Тема недели:
Евродепутат: вмешательство России спасло Сирию и Европу
Интервью с депутатом Европейского парламента от Латвии (социал-демократическая партия «Согласие») Андреем Мамыкиным.
Понедельник
27 Марта 2017

Правда об Эстонии. В Европу через Россию

Автор: Сергей Рекеда

Правда об Эстонии. В Европу через Россию

14.10.2013  // Фото: www.geolocation.ws

Решение проблем эстонской экономики, о которых шла речь в статье «Правда об Эстонии. Фасадная модернизация экономики», возможно через развитие отношений с Россией на принципиально более высоком уровне. Однако на этом пути стоят препятствия чисто политического характера, часть из которых была уже проанализирована в статье «Правда об Эстонии. Голые короли демократии». Тем не менее, эстонская экономика сможет занять достойное место в европейском распределении труда лишь при помощи России, через коммерциализацию своей близости с ней.

3 сентября 2011 г. состоялось открытие таможенного пункта «Койдула» на российско-эстонской границе. Принять участие в торжественном мероприятии тогда приехало руководство эстонской республики и даже высокие гости из Брюсселя: на открытие прибыл президент Тоомас Хендрик Ильвес, премьер-министр Андрус Ансип, министр экономики Юхан Партс, еврокомиссар по транспорту и экс-премьер Эстонии (2002-2003 гг.) Сийм Каллас – словом вся политическая элита балтийской республики. В том же 2011 году несколькими месяцами ранее председатель собрания уполномоченных Центрального союза работодателей Энн Вескимяги на конференции «Вызовы в развитии экономических связей с Россией» заявил, что наступил момент для потепления отношений с Россией, а открывающийся после реконструкции пограничный пункт «Койдула» «был бы лучшим началом потепления».

В этот объект было вложено около миллиарда крон, но… экономический выстрел оказался холостым: еще до его открытия стало известно, что ветеринарный пункт для приема скота Россия перевела из Печор в Ивангород, а в открытии КПП с российской стороны, помимо посла, участвовали лишь вице-президент РЖД Вячеслава Лемешко и замминистра транспорта Николай Асаул. В итоге открытие этого таможенного пункта стало символом российско-эстонских отношений, но не их потепления:

пограничный пункт, как и экономический эффект от партнерства между странами – это плод совместных планомерных усилий, а не одностороннее разовое желание, реализация которого, к тому же на фоне регулярной враждебной риторики, не приводит к достойным результатам.

«Наша политика должна, наконец, отдавать себе отчет в том, что наш восточный сосед Россия является очень мощным и обладающим гигантским потенциалом экономическим пространством. Из этого следует, что именно в России находится ключ к успешному будущему экономики Эстонии. Если мы сможем выйти со своей продукцией на российский рынок, то будут преодолены наша безработица, преобладание импорта над экспортом, опасность банкротства госбюджета и пр. Экономика Эстонии имеет все предпосылки для успеха на российском рынке, к тому же у нас сохранилась историческая память о том, как мы на этом рынке добивались успеха и удерживали его», – обычно человек, выступающий с таких позиций, довольно скоро может получить ярлык «кремлевского пропагандиста», однако в данном случае это мысли старожила эстонской политики, а ныне еще и мэра Таллина Эдгара Сависаара, высказанные в книге «Правда об Эстонии». Да и если взглянуть на ситуацию трезво - заметны ли в России колебания в экономических отношениях с Эстонией?

В развитии этих отношений в первую очередь заинтересованы предприниматели самой балтийской республики, и следует признать, что спустя долгие годы политической конфронтации с Россией эстонский бизнес упустил серьезные экономические возможности, за которые теперь придется серьезно побороться со своими североевропейскими соседями.

Показателен здесь пример железной дороги Rail Balticа, проект которой политиками и журналистами в Эстонии часто позиционируется как еще один шаг на пути инфраструктурной евроинтеграции стран Балтии. Однако, как не парадоксально, но этот проект становится бессмысленным в условиях низкого уровня экономического сотрудничества Эстонии с Россией. «В ходе своего последнего визита в Финляндию, - размышляет в своей книге «Правда об Эстонии» Э.Сависаар, - я имел возможность серьезно убедиться в том, как усердно в этом государстве ведется строительство экономического коридора Восток-Запад, то есть прокладка и развитие торгового пути из России в Финляндию, Швецию, затем по мосту в Данию и оттуда уже прямо в Германию. Видя как увлечены финны этим проектом и какие деньги в него вкладывают, начинаешь сомневаться, сумеет ли в самом деле Эстония конкурировать проектом Rail Baltica в доставке грузов из Северных стран в Европу». Проект «Северного потока» уже дает пример серьезной упущенной выгоды из-за политических разногласий Таллина с Москвой – теперь вслед за доходами от транзита газа бюджет Эстонии могут обойти и внушительные суммы от логистических услуг на железной дороге. В то время как Финляндия сумела создать у себя «зеленый коридор» движения товаров между Россией и Европой, Эстонские политики тоже получают пользу от своего восточного соседа, но несколько в иной форме.

«Мы дошли до абсурдного положения, когда правительство фактически само закрыло эстонскому бизнесу путь в восточном направлении и только для того, чтобы до сих пор сидеть на своих местах. Понять такую логику крайне сложно всем, кто хоть немного разбирается в экономико-политических основах функционирования государств. Но, к сожалению, мы позволили сложиться ситуации, при которой правительство покупает продление своей власти, последовательно подрывая экономический фундамент собственного государства», - считает Э.Сависаар.

Ключевым элементов в процессе этой «покупки» власти является «демонизация» образа России и эстонских русских, представляемых в данном контексте как пятая колонна и предатели республики. Однако исследования свидетельствуют о том, что эстонские консерваторы получают свои голоса националистического электората, воспроизводя постоянно ничто иное как миф. Э.Сависаар в «Правде об Эстонии» подчеркивает, что русские акцептируют Эстонское государство как самостоятельное и независимое примерно в той же мере, что и эстонцы, и приводит следующие цифры: «Начиная с 1990-х годов доля русских, считающих Эстонию своей родиной постоянно росла. В 1996 г. уже половина русскоязычного населения называла Эстонию своей родиной (причем среди молодежи до 30 лет – 76%), 30% читало своей родиной Россию, а 9% Советский Союз. В 2000 году уже 85% русских соглашалось с утверждением, что фактической родиной здешних русских является Эстония».

«Русская проблема» Эстонии, исходя из книги Сависаара, состоит не в том, что местные русские считают себя продолжением России (хотя на данный момент 117 тыс. человек в Эстонии и имеют паспорт РФ), проблема состоит в низкой степени доверия эстонских русских политической элите страны и самому эстонскому государству. Данная категория общества, как отмечает автор, больше всего позиционирует себя просто «жителями Эстонии» (66%) и русскими (79%); но при этом даже среди неграждан только 3% отождествляет себя с российскими русскими.

В итоге русские оказываются не агентами Москвы в Эстонии, они существуют во многом просто в политическом вакууме, часто не идентифицируя себя ни с какими политическими центрами силы, скорее, даже формируя свой собственный центр силы.

В этих условиях эстонское руководство проводимой политикой само культивирует их критическое настроение к себе. «Ощущение дискриминированности, - пишет Э.Сависаар, - стало постоянной частью идентичности эстонских русских и ставит серьезные ограничения как для собственной деятельности, так и для деятельности государства и местных самоуправлений».

Таллин в данном случае получается одним из исключений, где имеется довольно обширное представительно неэстонцев в городском собрании (после выборов 2009 г. их стало 27, причем 26 из них – представители «центристов»; для сравнения – среди 101 депутата Рийгикогу на данный момент 9 депутатов-неэтсонцев). Вместе с тем Таллину удается активно развивать экономические отношения, как с Москвой, Санкт-Петербургом, так и с другими российскими регионами, не осложняя эту деятельность политическими истериками по поводу «российской угрозы» и «русской пятой колонны» внутри страны. В 2008 г., например, действительно большое внимание москвичей привлекли Дни культуры Таллина, прошедшие в российской столице. Аналогичные мероприятия, организуемые совместно Таллинном и Санкт-Петербургом, давно получили название просто дружеских «Встреч». По инициативе Таллиннского Русского театра был осуществлен проект обучения студентов для пополнения труппы театра в Школе-студии МХАТ. В 2009 г. между Таллинским горсобранием и Мосгордумой был подписан протокол о сотрудничестве в области коммунального хозяйства. Специальным договором между эстонской столицей и Санкт-Петербургом на данный момент поддерживаются торгово-экономические, научно-технические и гуманитарные отношения между двумя городами.

Столь интенсивное и деполитизированное сотрудничество между отдельными городами на уровень межгосударственных отношений пока перевести не удается; для этого необходимо не так и много: чтобы России во внутреннем театре Эстонии «выдали» новую роль - не политического пугала для правого электората, а экономического партнера для всего эстонского общества, которое в результате этого сможет лишь еще больше интегрироваться в хозяйственный организм ЕС, опираясь на посредничество между крупными странами. Первым шагом на пути к этому может стать подписание российско-эстонского пограничного договора, по которому на данный момент принципиальных расхождений стороны не демонстрируют. Главное, чтобы на этот раз, в отличие от «Койдулы», данный документ стал действительно символом того, что российско-эстонские отношения могут быть успешны и полезны, а не очередным холостым выстрелом.

Комментарии
Читайте также
Новости партнёров
Загрузка...

Лучшее средство от «кремлевской пропаганды»

Лучшее средство от «кремлевской пропаганды»

Особенно хорошо понимаешь надуманность проблемы «российской пропаганды», когда в очередной раз сталкиваешься с новостью о том, как еще один молодой отморозок с «бандерой головного мозга» оскорбляет или бьет украинских стариков, осмелившихся пойти против красно-черного мейнстрима.

Переродившиеся убийцы

Переродившиеся убийцы

«Убийство — незаконно. Поэтому все убийцы заслуживают наказания. Если, конечно, они не убивают тысячами, под звуки фанфар».

Сериалы против политики!

Сериалы против политики!

Попробуй отличить правду от выдумки сценаристов!

Игналинская атомная электростанция

Игналинская атомная электростанция

О размахе строительства первой очереди можно судить по следующим цифрам и фактам: построено 50 километров железных и 142 километра автомобильных дорог, уложено 76,5 тысяч тонн арматуры, залито 999 тысяч кубометров монолитного бетона, выполнено 57,5 тысяч кубометров каменной кладки.

Попробуйте новый дизайн!

Дорогой читатель, предлагаем Вам попробовать новую версию нашего сайта. Вы в любой момент сможете вернуться к текущей версии сайта, а также оставить свой комментарий и оценку.

Попробовать!
Нет, спасибо