×
История История

Детская неожиданность: ни мамы, ни папы, ни литовских консерваторов

Вильнюсская мэрия предложила отменить в электронных дневниках слова «мать» и «отец», заменив их на «родитель 1» и «родитель 2». После публикации этой информации в СМИ и последовавшей шумихи мэрия свое предложение отозвала, однако вопросы остались: скандал в обществе подняла пресса и общественники, а не политики из партии, которую все именуют консерваторами и которой, казалось бы, положено быть на страже традиционных ценностей.

Новая гендерная политика Европейского союза захватывает дух чем дальше, тем больше. На фоне последних социальных инноваций из Европы однополые браки уже смотрятся проявлением чинной буржуазной респектабельности – там хотя бы речь идет о сознательном выборе взрослых людей. Новейшие инициативы социальных чиновников направлены на ребенка и отношения внутри семьи. Например, недавно комитет Европарламента по правам женщин и равенству полов внес на рассмотрение ЕП резолюцию «Сексуальное и репродуктивное здоровье и права для всех», в которой детей до 4 лет предлагалось учить мастурбировать. К 6 годам детей предлагалось «просветить» об однополом сексе, к 9 годам научить пользоваться контрацептивами.

Добрались социальные инновации и до Литвы. Мэрия Вильнюса предложила обозначать родителей детсадовцев не «мать» и «отец», а «родитель 1» и «родитель 2». Инициативу подхватили и школы литовской столицы – от классных руководителей при заполнении электронного журнала ТАМО потребовали писать «родитель 1» и «родитель 2» вместо матери и отца учеников.

После публикации этой информации в прессе поднялся скандал, литовские общественники усмотрели в запрете на «маму» и «папу» деятельность лоббистов ЛГБТ-движения.

"Это насильственное навязывание нам чуждого мировоззрения, которое нарушает свободу и права людей традиционной ориентации, поскольку мамы уже словно не могут назвать себя мамами", - заявил, например, член Литовского родительского форума Ренальдас Янчаускас.

В результате из-за общественного давления Вильнюсская мэрия от своего предложения отказалась. Однако в осадке от этой истории остались вопросы.

Почему в стороне от борьбы за традиционные ценности всякий раз оказываются те политические силы, которые в Литве называют консервативными?

За резолюцию о «половом просвещении» детей голосовали трое европарламентариев от Литвы: Леонидас Донских от Движения либералов, Вилия Блинкявючите и Юстас Винцас Палецкис от Социал-демократической партии. В Вильнюсском гей-параде 27 июля участвовали трое депутатов Сейма – представительницы тех же партий: Даля Куодите от либералов, Гедре Пурваняцкене и Аушрине Мария Павилёнене от социал-демократов. С действиями этих политиков можно соглашаться, а можно спорить, но нужно признать, что они действуют, и действуют в соответствии с декларируемыми ими взглядами.

Однако есть в Литве политическое объединение под названием «Союз Отечества – Христианские демократы Литвы», членов которого именуют в просторечии консерваторами. Взгляды у них, как, казалось бы, и положено, консервативные: традиционные ценности, строгие этические нормы, пуританская мораль.

Еще недавно одна из самых влиятельных политических сил Литвы свои высоконравственные идеалы активно демонстрировала. Например, год назад депутат Сейма от СО-ХДЛ Вилия Алекнайте – Абрамикене просто с яростью отреагировала на готовящуюся в Вильнюсе премьеру спектакля «О концепции лика Сына Божьего», в котором на изображение Иисуса Христа собирались кидать экскременты. Тогда консерваторша призвала бойкотировать готовящийся спектакль, назвала его «культурной педофилией» и предложила министру культуры Литвы помочиться в тарелку и сказать, что это художественный метод.

Но после того, как Литва возглавила ЕС, подобных дел (да даже и слов) от литовских консерваторов не слышно.

В Европарламенте от СО-ХДЛ сидит патриарх литовской государственности Витаутас Ландсбергис. Он, судя по СМИ, сидит там тихо, не возмущается – детская сексуальность, размывание традиционных ценностей и прочие новации не вызывают у него протеста? Видимо, возраст дает себя знает, все силы почти 90-летнего политика отнимает борьба с «русской угрозой». В истории с заменой в вильнюсских школах «мамы» и «папы» на «родителя 1» и «родителя 2» возмущенных голосов политиков из партии консерваторов тоже слышно не было. При всем своем влиянии литовские консерваторы и не пытались запретить в Вильнюсе гей-парад: борьбой с ЛГБТ-движением прославился только депутат от «Порядка и справедливости» Пятрас Гражулис, который подвергается за это всемерному порицанию и насмешкам. А вот добрые католики и высокоморальные защитники литовских семей из числа консерваторов смотрели на все со стороны.

Впрочем, летом этого года у СО-ХДЛ случился-таки рецидив «политики морали». Вместе с другими фракциями консерваторы проголосовали за поправку к Кодексу административных правонарушений, предусматривающую штрафы за «принижение конституционных моральных ценностей», в частности за аборты и гомосексуализм. Но тут же последовал резкий окрик из Брюсселя: комиссар Евросоюза по юстиции, фундаментальным правам и гражданству Вивиан Рединг заявила, что Европейский союз не останется в стороне, если какая-либо входящая в ЕС страна не будет соблюдать законы и договоры ЕС, защищающие свободу человека на желаемый им образ жизни. Повторно поправка не прошла.

В этой истории и заключен ответ на вопрос, почему слова литовских консерваторов о ценностях не стоят и ломаного гроша.

Иметь право на собственное мнение не может позволить себе страна, четверть бюджета которой формируется из брюссельских дотаций. Тем более, что многие литовские политики сами не прочь были бы сделать карьеру в Брюсселе. В том числе из партии консерваторов. Им приходится молчать там, где они должны говорить, и говорить там, где следовало бы, придерживаясь консервативных ценностей, промолчать или выступить против.

Незаметно для самих себя литовские консерваторы перестали быть теми, кем были изначально. Это теперь, скорее, партия утраченных ценностей, представители которой, не единожды пойдя на компромиссы, уже давно утратили право быть моральными авторитетами для литовского общества и именуют себя таковыми лишь потому, что им почти никто не возражает

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!