×
Экономика Экономика

Посол ЕС в Калининграде: безвизовый режим и Восточное партнерство

Источник изображения: www.rferl.org

Калининградскую область посетил с рабочим визитом представитель Европейского союза в России Вигаудас Ушацкас. В пятницу 18 октября прошла встреча посла ЕС с сотрудниками и студентами Балтийского федерального университета им. И. Канта, состоявшая из двух равных по времени частей: 20-минутного выступления В. Ушацкаса и ответов на вопросы.

Тематику встречи определило уникальное геополитическое положение Калининградской области – анклава ЕС, окруженного территориями Польши и Литвы, а также литовское происхождение нового представителя Евросоюза с Россией: ранее Вигаудас Ушацкас был министром иностранных дел Литвы и активно занимался вопросами Калининградской области.

В центре внимания на встрече с послом ЕС в БФУ им. И.Канта оказались переговоры по введению безвизового режима между ЕС и Россией (это тема особенно актуальна для жителей Калининградской области), проект введения малого приграничного движения между Литвой и Калининградской областью (В. Ушацкас продвигал данный проект на посту министра), а также наиболее острые вопросы двусторонних отношений России и Литвы: таможенный конфликт, запрет экспорта в Россию литовской молочной продукции, роль Литвы в программе «Восточное партнерство».

«Европейский союз и Россию связывает глубокая экономическая взаимозависимость, общее соседство и общие стратегические вызовы во внешней политике», - заявил В. Ушацкас в начале своего выступления. Он подтвердил, что его целью на посту главы представительства ЕС в России является создание стратегического партнерства на основе общих ценностей и общих интересов.

Безвизовый режим и малое приграничное движение

- Г-н посол, какова позиция Европейского союза по вопросу упрощения визового режима между Евросоюзом и Россией, учитывая то, что с другими восточными соседями ЕС – Украиной, Молдовой – соглашения об упрощении визового режима уже заключены?

- Европейский союз уже в прошлом году был готов подписать соответствующие документы с Россией. Но Россия внезапно выдвинула нам дополнительные требования – внесение в соглашение пункта о полном освобождении от виз обладателей служебных паспортов. Такое предложение не было принято сразу – у нас была долгая дискуссия. В данный момент мы заканчиваем технические консультации по данному вопросу, и я надеюсь, что в самое ближайшее время мы увидим уже плоды этих консультаций.

- У меня вопрос о заключении соглашения о малом приграничном передвижении между Калининградской областью и Литвой. Аналогичное российско-польское соглашение оказало позитивное влияние на развитие двусторонних отношений между нашими странами – имеется ли сейчас возможность и желание литовской стороны также заключить подобное соглашение, возможно, с расширением приграничной зоны, как это сделала Польша?

- Действительно, Литва и Польша с целью облегчить поездки жителей Калининградской области на их территорию, приняли разные решения. Польша пошла путем договоренностей с Европейской комиссией и МИД России о введении местного приграничного сообщения.

Насколько я знаю по своим многочисленным встречам в Варшаве и Москве, это решение себя оправдало: обе стороны довольны.

Литва тоже предпринимала свои действия: у Литовской республики в Калининградской области сейчас два консульства – в Калининграде и Советске. Они выдают почти 100 тысяч однократных виз жителям области. На посту министра иностранных дел Литвы я выступал за местное приграничное сообщение с Калининградской областью и думаю, что совместные шаги России и Евросоюза приведут к позитивному результату – мы сможем ездить друг к другу вообще без виз.

- Во второй половине 2008 года с подачи властей Калининградской области российский МИД предложил Литве рассматривать всю Калининградскую область как приграничную территорию. Тогда литовские дипломаты предложили трем министрам иностранных дел: Ушацкасу, Сикорскому и Лаврову, обратиться в Европейскую комиссию для пересмотра Регламента №1931. Правильно ли я воспроизвожу события пятилетней давности?

- Действительно, такая инициатива была. Я помню мой визит в Москву в начале 2009 года на переговоры с Сергеем Лавровым: такую трехстороннюю инициативу мы, в самом деле, провозгласили.

К сожалению, после трехсторонней встречи министров иностранных дел в Калининграде, мы получили очень бурную дискуссию в Литве – не было политического консенсуса по этому вопросу.

Не было и согласования с Европейской комиссией.

Но я думаю, что сейчас важнее не смотреть на прошлое, а создавать будущее. Поэтому мы заинтересованы в том, чтобы продвигать переговоры по упрощению передвижения граждан ЕС и России. Надеюсь, что мы сможем показать на переговорах прогресс, достигнутый общими усилиями.

