называемый «налог солидарности» — то есть обложить налогом в 34% зарплаты больше 4 тысяч евро. Еще планируется с 2016 года увеличить налог на недвижимость за землю, используемую в сельском хозяйстве.

Эти планы уже вызывают резкую критику латвийских предпринимателей, отраслевых организаций и экономистов. «Повышение налогов — это любимый способ зарабатывать для правительства. Для предпринимателей это довольно тяжелый момент. Известно, что все поступления в бюджет идут из экономической деятельности, необходимо думать о долгосрочных результатах такой политики. По сравнению с развитыми странами, у нас налогообложение ниже — и это именно тот козырь, который мы можем использовать при привлечении инвестиций, для роста бизнеса. Если налоги поднять до уровня развитых стран, то бизнес здесь умрет. Поэтому основные налоги повышать нельзя, некоторые косвенные — возможно», — считает главный аналитик банка ABLV Леонид Альшанский.

Председатель правления Крестьянского Сейма Латвии Юрис Лаздиньш заявил, что «в предыдущие пять лет, а именно 2010–2015 годы, налог на недвижимость возрос примерно в объеме 300% и дальнейший прирост может породить негативное влияние на сельское хозяйство Латвии». Член правления Латвийской торгово-промышленной палаты (ЛТТП) Лиените Цауне в разговоре с Латвийским радио выразила возмущение по поводу так называемого «налога на солидарность», отметив, что этим предложением политики не только нарушают данные ранее обещания, но и тормозят улучшение сборов существующих налогов.

Специфика латвийской политики проявляется в том, что всё это возмущение самых разных заинтересованных групп латвийского общества политическое руководство героически игнорирует и продолжает повышать налоги, оправдываясь, что они и так до последнего времени были самые низкие в Европе.

«В целом налоговое бремя в Латвии в пересчете на доходы бюджета к ВВП — одно из самых низких в Европейском союзе. Это само по себе порождает проблемы — мало доходов от сбора налогов для финансирования различных отраслей», — заявил летом этого года экс-премьер Латвии, вице-председатель Еврокомиссии Валдис Домбровскис. Это фирменный подход творца «истории успеха»: правильными экономическими мерами являются только болезненные и непопулярные меры.

Учитывая, что команда Домбровскиса возглавляет экономический блок правительства по сей день, неудивительно, что методы у него остаются старые. Руководитель Межведомственного координационного совета Петерис Вилкс считает, что предпочтение следует отдать повышению потребительских налогов: до сих пор налоговые поступления составляют 27% ВВП, и этого недостаточно. Значит, нужно искать новые источники поступлений в казну, а это — снова налоги: или на потребление, или подоходный налог. При этом госсекретарь латвийского Минфина Байба Бане признаёт: налоговое бремя в 27% ВВП — одно из самых низких в ЕС. В Скандинавии этот показатель равен 40%, в отдельных странах, таких как Швеция — все 50%.

При этом г-же Бане как-то не приходит в голову элементарная мысль, что для того, чтобы налоговые поступления в Латвии были как в Швеции, экономика Латвии тоже должна быть как в Швеции.

Однако никто не говорит о росте экономики Латвии, увеличении налогооблагаемой базы, поиске новых источников извлечения прибыли как единственно возможном способе наполнить государственный бюджет и выполнить все взятые на себя обязательства в приоритетных отраслях.

Вместо этого предлагают то повышать налоги, то бороться за увеличение дотаций из структурных фондов ЕС, то экономить на расходах и урезать бюджет. В результате государственный долг Латвии скоро перевалит за половину её ВВП, хотя в 1991 году у этой страны вообще не было госдолга, потому что все долги распавшегося СССР взяла на себя Россия как единственная официальная правопреемница. Теперь же над будущим поколением жителей Латвии нависает долговое бремя — расплачиваться за долги, в которые влезает все эти годы латвийское правительство, придется именно ему.

Но это в будущем. А в настоящем в Латвии, в недалекие еще «жирные годы» называвшей себя идеальной страной для ведения бизнеса, год от года растут налоги. То есть экономики, из доходов которой будущие поколения должны будут возвращать долги нынешнего правительства, жителей Латвии лишают уже сейчас. Если еще не лишили. Спрашивается, как же будущие поколения латвийцев без экономики будут расплачиваться по долгам латвийского государства? Очень просто: если посмотреть на демографические показатели, то у латвийского государства в будущем не будет не только экономики, но и новых поколений.   

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров