×
История История

130 лет Рижскому цирку: кто основал самое яркое место в Латвии

Источник изображения: gorod.lv

Рижский государственный цирк 29 декабря 2018 года празднует свое 130-летие. За годы существования цирк превратился в одно из самых известных мест Риги. Его историческое здание является памятником архитектуры государственного значения в Латвии и одним из старейших цирковых зданий Европы. К юбилею Рижского цирка RuBaltic.Ru рассказывает историю его основателя одного из самых известных деятелей циркового искусства XIX века Альберта Саломонского.

Рижский цирк основал тот же человек, что и легендарный московский Цирк на Цветном бульваре: дрессировщик и наездник Альберт Вильгельмович Саломонский. Он родился в семье потомственных цирковых артистов. Его отец был профессиональным наездником, а мать занималась лошадями. И появился на свет Саломонский не в обычных условиях, а прямо во время гастролей цирка в Италии.

Альберт СаломонскийАльберт Саломонский

В 1839 году, когда родился Альберт, стационарного цирка в Москве еще не существовало. 

Первый московский цирк открыл в 1847 году французский предприниматель Луи Сулье, правда, проработал цирк недолго. Трудно сказать, почему так вышло, однако настоящий праздник на улицах Москвы наступил в 1880 году, когда уже взрослый Альберт Саломонский основал тот самый знаменитый цирк на Цветном бульваре.

В юности Саломонский выступал на зарубежных цирковых аренах гораздо чаще, чем на отечественных. И это закономерно, потому что в Российской империи выступать было практически негде.

Дебютировал Альберт в возрасте двадцати трех лет в популярном крытом цирке Берлина. Основатель цирка Эрнст Якоб Ренц был вынужден искать новое место для своего детища в связи с расширением транспортной артерии на Фридрихштрассе.

Выступление Саломонского в помещениях цирка, вмещавшего пять тысяч триста человек, прошло на ура. Дрессировщик и его лошади покорили сердца немецких зрителей, и вскоре ему рукоплескал весь Берлин. Сегодня название цирка Ренца и имя Альберта Саломонского связаны крепко-накрепко в летописи цирковой истории.

Портрет Альберта Саломонского на обложке нотной тетрадиПортрет Альберта Саломонского на обложке нотной тетради

Альберт Вильгельмович Саломонский вошел в историю и в другом статусе — как первый исполнитель сальто-мортале на неоседланной лошади. Также в число излюбленных номеров дрессировщика входил проезд верхом на лошади по бревну, которое располагалось на высоте пять метров.

Популярность выступлений Саломонского росла от месяца к месяцу. Со временем его имя достигло бескрайних просторов Российской империи. Артиста пригласили в Одессу, где в 1879 году он торжественно открыл новый цирк. Одесская публика была в восторге от фееричности постановок: старожилы города с радостью вспоминали, что дрессировщик мог сделать так, чтобы лошади вальсировали.

Однако одесскому цирку Саломонского суждено было просуществовать всего десять лет. Выдающегося специалиста в обращении с лошадьми окончательно увлекли московские дела, и здание его одесского цирка было разобрано к осени 1889 года.

Цирк Саломонского, МоскваЦирк Саломонского, Москва

Первая постановка в цирке на Цветном бульваре состоялась 12 октября 1880 года. Все работы по строительству цирка оплатил подрядчик Саломонского, богатый золотопромышленник Александр Данилов. Место было выбрано уже намоленное — на месте бывшего цветочного рынка, где постоянно выступали бродячие артисты.

Другие цирки — Новосильцева, Чинизелли, братьев Никитиных — не смогли выдержать конкуренции с детищем Альберта Вильгельмовича. По легенде, в день открытия цирка Соломонский вложил первый кредитный рубль, полученный за проданный билет, в рамку и повесил на самое видное место у кассы.

Альберт Саломонский парадный портретАльберт Саломонский парадный портрет

Дрессировщик часто любил задавать риторический вопрос: «Что это за цирк, если публика в нем не смеется?» 

Он не был сторонником циркового однообразия и стремился к насыщению программы различными номерами, особенно юмористическими, поэтому для его цирковых постановок были отобраны первоклассные клоуны.

Между прочим, если до Саломонского цирк был местом развлечений исключительно для взрослых, то в эпоху Альберта Вильгельмовича он стал заведением, направленным на воспитание и увеселение детей.

И вот ровно 130 лет назад, 29 декабря 1888 года, открылся Рижский цирк. Тогда он располагался в пяти минутах ходьбы от железнодорожного вокзала на бульваре Филиппа Осиповича Паулуччи (выдающегося рижского губернатора). Современный адрес: улица Гарлиба Меркеля, 4.

Успех цирка был предопределен заранее, поскольку о новаторском подходе Саломонского и о высочайшем уровне актерского мастерства его труппы в России знали все — от Дальнего Востока до Прибалтийского края.

Саломонский посетил и Рижское взморье, которое также было ориентировано на увеселение многочисленных курортников и их детей, и уже вскоре после Риги филиал цирка был основан в самом сердце будущей Юрмалы — в Юденбурге (так назывался приморский поселок Дубулты, где традиционно проживали семьи еврейских ремесленников и торговцев).

Цирк Саломонского, РигаЦирк Саломонского, Рига

Сменилась эпоха, в 1919 году московский цирк Саломонского был национализирован и перестал называться в честь своего основателя. Но надо отметить, что и в дальнейшем качество постановок в Первом Госцирке было высочайшим. Традиции, заложенные Саломонским, соблюдались неукоснительно.

Примечательно, что в речевом обиходе москвичи продолжали говорить: «У Саломонского». Между прочим, когда в повести Булгакова «Собачье сердце» профессор Преображенский и доктор Борменталь обсуждают досуг Шарикова, они рассматривают возможность отвезти его в цирк Саломонского. Более того, по реплике Филиппа Филипповича «Каждый день в цирк?» можно предположить, что Шариков является частым посетителем постановок легендарного дрессировщика.

Цирк Саломонского, открыткаЦирк Саломонского, открытка

В дальнейшем Московский цирк на Цветном бульваре, без преувеличения, получил мировое признание. В 1982 году директором цирка стал великий артист Юрий Владимирович Никулин, в 1985 году цирк переехал в новое здание.

А вот Рижский цирк, который в течение многих лет радовал латвийцев яркими постановками и номерами, с 11 февраля 2016 года вынужден был прекратить свою деятельность якобы по причине того, что здание находится в аварийном состоянии. Однако не исключено, что закрытие выдающегося культурно-исторического объекта с более чем столетней историей было пролоббировано группировками, преследующими свои узкокорпоративные интересы. В любом случае, старый добрый цирк на бульваре Паулуччи — Меркеля останется в памяти многих поколений рижан и гостей столицы как место, в котором всем — и родителям, и детям, и бабушкам с дедушками — было по-настоящему светло, тепло и уютно.

Рижский цирк, современный видРижский цирк, современный вид

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
Столетие без правительства и борьба с русскими: итоги 2018 года в Латвии
27 декабря 2018
Уходящий 2018 год — юбилейный год независимости Латвии, в котором столетие страны стало точкой фиксации исчезновения латышской нации как таковой.
Московский киновед раскритиковала Прибалтику за уничтожение собственной культуры
21 декабря 2018
После распада Советского союза в Прибалтике стали всё меньше снимать хорошее кино, а выдающиеся артисты оказались невостребованными, заявила в интервью газете «Суббота» киновед, худрук российских программ Московского кинофестиваля Ирина Павлова.
Россия и Эстония подпишут новую программу культурного сотрудничества
25 декабря 2018
Министерства культуры России и Эстонии подпишут новую программу сотрудничества на 2019–2021 годы в марте следующего года.
Теплоэнергия в Риге может подорожать на 12,6% с апреля следующего года
28 декабря 2018
Муниципальное предприятие Rīgas siltums планирует увеличить тариф на тепловую энергию на 12,6% с апреля следующего года.