Тема недели:
Евродепутат: вмешательство России спасло Сирию и Европу
Интервью с депутатом Европейского парламента от Латвии (социал-демократическая партия «Согласие») Андреем Мамыкиным.
Вторник
21 Февраля 2017

Как маргинализируют русскую общину Латвии через школьное образование?

Автор: Андрей Солопенко

Как маргинализируют русскую общину Латвии через школьное образование?

16.04.2015  // Фото: http://www.ves.lv/

Первая русская школа на территории Латвии – Екатерининское уездное училище — была открыта в Риге 7 февраля 1789 года. Школы с русским языком обучения существовали как при Первой республике, так и во времена авторитарного режима Карлиса Ульманиса, а также при фашистской оккупации. Существуют русские школы в Латвии и сейчас. Однако после распада СССР их количество неуклонно сокращается, и через 15-20 лет они могут остаться лишь в крупных городах, со значительным удельным весом русского населения.

В 1991-1992 учебном году в Латвии работало 986 школ с 338 210 школьниками. Из них было 585 латышских, 219 русских, 178 двухпоточных и 4 только появившихся школы других национальных меньшинств, в которых на тот момент обучалось 208 учеников. Интересно, что в следующем 1992-1993 году количество русских школ даже выросло до 223, однако потом лишь неуклонно снижалось. Уже в 2000 году русских школ в Латвии насчитывается только 178, в 2010 году – 103, а на данный момент осталось лишь 99 школ. То есть за 15 лет было закрыто 79 русских школ, а с начала обретения Латвией независимости – 120, или 54,7%. В то же время количество латышских школ, на данный момент составляющее 641, до 2003 года планомерно росло, и лишь в 2009 году резко снизилось (в 2008 году в Латвии насчитывалось 724 латышских школы, а через год лишь 648).

За 15 лет количество латышских школ сократилось на 83, что, казалось бы. примерно сопоставимо с числом школ на русском языке, однако удельный вес ликвидированных школ составляет лишь 11,4%.

По данным Центрального бюро статистики, количество школьников, обучающихся на латышском языке, в 1991-1992 учебном году составило 176 612 человек или 53,2%. До начала XXI века количество латышских школьников увеличивалось. Данное увеличение связано с демографической политикой, проводимой в Советском Союзе, способствовавшей повышению рождаемости латышского населения, а уменьшение числа школьников, обусловлено сменой политического строя и экономической политикой страны. На рубеже веков в школу начинают идти дети, родившиеся в независимой Латвии. В то же время количество школьников, учащихся на русском языке, снижалось каждый год. На 2013-2014 учебный год удельный вес русских школьников составлял лишь 28,5% или 54 419 человек, и это связано с прогрессирующим уменьшением численности русскоязычных детей.

Латвия в период 1991-2015 гг. это одна из стран-лидеров по сокращению количества населения — на 25,5%. Однако, если число латышей за этот период уменьшилось лишь на 12%, то количество нелатышей сократилось почти наполовину. Национальные меньшинства убывают значительно быстрее, чем коренная нация. Главными факторами сокращения количества жителей являются эмиграция, а также значительно большее превышение смертности над рождаемостью по сравнению с латышами. Известный латвийский правозащитник Владимир Бузаев:

«В 2012 году эти показатели на 1000 человек у латышей составляли 10,95 и 12,82 с разницей в 1,87, тогда как у нелатышей — 8,07 и 16,74 с разницей в 8,67. Соответственно, рождаемость у нелатышей на 26% ниже, смертность — на 31% выше, а скорость естественной убыли почти впятеро выше, чем у “государствообразующей” нации».

Казалось бы, напрашивается логичный вывод, что данная разница в демографических показателях способствует более активному сокращению количества русских школ по сравнению с латышскими. Однако если проанализировать динамику средней заполняемости латышских и русских школ, то сразу становится видна ошибочность этого вывода. По словам Владимира Бузаева, «русские школы закрывали с такой интенсивностью, что средняя численность учеников в русской школе стала даже расти, в то время как в латышской школе такого явления не наблюдается. Наиболее интенсивно русские школы стали ликвидироваться в период кризиса, когда были отменены минимальные нормы заполняемости классов, и вопрос ликвидации школ был полностью передан из ведения правительства в ведение самоуправлений. Самоуправления особенно отличились в сельской местности, и школьное образование на языках меньшинств стало практически недоступным за пределами крупных городов во всех регионах, за исключением Латгалии».

Действительно, из оставшихся 99 русских школ, 58 находится в Риге, 8 в Даугавпилсе, 4 в Резекне, Лиепае и Юрмале, 3 в Елгаве, 2 в Вентспилсе и 1 в Екабпилсе — крупных городах со значительным удельным весом русскоязычных жителей. Кроме того, 11 школ находится в небольших городах и сёлах Латгалии, а четыре в городах Рижского региона, где русские также ещё составляют значительную часть населения. На остальной же территории Латвии, в Курземе, Видземе и Земгале, в таких небольших городах как Седа, Калнциемс или Айзкраукле, а также многих других, в которых проживают русскоязычные, русских школ нет вообще. Для открытия класса с обучением на русском языке необходимо наличие определённого минимального числа учеников, которое может различаться в разных самоуправлениях. Никаких исключений не предусмотрено и если указанные критерии не соблюдаются, то школы можно спокойно ликвидировать. Вследствие этого значительной части родителей ничего не остаётся, как направить своих детей учиться в те учебные заведения, где преподавание ведётся на государственном языке, в силу того, что русских школ в их местах проживания нет.

Данная тенденция ведёт к тому, что сокращение русских школ на определённых территориях грозит полной ассимиляцией русских на них, либо к отъезду русских в те регионы страны, где их ещё много, а это характерно созданием ещё большего территориального размежевания между русскими и титульной нацией.

Закрытие русских школ, а также постепенный перевод всего школьного образования на латышский язык задуман правящим истеблишментом с одной целью — низвести русскую общину до маргинального состояния и дать преимущество титульной нации в получении высшего образования. Если по данным переписей населения 1989 и 2000 года доля русских имеющих высшее образование была выше, чем среди латышей, то перепись населения 2011 года показала противоположную картину. У латышей доля людей с высшим образованием составляет 24%, а у русских — 23%. Конечно, разница в 1% является небольшой, однако не стоит забывать, что среди русских Латвии повышенный удельный вес лиц старшего возраста, получивших качественное советское высшее образование. В то же время, если посмотреть на жителей трудоспособного возраста от 25 до 44 лет, то разница становится очевидной. Среди русских в этой возрастной группе высшее образование имеет 27%, тогда как у латышей — 35% и с каждым годом, ввиду сокращения русских школ, эта разница будет возрастать, что в конечном счете приведёт к маргинализации значительной части русской молодёжи Латвии и опасности насильственной эскалации этнического конфликта. Понимают ли эту угрозу латышские политики? 

Комментарии
Читайте также
Новости партнёров
Загрузка...

Курсом мордорнизации

Курсом мордорнизации

Реформаторские инициативы, подобные казахстанским, примерно в то же время появились в Узбекистане, могут в ближайшее время появиться в России или Беларуси, но никогда — в странах Прибалтики и Украине. Там категориями модернизации больше не мыслят.

Переродившиеся убийцы

Переродившиеся убийцы

«Убийство — незаконно. Поэтому все убийцы заслуживают наказания. Если, конечно, они не убивают тысячами, под звуки фанфар».

Подходишь ли ты в преемники Грибаускайте?

Подходишь ли ты в преемники Грибаускайте?

В октябре состоятся парламентские выборы в Литве, но не за горами и президентские! Проверь себя уже сейчас, сгодишься ли ты в преемники железной леди Прибалтики?

Биография Виталия Чуркина

Биография Виталия Чуркина

Виталий Иванович Чуркин родился 21 февраля 1952 г. в Москве в семье авиационного инженера-конструктора.

Попробуйте новый дизайн!

Дорогой читатель, предлагаем Вам попробовать новую версию нашего сайта. Вы в любой момент сможете вернуться к текущей версии сайта, а также оставить свой комментарий и оценку.

Попробовать!
Нет, спасибо