Отношения России и Литвы

- Г-н Ушацкас, в своем недавнем интервью Вы упомянули, что на решение назначить Вас представителем Евросоюза в России оказала влияние Ваша конструктивная политика по отношению к России на посту министра иностранных дел Литвы. Согласитесь, что у литовских политиков конструктивный подход по отношению к России не востребован. Только за последнее время было отключение в Литве Первого балтийского канала, реанимация Комиссии по подсчету материального ущерба от «советской оккупации», Даля Грибаускайте назвала страны Балтии буферной зоной от России, Департамент госбезопасности опубликовал доклад о «русской угрозе» и т.д и т.п. Как Вы, человек, пришедший в европейскую дипломатию из литовской политики, будете сочетать этот национальный стиль с должностью посла Евросоюза в РФ? А если Вы откажетесь от такой риторики, то как Вы потом собираетесь возвращаться в Литву?

- Вы меня хотите вовлечь во внутренний политический диалог Литвы, но у Вас этого не получится: я об этом говорю только в Литве и только там высказываю свое мнение по этим вопросам. В Калининграде я буду говорить об отношениях России с Европейским союзом, если Вы мне разрешите.

Я лично тоже был удивлен и разочарован, что Первый балтийский канал показал передачу, которая не соответствует историческим фактам.

Я думаю, что отношения должны строиться на доверии и общем уважении друг к другу. Важно, чтобы отношения строились не только между экономическими партнерами, но велся и политический диалог на самом высоком уровне. Между Европейским союзом и Россией такой диалог ведется, и я думаю, что такой же диалог нужно развивать между Россией и отдельными странами Европейского союза.

- Прокомментируйте, пожалуйста, таможенный конфликт между Россией и Литвой: его возможные истоки, результат, возможные последствия. Какова позиция Евросоюза по этому конфликту?

- Когда я представлял Литву в США, я научился очень интересной методике беспристрастного и откровения подведения итогов какого-либо мероприятия, конфликта, операции, учений. Я надеюсь, что и Россия, и Литва подведут такие итоги по этому конфликту и сделают выводы, как им в будущем избегать подобных ситуаций.

С нашей стороны, со стороны Литвы, я вынужден признать, что мы были удивлены, когда не получили конкретных и содержательных ответов о том, какие были причины для того, чтобы вести стопроцентную проверку всех фур, которые приезжали из Литвы.

Далее я хочу сказать, что хотя эти стопроцентные проверки на таможне сейчас прекратились, три или четыре крупнейшие литовские компании до сих пор не могут ввезти свои молочные продукты на российский рынок. Литовская молочная продукция очень популярна: я сам эти продукты покупаю, и многие мои друзья в Москве покупают.

Важно, чтобы предоставлялись четкие объяснения: почему по отношению то к одним, то к другим соседям России вводятся жесткие таможенные барьеры.

Если говорить не о таможенном конфликте, а о молочной продукции, то Европейская комиссия (которую я также представляю в России), наши эксперты уверены в том, что продукты литовской молочной промышленности соответствуют самым высоким стандартам. Мы уверены, что они имеют все характеристики качества для того, чтобы продаваться на мировом рынке.

И я думаю, что надо иметь в виду, что если мы действительно являемся или хотим называть себя стратегическими партнерами, то надо, чтобы это партнерство строилось на основе доверия, уважения и круга общих интересов.

Во времена экономических сложностей торговля, как никакой другой сектор, имеет особую значимость, как для производителя, так и для потребителя.

Я надеюсь, что в будущем таких конфликтов больше не будет.

Восточное партнерство

- Президент Литвы Даля Грибаускайте, выступая 26 сентября на заседании Генеральной Ассамблеи ООН, рассказывала про продолжающийся процесс европейской интеграции. В том числе она много времени уделила тому, какие проблемы стоят на пути стран, выбравших путь европейской интеграции, и говорила в связи с этим о действиях России: «торговые войны», запреты товаров, манипуляция ценами на энергоносители, демонстрация неуважения в информационном пространстве. Как Вы считаете, насколько обоснованны эти утверждения?

- Во-первых, я не хочу комментировать заявления главы Литовской республики.

Во-вторых, Европейский союз уделяет большое внимание развитию отношений между ЕС и странами Восточного партнерства. Да, мы следили за высказываниями некоторых должностных лиц с российской стороны: мы были озабочены той гаммой угроз и предупреждений, которые содержались в этих высказываниях. Мы все живем в XXI веке, где не должно быть места угрозам. Мы живем в глобальной экономике, где мы должны строить наши отношения, уважая суверенное право любой страны – Украины, Грузии, Белоруссии или Молдовы.

В-третьих, Европейский союз видит «Восточное партнерство» как одну из составляющих нашей долгосрочной цели – создание общего пространства «Большой Европы» от Лиссабона до Владивостока.

В сфере экономики, в сфере образования, в сфере юридического сотрудничества и сотрудничества по международным вопросам.

В-четвертых, «Восточное партнерство» включает в себя участие в общем рынке, общей модернизированной инновационной экономике ЕС и его восточных партнеров, от чего выиграют субъекты экономической деятельности не только Украины, Молдовы или Грузии, но и России.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров