×
История История

«Какая музыка звучит, когда она не на продажу...». Часть вторая: Латвия

Источник изображения: http://www.livestory.com.ua

Какая рок-группа оказала влияние на творчество Раймонда Паулса? Где хранится аккордеон барабанщика «Brainstorm»? Кто носит неофициальный титул первого рокера СССР? Латвийский рок до сих пор хранит много тайн.

Латвийский рок «родился» в 1960-е гг. и был кавером на западных исполнителей. В те далекие времена копировалось всё: от музыки и манеры исполнения до внешнего вида звезд. Этот период в становлении рок-культуры в целом можно по праву назвать «британской лихорадкой». Болезнь эта, в свое время захватившая всю Европу и Америку, не обошла и Советский Союз. Но каким образом проникла она сквозь железный занавес, обманув сухую информативность советского телевидения и обойдя программы радио Маяк?

Прибалтийские республики были на шаг впереди всего Союза, а необходимая информация появлялась там, можно сказать, «из воздуха». В Эстонии, например, люди могли смотреть финское телевидение, а в Латвии, хоть и редко, но была возможность поймать «Радио Люксембург».

Гарик Сукачев, рок-музыкант:

«В ту пору прибалтийские группы казались нам какими-то офигенно несоветскими, фирменными — они фирменно выглядели, фирменно играли... Что понятно, ведь они были ближе к Европе. Говорят, местные умельцы с помощью самодельных телевизионных антенн ловили западное телевидение — оттуда все и набирались новомодных, совершенно невероятных по советским временам идей».

Еще одним способом приобщения к новой культуре стали пластинки с британскими новинками, присылаемые родственниками с Запада. Дальнейшее же их распространение не заставило себя долго ждать: музыка переписывалась и проигрывалась «на костях», появлялись группы-клоны, а на улице можно было услышать звуки гитары прямо из окна. Нужно отметить, что самого понятия “рок” еще не было, в 1960-х гг. всё воспринималось как поп-музыка, а её трансляторами были ВИА.

PA collage.jpg
 

В своей летописи советского рока Артемий Троицкий присвоил титул первого рокера СССР латвийскому музыканту Валерию «Сэйски» Сайфудинову. Именно он стал первым петь–играть в 1960–е английскую и американскую музыку, создав в 1961г. группу «Рэвенджерс». Однако, не выдержав преследований КГБ, Сэйски эмигрировал в США. Его дело продолжил друг Пит Андерсон (настоящее имя — Петерис), который играл в жанре рокабилли («рок» + «хилбилли», одно из названий музыки кантри), слыл «антикоммунистическим элементом» и всецело отдавал (и продолжает отдавать) себя музыке.

Первую свою группу Андерсон собрал в 1964г. Молодежь тогда приходила на «The Melody Makers» не только послушать «запретную музыку», но и посмотреть, как копирует американские мелодии на своей легендарной «Fender Stratocaster» соло-гитарист Зигмунд Лоренц. Но настоящего восторга достоин сам Андерсон, который освоил шесть языков и стал единственным в СССР музыкантом, принятым во Всемирную ассоциацию исполнителей рок–н–ролла (Швеция).

За свою музыкальную карьеру Андерсон успел поработать с эстонской группой «Optimistid», пережить депрессию длинною в десятилетие, а в 1980-х снова выйти на музыкальную сцену и полностью отдаться любимому делу. Самым долгоиграющим проектом Андерсона стала группа «Pete Anderson & The Archives» («Архив»), с которой Пит стал главной сенсацией фестивалей «Bildes-86» в Риге и «Лиепаяс Дзинтарс-87». В конце 1989г. фирма звукозаписи «Мелодия» выпустила виниловую пластинку «Pete Anderson & The Archives Live!», полностью записанную на английском языке. С «Архивом» Андерсон проработал до 1995г., а в 1996г. собрал новую группу «Pete Anderson & The Rhythm Kings». Сложности переходного периода в жизни родной страны заставили музыканта совмещать любимое дело с повседневным трудом регионального представителя концерна «Motorola».

Сегодня на вопрос «как дела?» он отвечает: «Работа, дом, ребенок и немного музыки, которой на самом деле могло быть больше. А всего остального, наоборот, могло быть и поменьше».

В те далекие 1960-е гг. реализовать свой потенциал коллективы могли, играя на танцах. Выступления были абсолютно свободны, никто их не запрещал, однако основной особенностью являлось то, что это была инструментальная музыка. Вокальную партию исполнять было нельзя, по крайней мере, в Прибалтике. На латышской сцене появились группы, полностью переигравшие «Beatles» («Cathedrals»), Deep Purple и Led Zeppelin («Apples»), «Shadows» («Dreamers») и т.д. На фоне такой увлеченности Западом создавать свой продукт считалось не только дурным тоном, но и опасным занятием. Смелые же попытки групп «Cathedrals» и «2 ВВМ» выступать с репертуаром собственного сочинения закончились запретом коллективов и прекращением их деятельности.

Новые группы всё же заявляли о себе в начале 1970-х гг. Одной из таких находок стал «Менуэт», победивший в 1971г. на международном фестивале «Золотая осень» в Баку. Во многом этому способствовала совместная работа «Менуэта» с Имантсом Калниньшом, чьи мелодии и аранжировки отсылали к эпохе барокко, а использование необычных для рока инструментов — флейты, гобоя, скрипки, английского рожка, трубы — надолго определили почерк группы «Менуэт».

Воевал за своё место под солнцем и Юрис Павитолс. В 1972г. им были написаны восемь композиций, одна из которых — «Щиты» — должна была стать названием новой группы. Однако такое воинственное название было отвергнуто официальными инстанциями, не утвердили они и следующие — «Альтер Эго». Путем проб и ошибок появилось имя «Ливы», под которым группа Юриса Павитолса заняла сначала третье место в республиканском смотре, а всего год спустя, в 1974г. после выступления на фестивале «Лиепаяс Дзинтарс», Павитолс сказал товарищам: «Всё! Вы достали до потолка!». 

В середине 1970-х гг. «Ливы» ждали крутые перемены, группа ушла от биг-бита в настоящий хард. Этому способствовало и то, что к группе присоединился Эрикс Кигелис, знавший весь репертуар Джими Хендрикса и умевший выжать из плохой гитары приличное звучание. С таким составом «Ливы» одержали победу в республиканском смотре 1980г. Однако основатель группы Павитос вскоре её покинул, и в 1982г. собрал новый ВИА «Сайме». Усилиями менеджера Юриса Лэдайса «Ливы» остались наплаву, а Кигелис продолжал упорно трудиться в коллективе.

Порой тяжеловесных «Ливов» сравнивали со «Скорпионс», или обвиняли в копировании «Уайтснейк», но для Латвии этот мощный коллектив явился пропагандистом хард-рока и вдохновителем многих музыкальных коллективов.

Стоит отметить еще один параллельный процесс, без которого рок-движение не только в Латвии, но и во всём Союзе не смогло развиваться и набирать силу. В конце 1970-х гг. ощущалась резкая нехватка музыкальных инструментов, в особенности — электронных и электромеханических. Музыканты не могли ни совершенствоваться в своих жанрах, ни продолжать копировать западные новинки. Помощь в преодолении этого кризиса пришла именно из Латвии, где возникла «микроиндустрия» по производству колонок и усилителей. К тому же в Риге начали выпускать электрогитары и первые ударные установки, ну а без аппаратуры ни о каком роке и говорить бы не стоило.

Своеобразной фишкой группы «Арка», созданной в 1977г., было звучание синтезатора, редкого для того времени инструмента. А после того, как Юрис Кулакове покинул группу, так как был против коммерческого пути развития коллектива, музыканты изменили название на легендарный «Зодиак». Группа возникла на базе кафедры электронных музыкальных инструментов Латвийской государственной консерватории им. Я.Витола и представляла собой сплав академичности и современного электронного звучания. В 1980-х г. «Зодиак» выпустили свой дебютный альбом и приняли участие в записи саундтрека к документальному фильму о космосе. К рок-музыке группа обратилась на закате своего творчества. В альбоме «In memoriam» («В память»), выпущенном «Зодиаком» в 1988г., уже не прослеживается "космическое звучание" синтезатора, ему на смену пришел инструментальный рок.

Но сколько бы ни играли музыканты по клубам и диско-концертам, как ни старались распространять свою музыку на кассетах, известность они получали благодаря массовым рок-фестивалям. Первый такой рок-фест не только в Прибалтике, а во всем СССР был проведен в маленьком эстонском городе Вильянди в 1975г. Правда, из приглашенных групп там можно было встретить только латвийский «Opus», исполнявший репертуар Джими Хендрикса.

