×
Экономика Экономика

Угроза, Путин и газ – литовский взгляд на евразийскую интеграцию

Источник изображения: consilium.europa.eu

Редакция ruBALTIC.ru продолжает тему восприятия литовским политико-экспертным сообществом процесса евразийской интеграции на постсоветском пространстве. Сегодня мы предлагаем нашему читателю наиболее яркие цитаты из доклада о перспективах Евразийского союза, который был подготовлен литовским Центром восточноевропейских исследований и представлен 8 февраля на публичной презентации в Сейме.

«Месседж», который призван возвестить городу и миру данный документ, легко считывается уже из названия, содержащего слово «вызов» - «Евразийский союз: вызов для Евросоюза и государств «Восточного партнерства». Далее по тексту «вызов» встречается 4 раза, слово «угроза» - тоже 4 раза, слово «проблема» - 8 раз. Среди всех политиков чаще всего в докладе упоминается российский президент Владимир Путин – 11 раз. И смысл большинства предложений с этой фамилией сводится к тому, что именно он, Путин, инициирует все новые интеграционные предложения в рамках Евразийского союза.

«Практически нет сомнений, что интеграция России, Беларуси и Казахстана, основывается на политических планах по углублению интеграции решениями глав государств. В качестве двигателя выступает нынешний российский президент Владимир Путин, ранее возглавлявший кабинет министров России и ставший тем человеком, который наиболее четко дал понять, особенно в отношениях с представителями третьих стран, о запуске евразийского ТС».

Авторов доклада это, конечно, тревожит. Поэтому действия Путина по созданию Евразийского союза они предлагают рассматривать в качестве противодействия европейской интеграции постсоветских государств: «Интересным совпадением можно считать, что В.Путин провозгласил о своем видении ЕАС около недели спустя после варшавского саммита ЕС и «Восточного партнерства», а также: «Незадолго до предполагаемого подписания соглашений между Украиной и ЕС в конце 2011 г. В.Путин объявил о своей идее Евразийского союза».

Среди возможных кандидатов в Евразийский союз бесспорным фаворитом авторов доклада является Украина – она упоминается в тексте 24 раза. Для сравнения: Молдова - 13 раз, Таджикистан - 6, Кыргызстан – 5; Узбекистан, Армения и Азербайджан упоминаются по 1 разу. Среди стран – участниц программы «Восточное партнерство» чаще Украины у авторов доклада встречается Беларусь – 32 раза. Однако, «если Беларусь уже определилась с направлением интеграции», то «Украина находится на геополитическом распутье». Поэтому ей докладчики отводят решающую роль в будущем постсоветского пространства.

При этом отмечается, что «Украина - страна, дальше всех из государств «Восточного партнерства» продвинувшаяся в переговорах с ЕС об ассоциации и либерализации торговли». «В случае, если Украина решит присоединиться к евразийскому Таможенному (и экономическому) союзу, существенно вырастет значимость этой организации на международной арене». В общем, поле битвы – Украина, о чем прямо говорится в докладе. Чувствуется, что его составителей вдохновляет творчество Збигнева Бжезинского, с его «железной» формулой: «Россия с Украиной – всегда империя, Россия без Украины – всегда нет».

«Основной мишенью расширения ЕАС является Украина», - указывается в докладе. Угроза, вызов, мишень и прочие не вполне академические, а имеющие явный околовоенный «привкус» термины не могут не обращать на себя внимание.

Декларируемой целью Центра восточноевропейских исследований является построение демократии и гражданского общества в Восточной Европе. На базе Центра действует фонд «Демократии и помощи развивающимся странам». В этом названии вся внешнеполитическая доктрина Литвы в части ее отношения к странам СНГ – они развивающиеся, и им надо помогать, в особенности, с демократией. 

Любопытно, что по данным СМИ, именно на базе этого центра, патронируемого литовскими консерваторами, проходили семинары по ненасильственному сопротивлению для активистов российской внесистемной оппозиции.

Неудивительно, что в нескольких местах доклада сквозит упоминание принципа невмешательства во внутренние дела как признака недемократичности постсоветских режимов: эксперты из Литвы искренне недоумевают, почему власти соседних стран так резко реагируют на обычное, на их взгляд, дело - вмешательство во внутреннюю политику: «Внутри ЕС образовались особо плотные связи взаимозависимости, которые создали предусловия для возникновения принципа добровольной передачи суверенитета. Между тем Евразия остается геополитическим пространством, где доминирует подход к международным отношениям в духе „realpolitik“, а государства исходят из „золотого“ правила невмешательства во внутренние дела».

Однако борьба за сохранение национальными элитами суверенитета своих государств, по мнению докладчиков, это именно тот камень преткновения, который не позволит России добиться серьезных успехов на пути реинтеграции постсоветского пространства: «Можно выразить сомнение, что члены евразийского ТС, которые и во внутренней, и во внешней политике руководствуются установками о суверенитете и невмешательстве во внутренние дела, пойдут на передачу наднациональным органам таких полномочий, которые ограничат автономию в принятии решений государствами-членами». Принцип сохранения независимости дает докладчикам основания надеяться, что даже Белоруссия, всегда поддерживавшая интеграционные проекты на постсоветском пространстве и активно в них участвовавшая, не пойдет по этому пути до конца: «Беларусь в силу интересов политического режима и нежелания окончательно утратить экономический суверенитет не заинтересована в трансформации евразийского ТС в полноценный экономический и валютный союз, однако, потребность в российских экономических подачках и стимулах будет побуждать режим к „торговле“ поддержкой углублению интеграции на пространстве Евразии».

Авторы доклада считают, что «мишени» (то есть возможные кандидаты на вступление в Евразийский союз) будут напуганы перспективой утраты суверенитета в случае, если они согласятся на «экономические подачки России»: «Стимул, предлагаемый Россией Молдове - удешевление поставок газа - тоже имеет цену. Ее лучше всего сегодня знает политический режим Беларуси, постепенно утрачивающий контроль над газопроводами и другими стратегическими объектами, а вслед за ними - и суверенитет». Напомним, что пишут об этом эксперты из Литвы – государства, которое в поисках суверенитета «импортировало» к себе президента и десятки высших государственных чиновников из США.

Отдельная глава доклада посвящена доказательству несовместимости Евразийского союза с Европейским и конкуренции между ними за Восточную Европу: «Функционирование ЕАС может нивелировать преимущества ЕС, как центра притяжения, и подорвать функциональность таких инициатив, как Европейская политика соседства и «Восточное партнерство».

«Быстрая и относительно успешная интеграция в рамках Евразийского союза – наименее благоприятный сценарий с точки зрения интересов ЕС», - из этого заявления следует переход к рекомендациям авторов в адрес Европейского союза. Первое и главное предложение: отойти от принципа «Россия прежде всего» и сосредоточиться на отношениях с другими восточными соседями ЕС – участниками «Восточного партнерства». При этом «странам «Восточного партнерства» придется выбирать между пространством регулирования ЕС и ЕАС». Отметим, что почти идентичное заявление сделала литовский президент Даля Грибаускайте во время недавнего визита украинского коллеги Виктора Януковича. Это позволяет задаться вопросом: госпожа президента только ли читала этот доклад или, возможно, еще и принимала участие в его написании?

Доклад литовских экспертов – по сути, выкристаллизованная картина мира политических элит Литовской Республики. В этой картине мира принцип «Россия - прежде всего» - ошибка Европейского союза, которую следует исправить. И Литва готова здесь помочь. По мысли авторов доклада, о том, какие процессы должны развиваться на постсоветском пространстве, следует спрашивать не Россию, а Литву, ведь остальные постсоветские республики отнесены к категории «развивающихся» (отсталых), а некоторые и вовсе записаны в «нелиберальные». 

И в этом смысле доклад мало чем отличается от так называемой «стратегии по сдерживанию России», которую разработал прежний премьер-министр Литвы, лидер консерваторов А.Кубилюс: документ, служащий целям внутренней политической мобилизации («Враг у ворот!») и вместе с тем адресованный Брюсселю, в глазах которого Вильнюс пытается быть главным экспертом по России. 

Трудно вспомнить какую-либо инициативу Литвы (кроме разве что нелегальных тюрем ЦРУ), которая имела бы большой резонанс в рамках всего Европейского союза. В этом отношении подобные продукты творчества отдельных представителей литовского политико-экспертного сообщества выступают образчиком того, как внешняя политика молодых постсоветских государств вырождается в производную от самого факта существования России.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров