×
История История

«Сейчас в Латвии спрос на русофобию будет только расти»

В субботу в Латвии состоялась премьера мюзикла «Цукурс. Герберт Цукурс». Спектакль знакомит зрителей с историей жизни известного латвийского лётчика, который во время Второй мировой войны в составе «команды Арайса» принимал участие в массовом истреблении еврейской нации. Постановка мюзикла вызвала массу споров и недовольства в латвийском обществе. Портал RuBaltic.Ru узнал, почему в современной Латвии ставят подобного рода спектакли, у латвийского историка, директора Балтийского центра исторических и социально-политических исследований Виктора ГУЩИНА:

- Виктор Иванович, в Латвии состоялась премьера скандального мюзикла «Цукурс. Герберт Цукурс». Не могли бы Вы рассказать подробнее о главном герое постановки?

- Герберт Цукурс в 30-е годы прошлого века прославился как легендарный латвийский лётчик: он совершил перелёт из Европы в Африку. А в период нацистской оккупации он одним из первых вступил в печально известную «команду Арайса», которая занималась решением в Латвии еврейского вопроса. По свидетельствам выживших евреев, он был одним из тех, кто лично убивал евреев. В 1965 году его убили представители израильской секретной службы «Моссад».

- Почему Цукурса часть латвийского общества считает героем? Можно ли считать постановку данного мюзикла попыткой героизации нацистского преступника?

- В Латвии после 1991 года, когда начался пересмотр итогов Второй мировой войны, когда стала предаваться забвению победа советского народа над германским нацизмом, одновременно стала проводиться политика, направленная на политическую реабилитацию бывших нацистских коллаборационистов. Это затрагивает в первую очередь тех, кто принудительно был призван в состав латышского добровольческого легиона СС. Поскольку и «команда Арайса», и часть других вспомогательных подразделений, участвовавших в организации геноцида местного населения, были затем включены в состав СС, очень трудно провести линию между теми, кто участвовал в геноциде, и теми, кто нет.

Линия латвийского государства на политическую реабилитацию легиона СС приводит к тому, что были предприняты какие-то усилия, направленные на оправдание в том числе и Герберта Цукурса.

Хочу сказать: это крайне неоднозначная личность в истории республики. Уже неоднократно предпринимались попытки его реабилитации и оправдания. К примеру, выпускались почтовые конверты с маркой, изображающей данного человека.

А в начале этого года возникла идея постановки спектакля, посвящённого его жизни. Разгорелся скандал, автор мюзикла отказалась от работы с данной темой. Тем не менее, продюсер продолжил начатое, и вот премьера состоялась. Кроме того, планируется гастрольный тур по крупнейшим городам страны. Всё это нельзя рассматривать иначе, как попытку реабилитировать нацизм и тех людей, которые прислуживали германскому нацизму. Оправдания таким деятелям не может быть никогда.

- Как на премьеру спектакля отреагировали жители Латвии?

- Единственные, кто протестовал, – общество «Русская заря». В Лиепае, где состоялась премьера спектакля, перед входом в театр они на асфальте выложили несколько кукол с пятнами крови и нашитыми звёздами Давида. Очень надеюсь на то, что и в других городах они встретят такую же реакцию со стороны населения, и не только русскоязычного.

При этом я отдаю себе отчёт в том, что за 23 года массированной пропаганды, направленной на политическую реабилитацию и латышского легиона СС, и нацизма в целом, у значительной части латышей сегодня присутствует настроение, способствующее тому, чтобы оправдать Г.Цукурса. Более того – включить его в сонм героев республики, которые якобы сражались за независимость.

- Актёр Юрис Йопе, играющий роль лётчика Герберта Цукурса, заявил, что участие того в массовом истреблении мирного населения в годы войны не подтверждается фактами. Так ли это на самом деле?

- Во-первых, было всего несколько свидетелей, которые в своих воспоминаниях указывали на то, что Цукурс расстреливал прохожих евреев, когда ехал в машине по улице. Свидетели говорят, что он лично убивал еврейских младенцев.

Однако слова Юриса Йопе означают лишь одно: еврейское население было фактически поголовно уничтожено и очевидцев не осталось.

- Может ли постановка данного мюзикла подпадать под статью о разжигании межнациональной розни в Латвии? Проводилась ли проверка данной проблемы латвийскими правоохранительными органами?

- Мы живём в Латвии. Здесь сейчас немного иное понимание того, кто может разжигать национальную рознь и что должно попадать под это понятие.

Менее месяца назад вышла книга одного латышского автора. В своём произведении он прямо оскорбляет русских, называя их очень гадкими словами. Активисты Конгресса неграждан обратились в Полицию безопасности с просьбой оценить, не содержатся ли в данном произведении признаки разжигания национальной розни. Ответ был такой: автор действительно немного погорячился в своих эмоциональных высказываниях, однако их нельзя расценивать как акт разжигания розни.

Ситуация в стране сейчас такова, что всё, связанное с русофобией, будет поощряться или же этому не будут придавать особого значения со стороны государства.

- Как Вы думаете, постановщики данного мюзикла имели какую-то политическую цель или хотели лишь заставить зрителей задуматься о том, насколько справедливы доминирующие в мире оценки окончания Второй мировой войны?

- 19 июня этого года Сейм праворадикальным большинством принял преамбулу к Конституции. В ней чёрным по белому прописано, что интересы латышской нации латвийское государство считает превыше нужд других народов, проживающих в стране.

В июле президент подписал этот закон.

С этого момента можно говорить, что Латвия де-юре является нацистским государством. Ведь права латышей считаются выше, чем права других народов, проживающих на территории страны.

С этой точки зрения спектакль о Г.Цукурсе вполне укладывается в общую концепцию формирования Латвии как латышского государства, как государства, в котором нет места национальным меньшинствам, как государства, где доминирует ультраправая нацистская идеология.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!