В Латвии центром притяжения рок музыкантов стала Лиепая, где с 1964г. начал проводиться летний фестиваль «Лиепаяс Дзинтарс». Изначально фестиваль не имел определенного жанрового окраса, коллективы играли всё: от русского романса, народных мелодий до джаза и рока. Однако в 1970г. в лидеры фестиваля вышли рок группы «2 ВВМ» и «Санта», да и сами организаторы симпатизировали коллективам, играющим именно рок. Но компетентные органы относились довольно предвзято и осторожно к такому увлечению, олицетворением которого являлся популярный рок-н-ролл, именно поэтому фестиваль оказался неудобным и не проводился в 1977—1978гг. и 1981— 1986гг.

Желтые почтальоны collage.jpg

Открытием 1980-х гг. стала группа «Желтые Почтальоны» (Dzeltenie Pastnieki), состоявшая из выпускников Рижской средней школы, лидером которой стал Ингус Баукенилкс (бас, вокал). Они жонглировали жанрами от экспериментальной электроники и рэпа до альтернативного рока и регги, не повторяя одну и ту же программу дважды. «Почтальоны» выступали на дискотеках и в небольших, камерных клубах, а записывались в домашней обстановке на обычные магнитофоны, к записанному ранее куплету подклеивая припев, зафиксированный позже. Кассеты, у которых даже не было обложек, распространяли посредством магнитиздата. Но, несмотря на «кустарный» выпуск альбомов и отсутствие возможностей выйти к массовому слушателю, группа прочно закрепилась на латвийской музыкальной сцене. Один из скандальных героев тбилисского рок-фестиваля Мартиньш Браун из «Сиполи» так отозвался о творчестве «почтальонов»: «Они оказали влияние на всю латвийскую сцену, начиная с меня и заканчивая Раймондом Паулсом».


Также в 1980-х на латвийскую рок-сцену вышли упомянутые уже «Сиполи», отделившиеся от «Ливов» «Сайме», победители эстонског рок-фестиваля «Опус», а также «Элпа», «Юмправа», «Ремикс» и другие. Вернулись к творчеству П. Андерсен и И. Калниньш. Рок-оперу последнего «Эй, вы там!» (1983, с народным хором «Дайле») и рок-ораторию «Как море, как земля, как небеса» (1984г.) исполняла группа «Перкунс». «Желтые почтальоны» в 1984г. записали саундтрек к театральной постановке по произведениям Льюиса Кэролла «Алиса в Стране Чудес» и «Алиса в Зазеркалье». А «Зодиак» написали саундтрек к документальному фильму о космонавтах. Но главным событием в рок-музыке стала рок-опера Зигмарса Лиепиньша «Лачплэсис» (1988г.).

Другой особенностью рок-культуры в Латвии было значительное присутствие выходцев из сельской местности в рок-коллективах.

Показательным был VIII республиканский финал самодеятельных групп 1984г., где из 26 ансамблей 14 представили колхозы. Эта особенность латвийских рок-групп объясняет незначительную роль рок-клубов, размещавшихся, как правило, в больших городах.

Рижский рок-клуб был основан в 1983г. и функционировал под президентством Андрея Яхимовича (солист групп «Поезд ушёл» и «Цемент»). О нем тепло отозвался музыкальный критик А. Троицкий, сказав: «Было приятно, что на латышской рок-сцене, где доминировали носители коренного языка — «Ливы», «Кредо», «Желтые почтальоны» — появилась симпатичная русская рок-группа».


Рок-клуб собрал под своей крышей довольно разобщенные коллективы, что было важно для идеологически поделенной на «своих» и «чужих» Латвии. Русскоязычные «Цемент» и «Спецбригада» соседствовали с латвийскими «Зодиаком» и П.Андерсом. Помимо исторического концерта рижского рок клуба 1987г., который был снят латвийским телевидением и даже частично транслировался, рок-группы выезжали за пределы Латвии с концертной деятельностью. Из воспоминаний бессменного лидера группы Чайф Владимира Шахрина: «Вскоре мы приехали в Ригу всей группой, потом вместе выступали на разных фестивалях по Союзу, приглашали «Цемент» к нам в Екатеринбург. Это были незабываемые годы, которые мы часто и с теплом вспоминаем».

В 1986г. был организован рок-клуб Латвийского государственного университета, руководителем которого стал Угис Праулиньш, куда входили «Саламандра» и «Вецас Маяс». Широкую общественность клубу привлечь не удалось, но в его стенах проводились концерты, вечеринки и тематические семинары.

Приобретение Латвией независимости связывалось для музыкантов с эпохой больших надежд и перемен. Однако не со всеми государство поступило справедливо.

Лидер группы «Ребэл» Игорь Новиков, начавший свою карьеру после выступления в 1992г. на фестивали в Юрмале, до сих пор не получил латвийское гражданство. Как признает сам музыкант, он чувствует себя обманутым наравне со всеми, кто отстаивал независимость Латвии, но так и не стал её гражданином. «Я для этого государства ничего плохого не сделал, я родился здесь и я считаю себя гражданином своей страны. Но ни о чем просить я не буду», - принципиально заявил Новиков.

В 1990-х гг. одухотворенные свободой и мечтами о толпах туристов, которые наводнят Латвию, братья-бизнесмены Марекс и Райво Медини открыли в Лиепае первое рок-кафе. В его зале можно было познакомиться с необычной экспозицией - футболки с концертных туров группы «Ливы», тапочки маэстро Раймонда Паулса, ботинки участника группы «Рэднекс», штаны Томаса Клейнса, жакет Пита Андерсона, а также другие интересные вещи. А улица Живию (Zivju) была превращена в музыкальную аллею славы с бронзовыми отпечатками ладоней известных латвийских музыкантов. Однако пятого января 2014г. кафе встретило своих гостей в последний раз, не удержавшись на плаву из-за экономической ситуации в стране. Многие раритеты из знаменитой экспозиции переехали в рижский аналог заведения, оригинальную коллекцию пополнили первый аккордеон барабанщика «Brainstorm» Каспарса Роги и очки-авиаторы «Лива» Яниса Гродумса. 

Сегодня на латвийской рок-сцене можно увидеть множество музыкантов, играющих в различных жанрах, экспериментирующих со звуком, совмещая музыкальные стили. Самый известный коллектив это, конечно же, «Brainstorm». Группа ведет свою историю с 1989 г., когда в Елгаве пятеро товарищей по школе решили основать свой коллектив. Успех к группе пришел в конце 1990-х, с подписания контракта с «Microphone Records», одной из крупнейших латвийских звукозаписывающих компаний. А дальше были записи новых альбомов, «золотой» диск в Латвии, выступление на Евровидении, покорение российской музыкальной сцены и многое другое. Но не только «мозгом штурмует» Латвия. Интересен и «SoundReligion», ребята открещиваются от причисления их к какому-либо стилю, говоря, что ни джангл, ни панк, ни ска они не играют, однако в их композициях перемешались все эти стили. Группа «The Sound Poets» презентует себя, как интеллектуально-эмоциональный поп-рок и с 2006 г. ведёт активную клубно-фестивальную деятельность, записывает альбомы и продвигает себя через различные соцсети. Рижские «Predict» - представители альтернативы, завоевали не только родную Латвию, но и соседку-Литву, выступив на одной сцене с «Бипланом», а так же были гостями «LIVE-SHOW. Живая музыка», куда их пригласил радио- и телеведущий, человек, который знает толк в качественной музыке Михаил Козырев. Пожалуй, самая популярная латвийская группа, играющая прогрессивный рок «Olive Mess».

В Латвии работает радиостанция «SWH Rock», на которой новые исполнители могут представить себя широкой общественности. Также есть «Radio Naba» — радиостанция, ориентированная на молодежь, в эфире которой звучит альтернативный рок, фолк, джаз. Хорошим стартом для рок-групп может стать участие в различных фестивалях и конкурсах. На данный момент можно отметить Лиепаю, которая продолжает традицию летних рок-фестов. На пляжах курорта в 2011г. стартовал «Summer Sound Liepaja», где латвийские группы получили возможность выступить на одной сцене с «Guano Apes», «Toploader», «Clock Opera» и многими другими известными исполнителями. Однако латвийские музыканты всегда стремились выйти на международный уровень, на сегодняшний день молодым группам тесно в родной стране. Коллективы выпускают композиции на русском и английском языках, чтобы попасть в эфир зарубежных радиостанций и увеличить ротации. Имея солидную историю, особый музыкальный стиль и опыт выступлений, латвийские группы выгодно смотрятся на российских рок-фестивалях. А на «Нашем радио» сегодня можно услышать не только «Brainstorm».



Читайте также: 

Краткая история прибалтийского рока: Эстония.
Краткая история прибалтийского рока: Литва.


Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!