Тема недели:
Евродепутат: вмешательство России спасло Сирию и Европу
Интервью с депутатом Европейского парламента от Латвии (социал-демократическая партия «Согласие») Андреем Мамыкиным.
Суббота
25 Марта 2017

Известное о Неизвестном: Москва – Рига – Нью-Йорк – Таллин

Автор: Юлия Баранова

Известное о Неизвестном: Москва – Рига – Нью-Йорк – Таллин

12.08.2016  // Фото: newskaz.ru

9 августа в Нью-Йорке на 92-м году жизни скончался скульптор Эрнст Неизвестный. В память о великом человеке предлагаем пройти дорогой скульптора по самым нашумевшим страницам его жизни.

И смерть говорит: «Прочь!

Ты же один, как перст.

Против кого ты прёшь?

Против громады, Эрнст!»

(Андрей Вознесенский

«Неизвестный — реквием в двух шагах, с эпилогом», 1963 г.)

Эрнсту Неизвестному был 91 год, когда смерть решила забрать мастера наверняка. Это произошло внезапно и стремительно. Плохое самочувствие, боли в желудке, срочная госпитализация, последний ночной бой за жизнь, а наутро смерть.

«О смерти думаю постоянно – Анечка на меня даже сердится, – говорил в интервью 2013 г. Эрнст Неизвестный. – У меня поговорка была: “Сестра моя – смерть” (вопреки пастернаковскому: “Сестра моя – жизнь”) – дело в том, что думать об этом всём надо, потому что мысль о смерти создаёт масштаб жизни, к тому же ничего более таинственного, кроме рождения, конечно же, нет».Эрнст Неизвестный

9 августа смерть приходила за Эрнстом Неизвестным уже второй раз. Первый же её визит пришёлся на юные годы ещё не скульптора, а лишь двадцатилетнего младшего лейтенанта, который тремя годами ранее пришёл на фронт добровольцем. Начиная с 1943 г. Неизвестный принимал участие во многих боевых операциях 2-го и 3-го Украинских фронтов. 22 апреля 1945 г. был тяжело ранен: три межпозвоночных диска выбито, семь ушиваний диафрагмы, полное ушивание легких, открытый пневмоторакс. Врачи констатировали клиническую смерть. Родителям уже была отправлена похоронка, а самого Эрнста за проявленный героизм «посмертно» наградили орденом Красной Звезды.

Страх, наполненный мыслью, что Эрнст мог уйти действительно неизвестным, отразился в посвящённом ему Андреем Вознесенским стихотворении:

...и ты не поступишь в Университет,

и не перейдёшь на скульптурный,

и никогда не поймёшь, что горячий гипс пахнет

как парное молоко,

не будет мастерской на Сретенке, которая запирается

на проволочку,

не будет выставки в Манеже,

не будет сердечной беседы с Никитой Сергеевичем...

Но он ушёл позже, уже заняв своё место в мире искусства. Спустя годы, в своих воспоминаниях о юношеской романтизации войны, Неизвестный скажет:

«Мне тогда хотелось коснуться чего-то величественного. Это было главное. Где-то я даже боялся, что война закончится, а я так и не приму в ней участия. В той войне, которую я узнал, отсутствовал киношный пафос».

Эрнст Неизвестный

В одном интервью Эрнст Неизвестный сказал, что Владимир Высоцкий, узнав историю страшного ранения и чудесного воскрешения, написал песню «Баллада о гипсе». И пусть, кроме этих слов, нет других посвящений, текст её точно передаёт чувства пережитых событий.


Вторая зарисовка из жизни: голодные, но полные интереса к жизни и искусству годы учёбы. Первой alma mater Эрнста Неизвестного стала Рижская академия художеств. Здесь он учился с 1946-го по 1947 г. Говорят, что причиной ухода из Академии стали козни завистников, которые подложили начинающему скульптору стекло в ведро с гипсом. Интересно, мог ли Неизвестный тогда подумать, что уже в новом тысячелетии станет почётным академиком Латвийской академии художеств? Но в далёком 47-м было только начало пути. За Ригой последовала Москва, где не было ни жилья, ни друзей, ни денег. Неизвестный пошёл учиться на скульптора в МГАХИ им. В. И. Сурикова и подрабатывал у преуспевающего мастера Меркулова. По воспоминаниям Неизвестного, мастерская работодателя была наполнена бесчисленными памятниками Ленину, а рубка камня совмещалась с подметанием полов и походами за водкой.

