×
Энергетика и транспорт Энергетика и транспорт

Экологический баланс: опасен ли литовский мост для Куршской косы?

Источник изображения: http://park-kosa.ru

Литовская республика планирует строительство моста, который должен соединить Клайпеду с Куршской косой. Этот проект уже вызывает опасения экологов: их мнения об опасности строительства моста расходятся, но общим замечанием являются то, что в рабочую группу не включены специалисты в сфере защиты окружающей среды – ведь речь идет об уникальном природном объекте.

Куршская коса – это уникальный, не имеющий мировых аналогов природный заповедник, разделенный между Россией и Литвой. Коса состоит из песка, покрытого тонким растительным слоем: на ее территории сохраняются редчайшие, вымирающие виды растительности. Уникален рельеф косы (дюны), ее расположение, благодаря которому коса служит коридором для перелета десятков тысяч птиц – на ее территории была основана первая в мире орнитологическая станция.

Разумеется, экологическая система Куршской косы тщательно охраняется. На российской территории создан национальный природный парк «Куршская коса», который является одной из основных туристических достопримечательностей Калининградской области: по ее пешеходным экологическим тропам ежегодно проходят тысячи туристов. На литовской территории также действует национальный парк, а также несколько музеев, дельфинарий, поселки старинной литовской застройки.

С литовской территории единственным способом попасть на косу до последнего времени был паром. Он ходит каждые 15 минут: машины въезжают на паром в несколько рядов и паркуются при помощи специального регулировщика.

Однако в начале этого года литовские власти объявили о намерении построить мост на Куршскую косу. Этот проект сразу же вызвал опасения экологического характера: заговорили даже об угрозе исключения национального парка из объектов мирового наследия.

«Не хотелось бы для Куршской косы такой судьбы, чтобы нас склоняли как плохой пример. К тому же, Куршская коса попала в списки ЮНЕСКО как общий объект Литвы и России — я думаю, что это даст России возможность тыкать в нас пальцем и говорить, что мы нарушители. И теперь станет вполне возможным, что по особо охраняемой земле ЮНЕСКО будут беспрепятственно ездить грузовые машины, - заявил представитель Литовской республики в ЮНЕСКО Арунас Гелунас. - Страна-член при подписании конвенции соглашается соблюдать определенные правила игры: если не хотят принимать эти обязательства и бремя, то просто не нужно баллотироваться, не нужно вносить такие объекты. ЮНЕСКО отреагирует, а в итоге будет направлена международная миссия экспертов, которая установит размер воздействия и ущерба».

Против строительства выступила также руководитель Государственной службы охраняемых территорий Рута Башките, заявившая о том, что «мост на Куршскую косу абсолютно не нужен». По мнению директора литовского национального парка Аушры Фесер, реализация правительственных планов приведет к потере первозданности территории и поставит уникальный природный объект в один ряд с такими растиражированными туристическими курортами как Паланга или Швянтойи.

Тем не менее, правительство Литвы настроено весьма решительно: министерство транспорта и коммуникаций сформировало рабочую группу из представителей профильных министерств и ведомств, местного самоуправления, бизнес кругов. Большинство членов рабочей группы высказывается за строительство моста. Самый активный лоббист проекта – директор Клайпедского порта, бывший министр путей сообщения Арвидас Вайткус. 

В Клайпеде в активной фазе реализация проекта терминала сжиженного природного газа (СПГ). Получается, в угоду экономическим интересам готовы пожертвовать «статусом объекта всемирного наследия» ЮНЕСКО - Куршской косой? Ведь вопрос морской логистики поставок СПГ выходит на первый план. Существующая паромная переправа на Куршскую косу, по мнению литовских властей, будет мешать эффективному функционированию терминала СПГ, запуск которого запланирован на конец 2014 г., в связи с чем и возникла идея построить мост.

Мнения российских экологов о литовском проекте расходятся, но в том, что строительство моста содержит определенные экологические риски, российские эксперты согласны со своими литовскими коллегами.

«Строительство моста подразумевает, конечно же, увеличение антропогенной нагрузки. А так же строительство дополнительного дорожного сообщения. Как следствие, увеличится количество машин и посетителей, которые могут причинить вред природным объектам и уникальности Куршской косы. Скорее всего, объект в этом случае, будет занесен в Список мирового наследия ЮНЕСКО, находящегося в опасности», - заявила RuBaltic.Ru эксперт Народного комитета по защите окружающей среды Ирина Викторова.

Руководитель рабочей группы по охране окружающей среды в Общественной палате Калининградской области Феликс Алексеев согласен, что увеличения транспортной нагрузки создаст опасность для Куршской косы, но считает, что этого увеличения может не произойти. «Если движение по мосту существенно ускорит проезд в Литву, то транспортный поток может увеличиться. Хотя, в принципе, на Клайпеду у нас не так много народу ездит, а ехать через Клайпеду на Вильнюс смысла нет – через Советск лучше. Поэтому я думаю, что существенного влияния на экологию строительство моста иметь не будет. Если, конечно, ход строительства моста будет проходить экспертизу с оценкой влиянию на окружающую среду», - заключил эксперт в комментарии RuBaltic.Ru.

В свою очередь, директор российского национального парка «Куршская коса» Анатолий Калина надеется, что решение литовской стороны о реализации проекта будет взвешенным и продуманным. «Не думаем, что наши партнеры, прежде чем возьмутся за проект, не взвесят все за и против тысячу раз. Уверен, что при любой форме переправы соседи смогут сохранить свою часть территории такой же заповедной и красивой», - считает Анатолий Калина.

Получается, что в истории с литовским мостом все сводится к необходимости тщательного экологического мониторинга, прозрачности проекта и своевременному информированию всех, кто заинтересован в сохранении такого уникального природного ландшафта, как Куршская коса.

И в этой связи уместны опасения: в рабочую группу по строительству моста на косу не были включены экологи. Не ведется или мало ведется необходимая разъяснительная работа с профильными международными организациями и Россией. А ведь согласно документам ЮНЕСКО, Куршская коса – это общий объект Литвы и России. Одна из точек соприкосновения двух стран, где не может не быть межгосударственного сотрудничества. Сохранение этого уникального и очень хрупкого памятника природы отдельно на литовской территории и отдельно на российской невозможно – только совместными усилиями Коса может и дальше существовать как всемирное достояние.