×
История История

Эмигрант: В Калининграде по сравнению с Латвией просто жизнь кипит

Источник изображения: http://www.nwidt.ru/

Эмиграция остается одной из основных проблем современной Латвии: по подсчетам демографов за 11 лет из страны уехали не менее 140 тысяч человек. Приоритетное направление эмиграции – Западная Европа, но многие латвийские русские избирают своим постоянным местом жительства и Россию, где с 2006 года действует государственная программа поддержки переселенцев-соотечественников. О своей жизни в Латвии и в России порталу RuBALTIC.Ru рассказала участница программы Эрика СЕРГЕЙЦЕВА, переехавшая из Латвии в Калининградскую область.

- Эрика, скажите на основании Вашего личного опыта, как к русским в Латвии относятся латыши и власть?

- На бытовом уровне все нормально, никаких проблем в общении с латышами у нас не было. Мы вместе работаем, в одни заведения ходим. То есть проблем не возникает, особенно с молодежью. Мой сын заканчивал латышский колледж, научил всех латышей разговаривать по-русски, рассказал им, как нужно любить Россию.

На более высоком уровне начинаются политические игры, и именно эти игры со временем вызывают негатив латышей по отношению к русским.

В личном общении этом никак не проявляется, если не цеплять какие-то болезненные темы: политические, исторические, идеологические. При этом в кулуарных разговорах между собой некоторые латыши вполне могут заявлять, что они нас не любят и хотят, чтобы мы все уехали. Но в глаза русским этого говорить не принято, да и не будут они этого говорить, потому что не хотят портить отношения со знакомыми русскими.

- Приходилось ли Вам в Латвии сталкиваться с латышским национализмом?

- Приходилось. Бывали и чисто бытовые случаи, на рынке, например. Моя мама – вдова военного офицера, и она очень часто слышат, как ей в спину что-то такое говорят, особенно пожилые люди. Эти люди много вытерпели или им кажется, что они много вытерпели, поэтому они злые.

Со стороны молодежи такого меньше происходит, молодежь более космополитична.

- А на государственном уровне? Если Вы приходите в госучреждение и обращаетесь к сотруднику на русском, от Вас требуют говорить на государственном языке?

- Нет, у меня такого не было. Вот когда моему мужу нужно было регистрировать свое предприятие, была такая ситуация, что принимавший документы на регистрацию чиновник требовал от него обращаться к нему на латышском.

Это, кстати, стандартная ситуация, потому что многие владельцы частных фирм в Латвии латышского языка не знают, он им попросту не нужен в работе. Поэтому от общения с латвийскими чиновниками неприятный осадок у русских бизнесменов остается.

А если общаться с государственными организациями, работающими с физическими лицами, выдающими паспорта, визы, то там такого нет. Девушки там вежливы, им просто по статусу положено быть вежливыми с клиентами. Поэтому там не грубят, всегда готовы перейти на русский, даже если сами они из глубинки и плохо на нем говорят.

В банках вообще все говорят по-русски: в банках просто нельзя на нем не говорить, они банковских сотрудников (молодежь из районов) на курсы русского языка отправляют.

Так что я на себе национализма латвийского государства не ощущала. Но я, во-первых, не так часто сталкивалась с государственными органами, во-вторых, неплохо владею латышским языком. А вот муж у меня латышского не знает совсем, а с чиновниками вынужден общаться регулярно, потому что у него бизнес. Вот ему приходится сталкиваться с неуважением к себе.

- Почему Вы уехали из Латвии?

- Во-первых, экономическая ситуация там очень нехорошая.

Во-вторых, политическая ситуация в Латвии сейчас такая, что как не старайся там говорить на латышском и проявлять лояльность, это не помогает.

Как бы хорошо ты не знал латышский, для латвийского государства ты останешься русским и чужим.

- А если сравнивать экономическую ситуацию, социальную ситуацию в Латвии и Калининградской области, где лучше?

- Здесь, конечно. Я вижу, сколько здесь детей, вижу, сколько здесь молодежи. У нас в Латвии детские садики, площадки и кафе закрываются, а здесь их не хватает, все новые и новые строятся. Потому что это нужно, здесь детей много, здесь я постоянно вижу молодых мам и пап с колясками – для Латвии это зрелище непривычное. В Калининградской области, конечно, тоже многое нужно менять, ей еще расти и расти, чтобы подняться на уровень Европы. Но развитие здесь я вижу, причем семимильными шагами.

- Вы сказали, что для Латвии молодая семья с коляской – непривычное зрелище. В Латвии визуально заметен демографический кризис?

- Конечно. Я сейчас туда приезжаю, так потом даже фотографии в facebook специально выкладываю, потому что я в центре города могу находиться в выходной день и видеть на улицах три человека и две машины.

После того, что я вижу в Калининграде, как здесь жизнь кипит, у меня это зрелище стало вызывать шок. Там пусто.

Оживление вызывают только туристы в центре Риги и других курортных местах. В центре Риги, конечно, хорошо: там очень культурно, в ресторанах вкусно кормят, никто не хамит, все спокойно общаются на русском языке, если туристы из России или Украины. Но это туристы – они приезжают и уезжают. А местные сидят по домам, денег у них нет, поэтому еду и обслуживание в ресторанах они оценить не могут. И ощущение застывшей жизни, увядания какого-то, конечно, чувствуется.       

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!