×
История История

Общество «Варпа»: как советский спорт вел велогонщиков Латвии к мировым рекордам

Источник изображения: mos.ru

Большой вклад в подготовку латвийских спортсменов внесло общество «Варпа», созданное под эгидой Совета министров Латвийской ССР 11 мая 1949 года. Особое внимание общество уделяло скоростным видам спорта, в первую очередь — велосипедному. Тренеры и инструкторы методично отбирали среди представителей колхозной молодежи самых талантливых и делали на них ставку, развивая врожденные способности и предоставляя неограниченные возможности для тренировок.

В течение многих десятилетий общество «Варпа» успешно справлялось со своей основной задачей — всесторонним развитием физической культуры и спорта среди жителей сельских районов Латвийской ССР, а также выявлением и подготовкой наиболее перспективных и одаренных спортсменов.

Среди выдающихся деятелей спорта, которые одерживали знаковые победы на соревнованиях мирового масштаба, можно вспомнить Эмилию Сонк. Она двенадцать раз становилась медалисткой первенства СССР по велоспорту, а в 1964 году в Германии стала чемпионкой мира, завоевав этот титул впервые в истории Советского Союза.

В распоряжении «Варпы» к 1980-м годам числилось 23 стадиона по всей республике, 75 спортивных залов и 2 легкоатлетических манежа. Ключевыми направлениями подготовительной работы, которые проводили тренеры «Варпы», были велосипедный спорт, гребной слалом и легкая атлетика, а к середине 1970-х годов — санный спорт.

Однако велосипедный спорт всегда оставался приоритетом для кураторов этого общества.

Байбу Цауне-Морзик / Фото: wikimedia.orgБайбу Цауне-Морзик / Фото: wikimedia.org

Из воспитанниц «Варпы» стоит отметить Байбу Цауне-Морзик, которая дважды становилась чемпионкой СССР (в 1968 и 1969 годах) и дважды завоевывала титул вице-чемпиона мира (в 1968 и 1974 годах).

Известный латвийский велогонщик Дзинтарс Лацис также прославил Латвийскую ССР и весь Советский Союз на велогонках мирового уровня и на Олимпийских играх. Впервые Лацис завоевал чемпионский титул на первенстве СССР в 1961 году. В дальнейшем последовал первый опыт участия в летней Олимпиаде 1964 года.

Весьма напряженным выдался этап велогонки в Токио. Впервые в истории соревнований появилась новая дисциплина — индивидуальная гонка преследования на четыре километра. Тогда Дзинтарс Лацис дошел до четвертьфинала, где проиграл в общем зачете команде Нидерландов.

В следующем 1965 году Лацис завоевал первое место в командном преследовании на чемпионате СССР.

Тренером Лациса был легендарный советский гонщик Хари Япиньш, который дважды — в 1952 и 1953 годах — завоевывал титул чемпионата СССР по трековому велоспорту. Впоследствии Япиньш безоговорочно считался тренером самого высокого разряда в истории латвийской советской велошколы.

В 1967 году на чемпионате мира по трековым велогонкам в Амстердаме советская команда — Михаил Колюшев, Дзинтарс Лацис, Станислав Москвин и Виктор Быков — завоевала награды высшей пробы. В результате этих грандиозных достижений Лацис получил право представлять Советский Союз на следующих летних Олимпийских играх 1968 года в Мехико, где ему удалось дойти до стадии полуфинала.

Слева направо: Станислав Москвин, Дзинтарс Лацис, Михаил Колюшев и Виктор Быков / Фото: wikipedia.orgСлева направо: Станислав Москвин, Дзинтарс Лацис, Михаил Колюшев и Виктор Быков / Фото: wikipedia.org

На Олимпийских играх в Токио тандем советских велогонщиков Виктор Логунов — Имант Бодниекс стал серебряным призером. Бодниекс поначалу посвятил себя легкой атлетике, а именно — метанию копья, но на его пластичность и маневренность обратили внимание латвийские тренеры. Так Имант Бодниекс стал подопечным тренера Петериса Строда, что и предопределило его успехи на международных состязаниях.

Имант Бодниекс / Фото: tvnet.lvИмант Бодниекс / Фото: tvnet.lv

В 1961 году двадцатилетний Имант занял четвертое место в индивидуальной велотрековой гонке (гите) на дистанции тысяча метров на чемпионате в Цюрихе. В 1966 году во Франкфурте-на-Майне он повторил это достижение. Через четыре года в Мехико Имант Бодниекс мог повторить токийский триумф, но в итоге занял пятое место в тандеме с Игорем Целовальниковым.

Тренировочную базу для латвийских велогонщиков создавало и спортивное общество «Динамо». Основанное в 1940 году, оно уделяло особое внимание общей физкультурно-спортивной подготовке молодых спортсменов. «Динамо» в Латвийской ССР развивало двадцать семь видов спорта, а наивысшие результаты были достигнуты в академической гребле, гребле на байдарках, дзюдо, легкой атлетике, каноэ, пулевой стрельбе, тяжелой атлетике и, конечно же, велоспорте.

В распоряжении спортобщества «Динамо» были два стадиона, один велотрек, шесть спортивных залов, три тира, три гребные базы, одна лыжная база и учебные базы «Кандава» и «Виесите». Помимо этого, «динамовцы» обладали 34 спортивными площадками, теннисным кортом и рыболовно-охотничьим хозяйством. При обществе «Динамо» в Латвии действовали передовые детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ) по легкой атлетике и хоккею с шайбой. И все совершенно бесплатно, за счет советского государства.

