Тема недели:
На Западе критикуют модель развития Прибалтики
Западные экономисты и аналитики полны пессимизма в отношении Литвы, Латвии и Эстонии.
Вторник
06 Декабря 2016

Как крещение Руси способствовало приходу православия в Литву

Автор: Олег Мирославов

Как крещение Руси способствовало приходу православия в Литву

24.06.2016  // Фото: abc-people.com

В Литве широко распространена официальная точка зрения, согласно которой католицизм стал первой христианской религией, пришедшей в Литву в конце XIV века. Вместе с тем ряд местных учёных не без оснований полагает, что Литва ещё тремя веками ранее уже была православной.

Государственные литовские учебники истории повествуют о том, что крещение Литвы произошло в 1387 г. при великом литовском князе Ягайле, который, выполняя волю польского двора, поклялся «призвать, привлечь, даже принудить к повиновению Римской церкви всех литовцев обоего пола, и звания, и состояния, к какой бы вере или секте они ни принадлежали».

В то же время представители литовского научного сообщества указывают на исторические факты, свидетельствующие о том, что литовские земли стали объектом проникновения христианства гораздо раньше (конец XI – начало XII в.), когда оно пришло с востока от проживавших там славян, которые к тому времени уже приняли православную веру.

По мнению известного литовского лингвиста, профессора Вильнюсского университета З. Зинкявичуса, восточнохристианская волна в Литве в XI–XIV веках «была чрезвычайно интенсивной и оставила глубокие следы в истории всего литовского народа […]. До Литвы она дошла намного раньше, чем западная волна христианства […]. Восточное христианство сильно повлияло на формирование мировоззрения и культуру литовского народа задолго до официального крещения Литвы […]. Видимо, и инициатор введения в Литве христианства западного обряда, великий князь Ягайло, до того также был крещён по восточному обряду». Учёный приходит к выводу о том, что католическое крещение Литвы в конце XIV в. было, «в принципе, уже повторным».

Точка зрения литовского профессора подкрепляется и результатами археологических работ. Так, в 1994 г. в древнейшей столице литовского княжества Кярнаве были произведены археологические раскопки, в ходе которых было обнаружено древнее захоронение, датируемое учёными первой половиной XIII века – периодом правления великого князя Миндовга. Усопшие были похоронены по православному обычаю – ногами на восток, то есть речь шла о православном кладбище. 

Таким образом, благодаря археологической находке был сделан вывод о том, что православие уже было распространено среди жителей древней столицы по меньшей мере в XII веке.

О православной митрополии в Литве есть упоминания и в Росписи епархиям Константинопольского престола, которая была составлена при Константинопольском императоре Адронике Палеологе Старшем (1282–1327). В свою очередь, в Актах Патриаршего собора 1329 г. фигурирует даже имя литовского митрополита – Феофил.

Войшелк основывает в 1260 г. монастырь на Немане (иллюстрация из Летописного свода Ивана Грозного)В период расцвета восточного христианства в литовских землях 16 православных княгинь стали жёнами литовских князей, их приближённое окружение, в том числе священники, влилось в местный княжеский двор. Благодаря заботам русских княгинь были построены первые православные храмы Вильнюса – Пятницкая и Никольская церкви, Пречистенский собор. К моменту «крещения Литвы» в Вильнюсе уже имелось 14 больших и около 8 меньших православных церквей.

Достоверно известно, что православными были второй великий князь литовский Войшелк (1264–1267 гг. правления) и следующий великий князь литовский, его зять Шварн Даниилович (1267–1270 гг.). Литовские летописи свидетельствуют о том, что многие родственники и приближённые великих литовских князей также были православными, в частности сын великого князя литовского Тройденя (1270–1282 гг.) Римунд, а также сыновья великого князя литовского Витеня (1295–1316 гг.). Согласно Галицко-волынской летописи, все четыре брата Тройденя были православными. По сведениям Литовской метрики, православной была сестра великого князя Гедимина, патронировавшая монастырь в Вильне.

Активное проникновение православия на литовские земли привело к формированию ряда духовных центров. Сын великого князя литовского Миндовга Войшелк (1264–1267 гг.), в иночестве Лаврин, в 1250 г. основал близ Новогрудка Лавришевский монастырь, который стал центром летописи и в котором в конце XIII в. был создан уникальный памятник белорусской средневековой книжности – иллюстрированное Лавришевское Евангелие (хранится в Польше). Первым настоятелем монастыря стал сын великого князя литовского Тройната Елисей.

Церковь св. Параскевы Пятницы и собор Успения БогородицыВ 1345 г. жена великого князя Ольгерда, витебская княгиня Мария Ярославна, основала в Вильне церковь св. Параскевы Пятницы, которая на сегодняшний день является старейшим православным храмом литовской столицы. Сам великий князь Ольгерд в 1346 г. основал в Вильне собор Успения Богородицы, который в XV–XVI вв. стал резиденцией Киево-Литовской митрополии.

На деньги великого литовского князя Витовта в конце XIV в. была выстроена православная церковь в Троках, ныне католический костёл Явления св. Девы Марии, в котором сохранились первоначальные фрески, написанные по константинопольскому канону, и надписи на кириллице. Кстати, сам князь в 1384 г. был крещён по православному обряду под именем Александр.

Таким образом, к XIV в. на территории литовских земель формируется полноценная православная митрополия, которой подчинялись многочисленные православные приходы.

В чём секрет раннего прихода и широкого распространения православия в Литве?

Успешное распространение православия в Литве было обусловлено в первую очередь его мирным характером проникновения – через добрососедство и культурное соприкосновение проживающих веками бок о бок литовских племён и белорусских дреговичей и кривичей, в отличие от попыток Святого Престола с помощью крестоносцев «огнём и мечом» ассимилировать языческую Литву. Ранее принявшие православие восточные славяне через повседневное общение вовлекали своих соседей в познание новой веры. Таким образом, к моменту формирования первым великим князем литовским Миндовгом (1236–1263 гг.) на подконтрольных ему соседних землях Великого княжества Литовского оно уже преимущественно состояло из православного населения. В Густынской летописи есть упоминание о православном крещении Миндовга с литовскими боярами (ориентировочно в 1246 г.). Однако в 1251 г. великий князь литовский принял католичество, что позволило папе римскому Иннокентию IV признать Литву католическим государством. Сам факт обращения князя в католичество был обусловлен в первую очередь геополитическими соображениями: это было сделано в целях укрепления и расширения собственного регионального влияния. Вместе с тем уже его сын Войшелк не только отказался от католичества в пользу православия, но и принял иноческий постриг, став монахом. Всего, по подсчётам историков, до «крещения» Литвы около 60 литовских князей имели православную веру.

Трудно переоценить роль православия в Великом княжестве Литовском и степень его просветительского влияния на высшие слои общества, формирование мировоззрения и культуры. Даже в условиях активного утверждения на землях Литвы католичества в XV–XVI вв. в рамках польско-литовской Речи Посполитой ставленникам Святого Престола приходилось считаться с интересами влиятельной православной знати, добивавшейся уравнивания в правах с католиками.

Процесс католизации и формирования в лице литовского католического боярства новой правящей социальной группы в ущерб православным слоям общества имел далеко идущие последствия для целостности самого Великого княжества Литовского. 

Ярко выраженный католический характер законодательных инициатив, привилегии и неограниченная власть литовского католического боярства на подконтрольных княжеству территориях обострили и без того до предела накалённые противоречия с местными – в основной массе православными – украинскими, белорусскими и русскими феодалами. Последующие попытки литовских католических властей разорвать исконно исторические православные связи с Русью привели к росту на подконтрольных княжеству территориях национально-религиозного напряжения, спровоцировав в итоге катастрофические последствия в виде освободительных войн и приведя к окончательному развалу Литвы.

Комментарии
Читайте также
Новости партнёров
Загрузка...

Этот стон у них свободой зовется

Этот стон у них свободой зовется

«Граждане, расходимся, у меня знакомый дипломат в Чикаго есть, он сказал, что всё будет путем, за Литву словечко замолвят, без паники!».
Политики этих стран клеймят «ватников» за «рабское сознание», высокомерно улыбаются при словах о том, что их правительства назначаются по звонку из посольства США, гордо бросают «Мы играем в западных клубах» и пытаются учить демократии.

Пишите письма

Пишите письма

Звон дипломатических сабель, хруст переломленных копий... Резолюция в ответ на резолюцию, против демарша — демарш. За всем этим тихо, полушепотом — новости мелкокалибербные вроде бы, малозначительные. Но очень симптоматичные. На них стоит иногда обращать внимание.

Литва или Северная Корея?

Литва или Северная Корея?

Современная Литва нередко практически не отличима от КНДР. Сумеете ли Вы отличить Литву от Северной Кореи?

Страны Балтии и Россия: общее прошлое

Страны Балтии и Россия: общее прошлое

История взаимоотношений народов Литвы, Латвии и Эстонии с Россией начиналась не в 1945 и даже не в 1940 году. Она имеет куда более глубокие корни, исчисляемые столетиями.