×
История История

Миф национализма: была ли Прибалтика моноэтничной?

Источник изображения: dacoromania.ne

Национализм для нынешних стран Балтии – это основа всей постсоветской государствообразующей идеологии. Элиты этих республик взяли курс на «воссоздание» государств этнических латышей, литовцев и эстонцев, не обращая внимания на то, что на этих территориях уже много веков бок о бок с титульными нациями живут русские, поляки, белорусы, немцы, евреи и др. И это вовсе не мешало литовцам, латышам и эстонцам развиваться, численно увеличивая своё присутствие среди народов Российской империи.

Рис. 1. Численность населения, проживавшего на территории Латвии, Литвы и Эстонии в XIX-XXI вв.Рис. 1. Численность населения, проживавшего на территории Латвии, Литвы и Эстонии в XIX-XXI вв.

Отличительной особенностью прибалтийских территорий в составе Российской империи был низкий уровень естественного прироста населения, существенно уступавший среднему по стране. Помимо того, из Литвы (с 80-х гг. XIX в.) шла значительная миграция населения (в основном литовцев и евреев) в Америку. Все эти процессы постепенно приводили к заметному снижению удельного веса коренных народностей региона по отношению ко всему населению империи. В итоге, тенденции демографических процессов в Прибалтийском регионе были диаметрально противоположны отмечающимся в Российской империи в целом (см. инфографику).

У литовцев естественный прирост населения был выше, чем у латышей. А самым низким он оказался у эстонцев. Тем не менее, естественный прирост был положительным и постепенно увеличивался.

Механический прирост населения (т. е. разница между числом прибывших в Прибалтику и числом уехавших из неё) в Прибалтийском регионе во времена империи не был значительным, кроме периода Первой мировой войны и становления здесь новых государств - Литвы, Латвии и Эстонии. Переселенческое движение из Прибалтики в восточные регионы России не достигло заметных величин. Несколько иным оказалось значение эмиграции населения из Прибалтики в другие государства и на другие континенты. Эмиграция эстонцев и латышей тогда была незначительна и может не приниматься во внимание. Иное дело – литовцы. Эмиграция их в заметных размерах за океан (почти исключительно в США) прослеживается с конца 60-х гг. XIX в. и усиливается в 80-е годы. Эмигрировали преимущественно из Ковенской и Сувалкской губерний.

В 1899 - 1920 гг. в США из Российской империи прибыло 245,5 тыс. литовцев. Около 80% всех литовских мигрантов в США оказались в пяти штатах: Пенсильвании, Иллинойсе, Массачусетсе, Нью-Йорке и Коннектикуте.

На протяжении XIX - нач. XX вв. изменялась не только численность населения Прибалтики, но также и его этнический состав.

В Литве

В Литве в досоветский период наблюдалось постоянное падение удельного веса коренного литовского населения при росте его абсолютной численности. Низкий уровень рождаемости, а также миграция во внутренние регионы империи и за границу привели к тому, что удельный вес коренных народов Прибалтики по отношению ко всему населению империи неуклонно снижался. Однако в наибольшей мере этот процесс коснулся литовцев (особенно в Виленской и Сувалкской губерниях). Здесь наряду с пониженным естественным приростом проходил процесс ополячивания литовцев (и белорусов). При этом в Виленском уезде на долю литовцев уже во второй половине XIX в. приходилось лишь 27% жителей, и белорусы численно опередили их (30%). Высоким здесь также был удельный вес поляков - 24%. А в начале XX в. поляки уже безраздельно преобладали и в Вильно, и в Виленском уезде. В 1916 г. они составили в г. Вильно 50,5%, а в 1919 г. – 56,6% всего населения, а литовцев оказалось в 1916 г. – 2,6%, а в 1919 г. – 2,3%.

Рис. 2. Национальный состав населения, проживавшего на территории Литвы в XIX-XXI вв.Рис. 2. Национальный состав населения, проживавшего на территории Литвы в XIX-XXI вв.

То есть Вильнюс перед Первой мировой войной был польским городом, в котором литовцы были этническим меньшинством.

