×
Экономика Экономика

Литву ведут в еврозону в условиях экономической нестабильности

Источник изображения: minfin.com.ua

В последнее время в литовском экспертном экономическом сообществе активизировалась дискуссия о состоянии и перспективах литовской экономики. Это объясняется приближением «судьбоносного» решения Европейской комиссии летом этого года о соответствии Вильнюса необходимым Маастрихтским критериям (дефицит бюджета не более 3 % от ВВП) для введения с 2015 г. в оборот евро.

Подготовка Литвы к введению евро происходит на фоне внешней экономической нестабильности, когда ведущие развитые европейские экономики, такие как Франция (4,3%), Италия (3,1%), Испания (7,1%), Португалия (4,9%), с трудом удерживают свои дефициты в рамках двузначных значений.

В Восточной Европе дела обстоят не лучше. Показатель дефицита бюджета Польши в 2013 г. составил 4,3 %. Такая картина не может не вызывать недовольства Германии (нулевой дефицит), которая является промышленным локомотивом ЕС и, по сути, тащит на себе все его расходы.

В этой связи немецкие власти время от времени вынуждены напоминать своим партнерам по Союзу о том, что согласно европейской конституции за нарушение бюджетного правила к нарушителям может быть применён штраф.

Еврокомиссия в конце 2013 г. прогнозировала Литве на 2014 г. дефицит госбюджета в размере ориентировочно 3%, притом что свёрстанный литовским правительством бюджет на 2014 г. содержал прогноз на 1,9%. С 2011 по 2013 гг. дефицит бюджета колебался в пределах 3% от ВВП, что соответствовало прогнозам шведского банка «Swedbank», чей главный экономист Нериюс Мачюлис среди основных причин его роста назвал значительное увеличение цены на газ для потребителей, рост стоимости коммунальных услуг за отопление, а также цены проезда на общественном транспорте.

2014 год стал «переломным» для литовской экономики, которая в преддверии летнего теста Еврокомиссии на соответствие условиям ввода евро «чудным» образом подтянулась (до 2%), о чём незамедлительно поспешил заявить Центральный Банк Литвы: «вероятность получить евро очень высока». Литовские экономисты в качестве аргументов указали на низкий уровень инфляции, а также международную конъюнктуру: «благоприятные цены на импортируемые энергоресурсы и продукты питания».

Оптимистические оценки литовских чиновников расходятся с реальным положением дел.

Так, флагман литовской промышленности - концерн «Achema» (производитель минеральных удобрений), который обеспечивает львиную долю доходной части бюджета, был вынужден (в начале 2014 г.) сократить экспорт, свернуть часть производства и оптимизировать штат сотрудников. Причина – «благоприятные цены на импортируемые энергоресурсы», которые на деле обернулись ростом затрат на электроэнергию, что напрямую сказалось на рентабельности предприятия. В результате концерном принято решение о переносе производства раствора карбамида в Финляндию.

В пользу того, что литовская экономика накануне важного европейского теста находится не в лучшем состоянии, говорит и срочная поездка премьер-министра Литвы А. Буткявичюса на Мажейкяйский нефтеперерабатывающий завод, который является вторым крупнейшим налогоплательщиком страны и который резко сократил в последнее время отчисления в госбюджет. Предприятие, которое и так работало на грани рентабельности, в связи с внутриполитическим кризисом на Украине (к провоцированию которого причастен Вильнюс) потеряло рынок сбыта (500 тыс. тонн нефтепродуктов ежегодно) и готовится к массовым увольнениям.

Авральные меры литовских властей по исправлению ситуации, как, например, поддержка проекта прокладки трубопровода для светлых нефтепродуктов с НПЗ до морского терминала нефтепродуктов в Клайпеде, по сути, являются не чем иным, как комплексом «реанимационных» мер.

По мнению заместителя руководителя польской национальной промышленной палаты и бывшего вице-президента концерна PKN Orlen Януша Вишневского, «перемена мнений в литовском правительстве в отношении запрашиваемой PKN Orlen логистической помощи не изменит критической ситуации Мажейкяйского НПЗ, поскольку уже поздно».

Таким образом, из двух основных налогоплательщиков литовского бюджета один сократил отчисления, а второй просто перестал их производить в силу того, что оказался на грани банкротства из-за нежелания литовских властей решать застарелые логистические проблемы.

В этой связи у экспертов возникает закономерный вопрос: насколько обоснован «оптимизм» литовских чиновников по поводу снижения дефицита бюджета до 2% в условиях, когда расходная часть бюджета остаётся на прежнем уровне, а планируемая доходная часть явно хромает.

Видимо, Вильнюс делает ставку на то, что если уж европейские страны с развитой экономикой не выполняют бюджетное правило, с трудом удерживая показатель дефицита в пределах двузначных значений, то Брюссель закроет глаза на «неудовлетворительное» домашнее задание и примет правильное решение

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров