Тема недели:
Евродепутат: вмешательство России спасло Сирию и Европу
Интервью с депутатом Европейского парламента от Латвии (социал-демократическая партия «Согласие») Андреем Мамыкиным.
Среда
22 Февраля 2017

Глава LDz: мы объясняли правительству опасность санкций против РФ

Автор: Сергей Рекеда

Глава LDz: мы объясняли правительству опасность санкций против РФ

07.07.2014  // Фото: архив LDz

Обострение международной обстановки в Европе создаёт дополнительные риски для бизнеса в сопредельных с Россией странах. При этом именно балтийские власти - одни из главных лоббистов экономических санкций в отношении России. Нынешнее положение транзитной отрасли Латвии и возможные последствия от ослабления экономического партнёрства между ЕС и Россией портал RuBaltic.Ru обсудил с президентом Латвийской железной дороги Угисом МАГОНИСОМ:

- Г-н Магонис, хотелось бы начать беседу с разговора в целом о положении Вашей компании на рынке. Наверняка, после 1991 г. основной задачей LDz и в целом транзитной отрасли Латвии была модернизация. Удалось ли за последние 20 лет полностью решить эту задачу?

- Модернизация Латвийской железной дороги по-прежнему очень актуальна, и мы весьма серьёзно работаем над внедрением новых технологий и систем: модернизируем системы сигнализации, внедряем микропроцессорную централизацию, благоустраиваем станции, повышаем перроны. В соответствии с требованиями Европейского союза мы реформировали железнодорожное предприятие, отделив пассажирские перевозки от грузовых, а также сформировав структуру железнодорожного концерна, в котором наиболее характерные виды услуг выделены в отдельные дочерние предприятия.

Мы выполняли, выполняем и в будущем планируем выполнять масштабные проекты, софинансируемые из средств Евросоюза. Одним из них является электрификация магистральных линий Латвийской железной дороги в коридоре Восток–Запад.

Однако в течение всего этого времени наиболее сложно было изменить образ мышления железнодорожников с закрытого, характерного для частично военизированной организации, на открытый и современный подход, ориентированный на клиента.

В этом направлении сделано многое. Тем не менее, мы продолжаем над ним работать, и плоды этой деятельности уже сейчас ценят наши деловые партнёры.

- Сильно ли помогло вступление Латвии в Евросоюз в деле развития транзитной отрасли Латвии?

- Важнейшим плюсом от вступления Латвии в Европейский союз для железной дороги, несомненно, стали средства, выделяемые на развитие железнодорожной отрасли из фондов ЕС. Благодаря этому нам удалось реализовать весьма значительные проекты, и мы надеемся, что удастся воплотить в жизнь и наши планы по будущей электрификации.

- Были ли для транзитной отрасли Латвии от евроинтеграции страны какие-либо негативные последствия?

- Как и у любой медали, у этой тоже есть обратная сторона. В правовом отношении мы существуем в юридическом пространстве Европейского союза, где доминируют пассажирские перевозки и действует иное регулирование железных дорог, тогда как наш бизнес протекает в железнодорожном пространстве колеи 1520 мм. Поэтому нередко правовые нормы и представление ЕС о том, как следовало бы организовать работу железнодорожной отрасли и управление предприятием, отличаются от привычной для нас практики. По объёму перевезённых грузов в расчёте на 1 км рельсовой инфраструктуры наше предприятие находится во главе европейских железных дорог: наши специалисты способны организовать работу так, что по одноколейному пути за сутки курсирует 30 пар поездов. Если наш показатель составляет 100 тыс. т на 1 км, то в «Старой Европе» речь идёт о 14-16 тыс.т.

Идея ЕС о либерализации железнодорожного рынка также не выглядит обоснованной с точки зрения эффективности, так как наиболее эффективно работает железная дорога, в которой инфраструктура не отделена от грузового перевозчика. Я понимаю идею либерализации как двигателя конкуренции, однако таковой она может быть в торговле, но не на железной дороге.

Железная дорога по сути своей закрытая система: в ней невозможны обгоны или объезды, как это можно сделать на автомобильных или воздушных путях. Рельсы едины, и движение поездов организует один диспетчер. При разделении этих функций не только снижается безопасность на путях, но и работа становится дороже. Если, например, после принятия состава из-за рубежа этот состав приходится делить для нескольких перевозчиков, то вырастают и затраты, поскольку нужно вести дополнительную маневровую работу, ожидать укомплектования состава или везти неполносоставный поезд. Если же перевозчик один, то подобные операции не нужны – требуется лишь смена локомотива на границе, и поезд может быстро следовать до конечной станции. И это всего один пример, который великолепно характеризует эффективность перевозок с точки зрения либерализации железнодорожной отрасли.

- Насколько сильно на ваши позиции повлиял недавний кризис и удалось ли уже восстановиться после него?

- Если говорить о глобальном экономическом кризисе, охватившем несколько лет назад весь мир, то нужно сказать, что нашего предприятия он практически не коснулся. Главным образом, потому, что наши основные грузы – каменный уголь и нефтепродукты – были востребованы и во время кризиса.

- Насколько на Ваш бизнес влияет политика Латвии? И наоборот, получается ли в какой-то степени влиять на латвийскую политику в выгодном для Вас ключе?

- Сфера железнодорожных грузовых перевозок, несомненно, является геополитическим бизнесом, в котором мы, железнодорожники, очень в большой степени зависим от отношений между странами, в том числе политических отношений. К тому же нередко мы на эти отношения повлиять не можем. Например, имевший место несколько лет назад спор о торговле нефтью между Россией и Белоруссией привёл к снижению перевозок нефтяных грузов в наши порты.

Латвийское правительство, как и правительство любой страны, может влиять на железнодорожную отрасль своего государства, создавая благоприятную или неблагоприятную среду для развития транспорта и транзита. В настоящее время наше правительство сознаёт и понимает значение железнодорожной отрасли, способствуя также развитию железной дороги.

- В последнее время Латвия начала активный диалог со странами Центральной Азии относительно экономического взаимодействия. С чем это связано, на Ваш взгляд?

- Наибольший грузопоток в наши порты поступает из России.

Однако, глядя на то, как стремительно в последние годы развиваются российские порты на Севере и на Дальнем Востоке, мы можем прогнозировать, что в течение ближайших пяти лет станет сравнительно трудно конкурировать с этими портами за привлечение грузов.

Поэтому сейчас мы ищем альтернативы и способы привлечения в наши порты новых грузов из Казахстана и Китая. Мы надеемся, что нам удастся развитие этого сотрудничества.

- Между тем, уже ряд латвийских компаний выразил беспокойство относительно рисков для своего бизнеса, связанных с ухудшением отношений между ЕС и Россией. Разделяете ли Вы это беспокойство? Могут ли экономические санкции ЕС в отношении России ударить по интересам LDz?

- Латвийская железная дорога уже в течение ряда лет успешно сотрудничает с Российскими железными дорогами в сфере грузовых перевозок. LDz выполняет свои обязательства перед клиентами и не вмешивается в политические процессы.

Конечно, если Европейский союз введёт экономические санкции против России, то, скорее всего, транспортная отрасль стран Балтии их ощутит, и мы должны быть готовы к подобному развитию событий.

Однако надеемся, что хорошие отношения между железными дорогами наших стран останутся хорошими, и наше сотрудничество продолжит успешно развиваться.

- Далеко не все страны ЕС поддерживают идею расширения санкций в отношении России, но Латвия находится среди тех, кто призывает к третьей волне санкций. Не предпринимает ли латвийский бизнес, в том числе LDz, попыток убедить правительство не переходить в диалоге с восточным соседом на язык санкций?

- Мы вели переговоры с правительством и разъяснили, какова роль железной дороги и транспортной отрасли в народном хозяйстве, и я уверен, что наше правительство это осознаёт.

- В мае этого года в Астане был подписан Договор о создании Евразийского экономического союза, который должен заработать с 2015 г. Видите ли Вы какие-то плюсы для латвийской экономики в целом от формирования по соседству столь большого геоэкономического образования? Если же говорить конкретно о LDz - сможет ли Ваша компания как-то заработать на появлении Евразийского экономического союза?

- Говорить о результатах деятельности этого союза пока преждевременно, однако мы надеемся, что он благоприятно повлияет на уже сложившееся между нами сотрудничество.

Комментарии
Читайте также
Новости партнёров
Загрузка...

Курсом мордорнизации

Курсом мордорнизации

Реформаторские инициативы, подобные казахстанским, примерно в то же время появились в Узбекистане, могут в ближайшее время появиться в России или Беларуси, но никогда — в странах Прибалтики и Украине. Там категориями модернизации больше не мыслят.

Переродившиеся убийцы

Переродившиеся убийцы

«Убийство — незаконно. Поэтому все убийцы заслуживают наказания. Если, конечно, они не убивают тысячами, под звуки фанфар».

Литва или Северная Корея?

Литва или Северная Корея?

Современная Литва нередко практически не отличима от КНДР. Сумеете ли Вы отличить Литву от Северной Кореи?

Мюнхенский сговор — начало гитлеровских завоеваний

Мюнхенский сговор — начало гитлеровских завоеваний

Вопреки принципу историзма чуть ли не главной причиной войны с недавних пор стали объявлять советско-германский договор от 23 августа 1939 г., чего, заметим, никогда не делали даже в годы холодной войны.

Попробуйте новый дизайн!

Дорогой читатель, предлагаем Вам попробовать новую версию нашего сайта. Вы в любой момент сможете вернуться к текущей версии сайта, а также оставить свой комментарий и оценку.

Попробовать!
Нет, спасибо