Приток мигрантов в Литву в досоветский период невелик. Отток же их в другие части страны оказался небольшим. Кроме литовцев, в Литве в анализируемый период снижается доля белорусов, которые также подверглись сильной полонизации. И одновременно в Литве в 1795 - 1914 гг. заметно вырос удельный вес поляков, евреев, русских, немцев и латышей.

В Латвии

На территории нынешней Латвии в дооктябрьский период преобладающим этносом всегда были латыши. К началу XIX в. их удельный вес здесь несколько превышал 80%. Но затем, в силу, главным образом, миграционных процессов, доля их понизилась и в 1914 - 1917 гг. составила примерно 65%. В XIX – начале XX в., с одной стороны, отмечается постоянная миграция латышей в другие, преимущественно соседние регионы России, а с другой - усиливается приток сюда жителей других частей империи.

Рис. 3. Национальный состав населения, проживавшего на территории Латвии в XIX-XXI вв.Рис. 3. Национальный состав населения, проживавшего на территории Латвии в XIX-XXI вв.

Если в 1795 г. за пределами своей основной этнической территории проживало всего 1,4% латышей Российской империи, то к началу XX в. - почти 13%.

Сильный, постоянно усиливающийся приток жителей - в первую очередь, из других регионов империи - повысил в Латвии удельный вес некоренного населения. Сильнее всего в Латвии в XIX – XX в. повышались численность и удельный вес русских. В 1795 г. они составляли здесь лишь 3,1% общего народонаселения, а в 1914 - 1917 гг. – 9,6%. Около половины всех русских Латвии проживали в г. Риге. Абсолютное число русских в Риге с 1767 г. по 1914 г. увеличилось с 3 тыс. до 100 тыс. чел. Преимущественно в городах Латвии размещалось немецкое этническое меньшинство. Удельный вес его медленно падал (1795 г. – 6,9%, 1914 г. – 6,1%) в связи с тем, что естественный прирост у немцев Латвии был понижен. В отличие от немцев, в Латвии быстро росла доля еврейского населения (1795 г. – 1,5%, 1914 г. – 7,0%). У евреев был высокий уровень прироста, и, кроме того, наблюдался приток их из соседнего Белорусско-Литовского региона.

В Эстонии

В Эстонии в течение XIX - нач. XX вв. отмечается не только абсолютное преобладание эстонцев в общем её населении, но и рост их удельного веса (1795 г. - 84%, 1914 г. – 89,8%). Это, в первую очередь, было связано с относительно небольшим притоком сюда переселенцев из других регионов страны. Гораздо более существенной оказалась миграция их в соседние регионы России (Озёрный, Центрально-Промышленный и др.), а также в Сибирь. В 1887 г. более 20% эстонцев России проживали за пределами границ нынешней Эстонии. Доля немцев в населении Эстонии была невелика и к 1914 - 1917 гг. несколько понизилась (1795 г. – 3,8%, 1914 - 1917 гг. – 2,8%). Существенно вырос удельный вес русских, хотя он и оставался невысоким (1795 г. – 0,8%, 1914 - 1917 гг. – 4,2%). Они проживали в основном по берегам Псковского и Чудского озёр и в г. Таллине (Ревеле). В 1917 г. русские достигли 25,6% населения Таллина (40 тыс. чел.).

Рис. 4. Национальный состав населения, проживавшего на территории Эстонии в XIX-XXI вв.Рис. 4. Национальный состав населения, проживавшего на территории Эстонии в XIX-XXI вв.

Ещё в 1820 г. в числе жителей Таллина преобладали немцы (42,09% всего населения). Однако в 1834 г. эстонцы выходят на первое место (42,4%), опередив немцев (36,8%).

Всё это множество цифр свидетельствует лишь об одном: теория моноэтничных наций в Латвии, Литве и Эстонии, которые были «размыты» во время «советской оккупации», – это не более чем пропагандистский миф, под эгидой которого власти этих стран закрывают школы нацменьшинств, принимают преамбулы к Конституции и отделяют от политического процесса людей с альтернативными взглядами на развитие страны.

В статье использовались данные: Кабузан В.М. Формирование многонационального населения Прибалтики (Эстонии, Латвии, Литвы, Калининградской области России) в XIX-XX вв. (1795-2000 гг.). – М.: Институт российской истории РАН

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!