Тема недели:
Евродепутат: вмешательство России спасло Сирию и Европу
Интервью с депутатом Европейского парламента от Латвии (социал-демократическая партия «Согласие») Андреем Мамыкиным.
Среда
22 Февраля 2017

Не гоните волну: фестиваль «Новая волна» как мнимая угроза латышской идентичности

Автор: Александр Носович

Не гоните волну: фестиваль «Новая волна» как мнимая угроза латышской идентичности

17.01.2013  // Фото: www.gazeta.lv

Фестиваль молодых исполнителей популярной музыки «Новая волна» проводится в латвийском курортном городке Юрмала с 2002 года. За прошедшие десять лет из сугубо музыкального проекта этот конкурс превратился в политическое мероприятие, которое посещают влиятельные персоны из России, стран СНГ и ЕС, чье общее состояние значительно превышает бюджет всей Латвии. Однако для латышского истеблишмента музыкальный фестиваль стал чуть ли не синонимом гуманитарной катастрофы, разрушительного влияния русской культуры: по мнению правящей коалиции, «Новая волна» угрожает хрупкой латышской идентичности, а потому – должна быть выдворена из Латвии.

«Я действительно не думаю, что Рига заслуживает такой идентичности, как «Новая волна» на набережной» - заявила экс-министр культуры Латвии, ныне кандидат в мэры латвийской столицы от партии «Единство» Сармите Элерте в интервью Латвийскому радио в конце 2012 года. Летом того же года Юрмальское отделение партии «Национальное объединение» VL-ТБ/ДННЛ опубликовало открытое письмо с требованием закрыть фестиваль. В письме утверждалось: «Новая волна» является серьезной помехой интеграции национальных меньшинств в культуру и языковую среду титульной нации и мешает гармоничному возвращению латвийской культуры в культурное пространство нынешнего ЕС». Подобные заявления представителей «правых» партий за годы проведения песенного конкурса стали нормой общественно-политической жизни Латвии: национально озабоченные политики неоднократно предавали фестиваль чуть ли не анафеме, теперь же вопрос о его закрытии встал весьма серьезно. Тогда представители латвийского бизнеса направили открытое коллективное письмо Раймонду Паулсу (соучредителю фестиваля) с просьбой сохранить «Новую волну» в Юрмале. Сейчас, когда в январе 2013 года бесконечно порицаемый правящей коалицией экс-министр культуры Латвии Паулс заявил все-таки о намерении отказаться от участия в конкурсе, это письмо приобрело двойную актуальность.

Возрождение Юрмалы как туристического бренда во многом произошло благодаря именно фестивалю поп-музыки.

Мода на отдых в Прибалтике была одной из характерных примет советского периода. В условиях, когда невыездное большинство жителей СССР не имели возможности увидеть «настоящую» Европу, многие стремились на «наш маленький Запад» - в советские республики Прибалтики. С распадом Союза, введением визового режима прежние туристические потоки иссякли. Юрмала, как и другие балтийские курорты, утратила свой прежний лоск.

Именно «Новая волна» стала «якорным» бизнес-проектом, аналогом Октоберфеста в Мюнхене, превратив Юрмалу в место проведения одного из крупнейших неофициальных бизнес-форумов и светских мероприятий на постсоветском пространстве.

Краткий список VIP-гостей «Новой волны» 2012 года, например, выглядит так: самый богатый гражданин Украины Ринат Ахметов, глава «Альфа групп» Михаил Фридман, председатель Совета директоров «Альфа-Банка» Петр Авен, гендиректор «Межрегионгаза» Кирилл Селезнев, председатель совета директоров ЗАО «Национальная медиа группа» Кирилл Ковальчук, владелец концерна ТАНАКО Анатолий Быков, казахский миллиардер Александр Машкевич и многие-многие иные. За кулисами фестиваля заводятся полезные связи, обсуждаются новые проекты – как в сфере бизнеса, так и в политике (в том числе и в Латвии). К участию в таких переговорах представители «Единства» или «Нацобъединения» не допущены. В то время как оппонирующие им персоны (бизнесмены и политики, представляющие более взвешенный, прагматичный сегмент латвийского политического спектра) там бывают.

В их числе, например, влиятельный бизнесмен-портовик и бывший вице-премьер Айнарс Шлесерс, который неоднократно выступал против закрытия фестиваля: «Я понимаю, что может не нравиться музыка, которая там исполняется, но это удачный бизнес-проект, который приносил Латвии многомиллионные инвестиции… Добейтесь, пожалуйста, чтобы в Риге каждый год проходило мероприятие мирового уровня — хотя бы церемония вручения «Оскара», с приездом звезд всемирной величины, чтобы заменить эту «Новую волну».

Гости и участники фестиваля оставляют после каждого конкурса в Латвии, по приблизительным оценкам, не менее 20 миллионов долларов. Цены на места в VIP-зоне над концертным залом «Дзинтари» в дни фестиваля начинаются с 40 тысяч долларов. Все гостиницы Юрмалы и окрестной территории оказываются забронированными; бары, рестораны, кафе, даже ларьки с фастфудом на пляже за несколько фестивальных дней получают полугодовую прибыль. Закрытие «Новой волны» грозит им если не разорением, то большими убытками.

Однако фестиваль в Юрмале воспринимается латышским истеблишментом не только, а вернее – не столько как бизнес. Трудно заподозрить, например, певицу Нюшу в том, что она, выступая в латвийской Юрмале, является проводником интересов Кремля, желающего насадить по всему постсоветскому пространству свои порядки. Однако латышская правящая элита считает, кажется, именно так: в «Новой волне» видят едва ли не угрозу национальной безопасности. С момента провозглашения независимости тема идентичности остается краеугольным камнем в вопросе построения и поддержания латвийской государственности. С 2011 года в Латвии реализуется «Программа национальной идентичности, гражданского общества и общественной интеграции на 2012-2018 годы», разработанная министерством культуры. В ней, в частности, особое внимание уделяется необходимости сохранения и развития национальной культуры. Борьба с «Новой волной» отдельным пунктом в ней не значится, однако де факто в логику программы укладывается идеально. В результате позитивная повестка (поддержка своей культуры) подменяется негативной – борьбой с культурой чужой. В том же открытом письме Юрмальского отделения VL-ТБ/ДННЛ, например, предлагается заменить конкурс, организуемый российским шоу-бизнесом, международным фестивалем поп-музыки, организованным министерством культуры Латвии.

Если фестиваль поп-музыки критикуется «правыми» за то, что развивает у латвийской публики дурной вкус, отвлекает ее от выдающихся образцов национальной культуры, то почему взамен ему предлагается тоже поп-фестиваль, только организованный республиканскими властями? В чем принципиальная разница между творчеством латвийского Рейнарса Кауперса и российского Димы Билана? Возможно, стоило бы предложить качественно иную альтернативу «Новой волне» - классику?

Ведь Латвии в области классической музыки действительно есть, чем гордиться: например, оперная певица Элина Гаранча – лауреат многих международных конкурсов, получившая известность и признание у ценителей оперного пения в Европе и США. Почему бы в таком случае не предложить жителям Латвии и иностранным туристам в качестве альтернативы «Новой волне» конкурс оперных вокалистов на Рижском взморье? Однако так вопрос не ставится…

Латвийские правые, говоря о «культурном влиянии России» никогда не упоминают отрадный, казалось бы, для них факт: в конце 1970-х - начале 1980-х годов эта небольшая республика оказывала значительное культурное влияние практически на весь остальной Советский Союз. Это влияние ярче всего проявилось именно в музыкальной сфере благодаря всесоюзной популярности Раймонда Паулса – самого модного композитора на поздней советской эстраде.

Написанные Паулсом и исполненные сначала Айей Кукуле, а потом Аллой Пугачевой «Маэстро» или «Песня на бис» - эти композиции вошли в золотой фонд советской эстрадной песни и без сомнений могут быть названы хитами и в наши дни. Песни на музыку Паулса - яркий пример того, что нет «высоких» и «низких» жанров, а есть высокий и низкий художественный уровень конкретных произведений.

Так что мешает не добиваться изгнания «Новой волны», а проводить в Юрмале несколько музыкальных фестивалей на протяжении всего курортного сезона? Это создало бы здоровую конкуренцию «Новой волне». И, если латвийские деятели создали бы более посещаемый, запоминающийся и качественный в художественном плане фестиваль, то он стал бы более достойным, цивилизованным ответом «русскому культурному влиянию», чем попытки грубого административного давления. «Держать и не пущать» - это не демократично и не по-европейски. Это заставляет предположить «разруху в головах» - проблемы если не с идентичностью, то, по крайней мере, с воспитанием - у тех в Латвии, кто с такой горячностью пытается гнать «волну» административного ресурса.

Комментарии
Читайте также
Новости партнёров
Загрузка...

Курсом мордорнизации

Курсом мордорнизации

Реформаторские инициативы, подобные казахстанским, примерно в то же время появились в Узбекистане, могут в ближайшее время появиться в России или Беларуси, но никогда — в странах Прибалтики и Украине. Там категориями модернизации больше не мыслят.

Переродившиеся убийцы

Переродившиеся убийцы

«Убийство — незаконно. Поэтому все убийцы заслуживают наказания. Если, конечно, они не убивают тысячами, под звуки фанфар».

Литва или Северная Корея?

Литва или Северная Корея?

Современная Литва нередко практически не отличима от КНДР. Сумеете ли Вы отличить Литву от Северной Кореи?

Они освобождали родную Прибалтику: 16-я Литовская стрелковая дивизия

Они освобождали родную Прибалтику: 16-я Литовская стрелковая дивизия

Свое боевое крещение 16-я Литовская стрелковая дивизия получила 21 февраля 1943 года.

Попробуйте новый дизайн!

Дорогой читатель, предлагаем Вам попробовать новую версию нашего сайта. Вы в любой момент сможете вернуться к текущей версии сайта, а также оставить свой комментарий и оценку.

Попробовать!
Нет, спасибо