В соревнованиях по велоспорту латвийские спортсмены побили своеобразный рекорд: семьдесят раз они завоевывали звание чемпионов СССР.

Лидером по чемпионским титулам стал Имант Бодниекс — одиннадцать раз завоевывал медали высшей пробы на первенствах СССР в различных велодисциплинах, а также регулярно первенствовал на национальном чемпионате Латвийской ССР на пике своей карьеры — в 1960–1970-х годах. На втором месте — Дзинтарс Лацис, становившийся чемпионом Советского Союза семь раз. Третье место по количеству трофеев всесоюзных первенств занимает Эмилия Сонк — она трижды завоевывала медали советских чемпионатов. На четвертом месте Байба Цауне с двумя чемпионскими титулами.

В 1990-е годы латвийские велоспортсмены удерживали высокую планку, заданную советской эпохой. Среди гонщиков-любителей мировую известность завоевал рижанин Петр Угрюмов, который начал заниматься велоспортом с четырнадцати лет. Трижды он первенствовал на чемпионатах СССР по шоссейным велогонкам, добивался высочайших результатов на внутренних соревнованиях в Латвийской ССР. Однако звездным часом Угрюмова стала победа на одном из этапов многодневной велогонки Джиро д`Италия 1993 года, когда велогонщик блистательно выдержал самый сложный маршрут и уступил меньше минуты на заключительном этапе лишь испанцу Мигелю Индурайну.

В 1994 году Петр Угрюмов вновь триумфально проявил себя на легендарной веломногодневке Тур де Франс, где выиграл два этапа, но в финальном заезде уступил лишь тому же Индурайну. После принятия в 1996 году гражданства России он два раза попадал в десятку лучших спортсменов на многодневных супервелогонках.

Другим прославленным велогонщиком современности является Роман Вайнштейн, который начал международную спортивную карьеру в 1995 году. Высшим его достижением является чемпионский титул в групповой гонке на мировом первенстве 2000 года, который проходил во французском Плуэ. За год до этого Вайнштейн торжествовал победу на шестом этапе Джиро д`Италия. В 1999-м он стал первым по итогам однодневки в Латвии.

Роман Вайнштейн / Фото: sportazinas.comРоман Вайнштейн / Фото: sportazinas.com

Впрочем, в современных условиях оба спортсмена поменяли профессию. Петр Угрюмов переселился в Римини, где устроился на работу водителем «скорой помощи», а затем организовал поставки итальянских брендовых товаров на рынок России. Поскольку Петр Угрюмов также принимал участие в работе первой советской профессиональной команды «Альфа Люм» с центром в Сан-Марино, в начале 2000-х он тренировал детские и юношеские велокоманды в этой стране.

Роман Вайнштейн в последний раз принял участие в крупном первенстве в 2004 году — это был чемпионат мира в Вероне. Затем он, обосновавшись в Италии, стал торговым агентом и наладил продажу вина. Однако с винным бизнесом возникли серьезные сложности, после чего Вайнштейн вернулся в Латвию.

В интервью от 27 декабря 2016 года на вопрос корреспондентов LSM.lv о том, есть ли у него желание создать свою школу велоспорта, Роман Вайнтшейн откровенно отвечает: «Конечно. Но возможно ли ее здесь открыть? Сами знаете, какая в Латвии экономическая ситуация. Она не лучшая, как и во всей Европе. Да и надо ли это людям? Или погода — для велоспорта в Латвии она не самая подходящая. Так что я не знаю, насколько все это будет эффективно. Ведь чтобы подготовить хорошего спортсмена, надо тренироваться круглый год, и зимой тоже. Как раз зимой закладывается весь фундамент. Нельзя пропускать три-четыре месяца, а потом уже начинать тренироваться. Если и говорить о создании какой-то школы, этот вопрос надо обсуждать с людьми, которые в этом хоть как-то заинтересованы».

Советские плановые традиции, проявившиеся в стратегии развития спорта, смогли привести к появлению нескольких поколений латвийских велогонщиков, в том числе чемпионов мира и призеров Олимпийских игр. Остается надеяться, что со временем славные традиции велоспорта в Латвии будут восстановлены.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
Легкая атлетика в Прибалтике: СССР делал латышей и эстонцев Олимпийскими чемпионами
4 июля 2020
В Латвии и Эстонии в советский период была создана великолепная база для подготовки легкоатлетов. Так получилось, что латыши дальше всех метали копье, а эстонцы были хороши в метании молота и толкании ядра. Впрочем, это не закономерность, а сторонние наблюдения советских болельщиков.
Тюлень Вигри — эстонский брат Миши: Олимпиада-80 и водный спорт в Прибалтике
5 июня 2020
Прибалтийские республики в советский период добивались серьезных успехов в водных видах спорта. Очень развиты в Прибалтике были традиции парусного и буерного спорта.
Спортивное строительство в Советской Латвии: «оккупанты» привили латышам физкультуру
4 июня 2020
Минобороны Латвии испытывает недостаток здоровых и физически выносливых армейцев. Возможно, причина в том, что вместе с отделением от СССР в республике была разрушена система профессиональной физподготовки новых поколений.
Санно-бобслейная трасса Сигулды: шедевр инфраструктуры, который построил Латвии СССР
29 мая 2020
В Литве, Латвии и Эстонии сохранились шедевры спортивной инфраструктуры, построенные в эпоху СССР. Многие из них успешно функционируют по сей день, принося доход в госбюджет Прибалтийских республик и привлекая спортсменов-любителей со всего мира.