×
История История

Остались одни воспоминания: Рижская фабрика музыкальных инструментов

Источник изображения: fleetphoto.ru

В 1945 году в Риге было основано предприятие, равного которому не было во всем СССР: Рижская мастерская по аренде и ремонту музыкальных инструментов. В 1959 она была переименована в Рижскую фабрику музыкальных инструментов (РФМИ). Предприятие было крупнейшим в Советском Союзе производителем электронных музыкальных инструментов. Увы, в независимой Латвии ему места не нашлось. Став жертвой «невидимой руки рынка», РФМИ прекратила свое существование, оставив о себе добрую память. Сейчас на ее месте — небольшие предприятия и агентства недвижимости.

РФМИ стала первым послевоенным предприятием в микрорайоне Кенгарагс. Она специализировалась на производстве синтезаторов и электромузыкальных инструментов. Регулярно мастера-конструкторы РФМИ конструировали новые модели.

В 1951 году на комбинате началась разработка нового рояля «Рига». Директор РФМИ Аболинь рассказывал, что по просьбе консерватории было решено создать небольшой рояль, удобный для классных занятий в музыкальных школах и консерваториях, а также для красных уголков и сцен народных домов и клубов. Как писала газета «Советская Латвия» в 1952 году, «за изготовление рояля взялись лучшие мастера комбината во главе с бригадиром, старшим мастером Г. Граудсом».

В 1957 году фабрика наладила производство пианино «Рига», которое на долгие годы стало визитной карточкой предприятия.

Пианино на рижской фабрике отличались в высшей степени элегантным дизайномПианино на рижской фабрике отличались в высшей степени элегантным дизайном

Газета Rīgas balss («Рижский голос») в 1962 году писала: «Рижская фабрика музыкальных инструментов — сравнительное новое предприятие. Но продукция ее — пианино "Рига", ударные инструменты для джаза — пользуется широкой популярностью. Дружный коллектив успешно и на целый месяц раньше срока завершил годовую программу. Выпустил сверх плана более 30 пианино и 8 роялей».

Серия публикаций о знаменитом предприятии была связана с тем, что пианино «Рига-120» в конце 1961 года на соревновании в Ростове-на-Дону завоевало звание лучшего в стране по своим музыкальным качествам и по внешней отделке.

Многочисленные награды по итогам всесоюзных соревнований сыпались на продукцию фабрики как из рога изобилия. Тогда высокую оценку работе рижских конструкторов дали эксперты из ведущих консерваторий СССР, в том числе Москвы, Ленинграда и Риги.

На РФМИ изготавливали одни из лучших музыкальных инструментов в СССРНа РФМИ изготавливали одни из лучших музыкальных инструментов в СССР

В начале 1960-х годов РФМИ объявила, что намерена побить новый рекорд и произвести 1400 пианино в год. И уже через несколько лет на предприятии были выполнены все задачи по модернизации, в частности запущена механизированная поточная линия и установлены самые современные полировочные и шлифовальные станки, а также на фабрике были оборудованы камеры нитрогрунтовки.

Сообщество инженеров РФМИ тогда возглавила замечательный специалист Гунта Лусе, имя которой известно всем любителям высококачественных музыкальных инструментов. Руководство фабрики поддерживало тесные контакты с выдающимся эстонским конструктором музыкальных инструментов Эрнестом Хиизом, который разработал множество моделей малогабаритных пианино — на этом же специализировалось и рижское предприятие.

Статья об электромонтажниках РФМИСтатья об электромонтажниках РФМИ

Пресса советской Латвии справедливо отмечала: «В нашей стране сейчас идет гигантское жилищное строительство. Входят в строй десятки тысяч новых квартир. Для них нужна удобная, красивая и легкая малогабаритная мебель. А значит, и малогабаритные пианино. Инженеры фабрики под руководством главного конструктора Гунты Лусе стремятся к тому, чтобы и малогабаритное пианино отвечало всем музыкальным требованиям, обладало клавиатурой концертного инструмента».

Завод немало в этом преуспел.

Возникает вопрос: откуда мастера брали материал для своего производства? Старожилы Риги рассказывают, что в конце 1950-х годов после сноса старого деревянного Гостиного двора, располагавшегося на улице Тургеневской в Московском форштадте, освободилось много бревен, и их заприметили работники фабрики. Так снесенный русский торговый комплекс подарил жизнь многим выдающимся пианино, вышедшим под маркой «Рига».

А в 1968 году фабрика сконструировала электроорган «Прелюдия-2», который имел 7 октав и 36 регистров и весил 190 килограммов. На тот момент это был единственный в СССР производитель электроорганов.

В начале 1970-х годов предприятие снова пережило масштабную реконструкцию, после которой смогло в разы увеличить объемы производства.

Первоначально корпусы мастерской располагались в центре на улице Цесу. Затем фабрика переместилась в Кенгарагс. Главный корпус завода располагался на Маскавас (Московской), 250, в уютном спальном районе. На нем делали барабаны, синтезаторы, электроорганы. Там же производили легендарную «поющую жемчужину» Латвийской ССР — «Перле-2».

На улице Прушу 4 располагался второй цех, где и производились фортепиано. Барабаны (в том числе электроударные установки), произведенные на РФМИ, ценились так же высоко, как и пианино.

Электронная ударная установка с авторитмом, РигаЭлектронная ударная установка с авторитмом, Рига

В 1972 году после реконструкции РФМИ подготовила к выпуску уникальный звуковой агрегат, который должен был использоваться с электрогитарами и клавишными электромузыкальными инструментами. Он состоял из собранных в одном корпусе предварительного усилителя с регуляторами тембра, усилителя мощности и громкоговорителей. Заказы на это устройство последовали из самых разных уголков Советского Союза.

И во второй половине 1980-х годов рижская фабрика добивалась колоссальных успехов и радовала покупателей новыми высококлассными изобретениями.

Например, в 1986 году была сконструирована первая ударная электроустановка «Элсита». В течение десятилетия на фабрике производилась усиленная акустическая электроустановка «UAU-55». Также в это время предприятие специализировалось на производстве кокле, латышского струнного народного инструмента, и ксилофонов, а также наладило производство игрушечных музыкальных инструментов для детей.

Установка Опус, рижское производствоУстановка Опус, рижское производство

Тогда же, в 1986 году, фабрика начала выпускать электромузыкальную установку «Опус», на которой можно было исполнять музыкальные произведения различного жанрового диапазона. Объем клавиатуры составлял шестьдесят клавишей, а диапазон звучания — пять октав.

Тяжелые времена наступили в 1992 году, когда было предложено приватизировать РФМИ.

Сегодня от фабрики остались одни воспоминания.

Зато многочисленные пианино и рояли «Рига», равно как и выдающиеся клавишные и ударные электроустановки, пополнили музыкальные коллекции настоящих меломанов.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
Рукопашные схватки в Афганской войне: советские солдаты против «душманов»
12 марта 2020
О полковнике Василии Стельмахе мне доводилось слышать не раз. Рассказы о прославленном опере, побывавшем в Афганистане дважды, не единожды ходившем в рукопашные кавалере двух орденов Красной Звезды, афганского ордена Славы, афганской медали «За отличие в охране границы» передаются среди молодых сотрудников военной контрразведки из уст в уста.
Организатор шествия легионеров ваффен СС в Риге назвал условие его отмены
12 марта 2020
Шествие в память о латышском легионе ваффен СС, запланированное в Риге на 16 марта, будет отменено, если власти запретят проводить массовые мероприятия из-за угрозы распространения коронавируса.
СССР спас человечество: пакт Молотова — Риббентропа предопределил разгром Гитлера
12 марта 2020
Глава МИД Польши Яцек Чапутович признал ведущую роль Советского Союза в разгроме нацистской Германии. При этом Чапутович в очередной раз поставил в вину Москве пакт Молотова — Риббентропа.
Мария Лагунова — танкист со стальной волей: осталась без ног, но вернулась служить
13 марта 2020
Сначала эту историю, удивительную, как легенда, принесло мне письмо телезрителя и ветерана войны из далекого уральского городка. То был рассказ о девушке-танкисте Марусе Лагуновой, потерявшей в бою обе ноги, но сумевшей снова встать в строй Советской Армии, о девушке, которая по своей судьбе была как бы родной сестрой «настоящего человека» Алексея Маресьева.