Эрнст Неизвестный

Но уже в середине 1950-х гг. Эрнст стал известным скульптором Москвы. Его мастерская, находившаяся сначала в подвальном помещении одного из Сретенских переулков (та самая, что у Вознесенского «запиралась на проволочку»), затем на проспекте Мира, была приютом московской богемы, тех, кого назовут поколением шестидесятников. В мастерской Неизвестного можно было запросто повстречаться с одним из его друзей. Завсегдатаями были Высоцкий, Ахмадулина, Аксёнов, Вознесенский, Сахаров, Ландау, Мамардашвили, Зиновьев, Окуджава, Рождественский. С каждым из них скульптора связывала своя личная история.

Латвийский скульптор Виктория Пельше вспоминала:

«Я с ним познакомилась в начале 1960-х, когда он у нас на комбинате “Максла” ваял монументальную работу для пионерского лагеря “Артек”. А уже потом до его отъезда в США я постоянно навещала его в свои московские приезды. А в Москву в те годы я приезжала как минимум два раза в год. И всегда заходила в его мастерские, говорили о многом – об искусстве, в основном. Мастерские свои он постоянно менял...»

Эрнст Неизвестный

Ещё одной яркой для биографов, но тёмной для самого участника событий историей была выставка «Новая реальность», проходившая в Манеже в декабре 1962 г. Будучи не подготовленным к восприятию абстрактного искусства, Никита Сергеевич Хрущёв подверг резкой критике творчество Эрнста Неизвестного, использовав нецензурные выражения.


Но самое страшное не то, что было на самой выставке, а её последствия. С разгромного доклада газеты «Правда» от 2 декабря 1962 г. начался процесс вытеснения авангардных скульпторов. Хрущёв потребовал исключить всех участников выставки из Союза художников и из КПСС. Но правда была в том, что практически никто там не состоял. А сам Эрнст Неизвестный, позже обдумывая эти события, так отзывался о руководителе ЦК:

«Хрущёв выделялся в этой толпе [прим. ред.: в толпе представителей власти на выставке в Манеже] энергетикой и природным умом. У меня возникло энергетическое чувство родства с ним. Мой человек не по культуре, более бескультурного человека я в жизни не встречал, но по природной энергетике – я его сразу же вычленил в толпе. Я очень хорошо помню мой диалог с Хрущёвым. Я у него спросил: "Кто вам сказал, что вы разбираетесь в искусстве? Вы ставите себя в смешное положение, вы в этом ничего не понимаете, вас обманывают и подставляют. Вас окружают враги, которые хотят сделать вас смешным". Как позже выяснилось, это была правда. Плёнку с записью на следующий день отправили на Запад. Я совершенно чётко знаю, что это была прямая провокация – и против интеллигенции, и против Хрущёва лично».

По иронии судьбы, именно Эрнст Неизвестный, чьё искусство была названо Хрущёвым «дегенеративным», стал автором надгробного мемориала экс-руководителю ЦК. «Художник не может быть злее политика, я его простил».

Эрнст Неизвестный

Одним из последствий злосчастной выставки стало решение Эрнста Неизвестного покинуть страну. В 1976 г. он эмигрировал в Швейцарию, затем переехал в США.

«Я же монументалист, мне нужны большие заказы. Но их не было. А хотелось работать!.. И я уехал... Это было десятого марта семьдесят шестого года», – говорил скульптор.

Эрнст Неизвестный поселился в Нью-Йорке. Долгое время жил в Сохо, где вошёл в круг американской богемы. Ростропович познакомил его с Энди Уорхолом, Паулем Сахаром, Генри Киссинджером, Артуром Миллером, Рокфеллером и принцессой Крей. «Я был как свой среди самых модных светских снобов... Но! Эта светская жизнь затормозила моё творчество на многие годы! Я понял, что быть там социальным человеком – это вторая профессия. А у меня времени на вторую профессию нет», – рассказывал о своём знакомстве с американским бомондом Неизвестный.

Несмотря на то что в Америке его встретили как кумира, приглашали на телевидение, брали интервью, скульптор выбрал простой и аскетичный образ жизни. Работа, работа и ещё раз работа.

«Бывало, подумаешь: “За окном Сохо, все гуляют, там праздник жизни – что ж это я в стороне от праздника?” Бреюсь, переодеваюсь, выхожу – и чувствую, что мне никуда не хочется. Сворачиваю в ближайшее заведение, выпиваю стакан водки, сжираю что-нибудь – и бегом-бегом обратно в мастерскую».

Но и простые семейные радости были не чужды гению. Со второй своей женой Анной Грэм он прожил до последнего дня. Вместе они из шумного Сохо сбежали в нью-йоркское предместье Шелтер-Айленд. Грэм была ему и хранительницей очага, и другом, и личным менеджером.

После распада Советского Союза Эрнст Неизвестный возвращался в Россию. В частности, создал статуэтку телепремии ТЭФИ. В Магадане установил масштабное по величине и духу произведение «Маска скорби», посвящённое жертвам политических репрессий.

Эрнст Неизвестный

Бывал он и в Латвии. С Ригой его связывала не только учёба, но и желание создать монумент на месте уничтоженной в июле 1941 года синагоги, стоявшей на улице Гоголя. К сожалению, проект не реализовался – по еврейским обычаям запрещается изображать лицо ребенка, а Неизвестный настаивал, чтобы оно было.

В Таллине по бюсту Бориса Ельцина, выполненному Эрнстом Неизвестным, был изготовлен памятный барельеф первого президента России. Нужно отметить, что скульптор и экс-президент были земляками, оба родились в Свердловске (ныне Екатеринбург). Сегодня барельеф можно увидеть на границе Старого Таллина, в начале улицы Нунне. Автором монумента стал молодой эстонский скульптор Рене Рейнумяэ.

Эрнст Неизвестный

Вклад Эрнста Неизвестного в искусство был оценён с лихвой, но на родине, как это часто бывает, настоящая слава пришла к нему с опозданием.

Но о масштабе личности можно судить по знаменитой фразе Энди Уорхола: «Хрущёв – средний политик эпохи Эрнста Неизвестного».

Эрнст Неизвестный

В день смерти гения российский художник и скульптор Михаил Шемякин отметил: «Это была интересная фигура, очень сложная, очень значительная... Сегодня, я думаю, как всегда… как пел Высоцкий: “Не скажу о живых, а покойников мы бережём”».

Латвийский скульптор Глеб Пантелеев так отозвался о роли Неизвестного в искусстве: «Он, конечно, работал и в 21 веке, но то, что было создано в 20 веке, – это самое важное. Он целиком принадлежит к этой сумасшедшей эпохе модернизма 20 века. Это один из немногих настоящих художников-модернистов, который вышел из Советского Союза. При этом титанический подход, способность к сверхчеловеческим усилиям отсылает к эпохе Возрождения, к Микеланджело. Насколько я помню, он себя считал "микеланджелистом", я думаю, что путешествие, которое он начал в эти дни, закончится тем, что он присоединится к небесной мастерской, где работают Микеланджело, Мур и другие выдающиеся скульпторы. Прекрасный был художник».

Нам остаётся в назидание потомкам привести слова самого гения о памяти, политике, бегающих монументах и вечной силе искусства:

«Когда в перестройку начался массовый снос памятников советской эпохи, многие ожидали, что я буду в первых рядах энтузиастов. Как же – такой шанс реванша для художника-нонконформиста, к тому же натерпевшегося несправедливостей от советской власти и от собратьев по цеху! А я тогда неожиданно не поддержал эту смелую кампанию. Публично в "Комсомольской правде" выразил свое недоумение. И причина была вовсе не идеологического порядка. Просто я скульптор. Если хотите, это многое объясняет.

Я не хочу жить в оруэлловском мире, где история переписывается каждую минуту. Хотите высказать свою оценку деятельности исторических лиц – установите таблички на монументах. Да мало ли способов высказать отношение? А снос или перенос памятников мне не нравится. Это неправильно. Само понятие "монумент" подразумевает стабильность и неподвижную величественность. "Бегающий" монумент – нонсенс».

Комментарии
Читайте также
Новости партнёров
Загрузка...

Лучшее средство от «кремлевской пропаганды»

Лучшее средство от «кремлевской пропаганды»

Особенно хорошо понимаешь надуманность проблемы «российской пропаганды», когда в очередной раз сталкиваешься с новостью о том, как еще один молодой отморозок с «бандерой головного мозга» оскорбляет или бьет украинских стариков, осмелившихся пойти против красно-черного мейнстрима.

Переродившиеся убийцы

Переродившиеся убийцы

«Убийство — незаконно. Поэтому все убийцы заслуживают наказания. Если, конечно, они не убивают тысячами, под звуки фанфар».

Шерше ля фам!

Шерше ля фам!

Ищите женщину! :)

Игналинская атомная электростанция

Игналинская атомная электростанция

О размахе строительства первой очереди можно судить по следующим цифрам и фактам: построено 50 километров железных и 142 километра автомобильных дорог, уложено 76,5 тысяч тонн арматуры, залито 999 тысяч кубометров монолитного бетона, выполнено 57,5 тысяч кубометров каменной кладки.

Попробуйте новый дизайн!

Дорогой читатель, предлагаем Вам попробовать новую версию нашего сайта. Вы в любой момент сможете вернуться к текущей версии сайта, а также оставить свой комментарий и оценку.

Попробовать!
Нет, спасибо