×
История История

Рига 2014: столица европейской культуры и попсы

Источник изображения: news.mail.ru

В наступившем 2014 году Рига, столица Латвии, становится также столицей европейской культурной жизни. В рамках проекта «Рига 2014 – культурная столица Европы» пройдет около 200 мероприятий в сфере культуры и искусства: выставки, фестивали, новые постановки и многое другое. В преддверии этих событий портал RuBaltic.Ru поговорил с латвийским художником, скульптором, ювелиром, членом Союза художников Латвии Эдгаром КВЯТКОВСКИМ:

- Г-н Квятковский, в чем ценность таких мероприятий, как «Рига 2014»?

- Ценность в том, что все-таки ни один художник не может о другом судить издалека, и многие приедут, это интересно. У нас появится возможность показать себя, это привлечет экономическую выгоду… Очень много проектов в рамках «Рига 2014» финансируют европейские фонды, особенно, что касается скульптуры. Многое было сделано для ремонта и реставрации зданий, улиц, помещений, предназначенных для перформансов и выставок. Целый музей отремонтирован к этому году.

- Вы сами человек искусства, а значит, по сути, это мероприятие для вас и ваших коллег. Поэтому интересно узнать, каково ваше личное отношение к проекту в целом?

- И да, и нет. Да, хорошее мероприятие. Это хороший фестиваль, приедет много попсовых художников, и все будет очень весело, и будут и фейерверк, и пиво, и колбаса…

- Почему – «попсовых»?

- Потому что настоящие художники, я думаю, не приедут сюда, ведь они настоящие художники до мозга костей.

И их не интересует дешевый билет в Ригу, они живут в Нью-Йорке, в Лондоне, а может быть, в лесу – и делают свои скульптуры, и им на все наплевать. Это – настоящие художники.

- В таком случае, кого бы вы привезли из настоящих художников?

- Сальвадора Дали! Но он уже умер… Рерих, опять-таки, тоже умер… Дэмьена Херста я бы позвал! Он мне интересен как скульптор, как коммерческий скульптор, который стал некоммерческим.

- Но все же сами мероприятия, их формат – это интересно, нужно ли?

- Для общества обывателей – да.

- Просто в общеобразовательном плане?

- Да. Чтобы понимали чуть больше. А все художники и так между собой здесь знакомы, все одну школу закончили, все в одном кафе сидели и по одной программе «Erasmus» (некоммерческая программа ЕС по обмену студентами и преподавателями - прим. RuBaltic.Ru) ездили. У нас маленькая страна, скульптурная группа – до 4-х человек в год. А из стран ближнего зарубежья я тоже знаю художников.

«Скульптура из песка», «скульптура из огня», вот это все – на базар пускай идет. Художник – это не базар. Но мероприятия - базарные.

- А насколько необходимы для человека искусства подобные программы? И вообще какая-либо административная поддержка в сфере культуры и искусства?

- У нас есть один министр культуры, который отвечает и за балет, и за живопись, и за скульптуру, и за всё. Культурных мероприятий на самом деле много, таких как Праздник песни, вообще много культурных и музыкальных фестивалей по всей Латвии. Поэтому, конечно, такой человек должен быть. Я рад, что он у нас есть, и рад, что он один – больше и не надо. Вот есть у него секретарь и помощник – и хватит.

- А как вы определяете задачи подобного ведомства?

- Быть в контакте. С художниками. С обществом тоже, но с художником – в первую очередь. Чтобы он мог понять, что давать, что не давать, кого поощрять, кого – нет.

- И все же: что именно, какая поддержка нужна молодому художнику?

- Механизмов много разных, многие хороши. Иногда надо стимулировать, сказать, что, стипендию не получишь, а иногда – куда-то отправить. В третий раз – сказать, что можешь в выставке поучаствовать, тема такая-то. А в пятый раз – это может быть министерство культуры, которое поддержит совместно с General Electrics конкурс, например, где будут делать лампы, и даст возможность всем художникам участвовать. Нет денег? Тогда надо подумать, как сделать такую лампу, чтобы выиграть!

- Есть ли в Латвии культурная политика? Стратегия?

- Да: плыть по течению.

В Индии говорят: если у тебя есть враги, сядь у речки и посмотри, как однажды их трупы проплывут. Но у нас врагов нет, поэтому мы просто плывем, и все хорошо. Мы говорим «ом», рисуем «ом» и все хорошо. Приезжают американцы, русские, поляки, и все хорошо.

- Насколько необходимо культурное взаимодействие между странами?

- Есть процессы, которые происходят сами, а есть процессы синтетические. Нужна ли синтетика? Думаю, что без нее можно жить.

Многие художники и без нее, сами, натурально встречаются друг с другом, обмениваются опытом… натуральное хозяйство! Билет в Лондон сейчас может стоить 10 евро, можешь полететь, и кого-то встретить, и сходить на выставку, и это уже обмен…

- Ну, это Лондон…

- …ну и в Россию у меня есть годовая виза!

- К слову: у вас же была выставка в Москве, в ЦДХ?

- Да, да. Президент Союза художников Латвии, мой бывший учитель по скульптуре, один из первых моих учителей, пригласил меня поехать в Москву, показать, выставить свои работы… Я согласился, было интересно!

Что такое ЦДХ: там, например, восемь человек, которые обучены, чтобы снимать скотч и зашпаклевывать дырки. У них специальные грузовые лифты: то есть у них даже лифтеры обучены перевозить искусство! В ЦДХ целая бригада электриков, которые подключают и переносят розетки. В ЦДХ сто человек, которые могут систему снести и за одну ночь выставить заново, как надо для композиции! Это – завод по производству, по показу. А здесь – пляж.

Хочу ли я здесь завод? Нет. Нравится ли мне завод? Да!

- А Латвия как пространство для творчества вас устраивает?

- Для меня, для индивида – это идеально! Конкурентов мало, всё нормально. Образование нормальное. Были какие-то заказы ещё в студенческое время, можно было выжить, посмотреть на мир. Никакой грубости, никакой агрессии в стране, всё нормально.

- Что бы вы изменили в культурной ситуации в стране?

- Менять – нет, но вот сделать лучше, думаю, мог бы.

Например, создал бы фонд для художников: давал им стипендии, чтобы они делали свое искусство, жили бы, например, в Сигулде по полгода, а потом – следующие…

Тогда бы много художников были заинтересованы в том, чтобы продвинуть свою идею, они бы думали… И в течение ста лет – это была бы целая коллекция!

- Много сейчас фондов таких?

- Мало. Евросоюз и пара частных лиц, например, из Германии… Народ голосует рублем. Нравится – покупает. Не нравится – не берет.


Справка RuBaltic.Ru:

«Культурная столица Европы» - инициатива Евросоюза, направленная на привлечение внимания к развитию культуры. Среди наиболее крупных мероприятий в рамках проекта «Рига 2014» - мультимедийная постановка оперы Рихарда Вагнера «Риенци», над которой молодой композитор начал работу в Риге, выставка о 500-летней истории книгопечатания «Книга 1514-2014», Первая мировая война глазами европейских художников в экспозиции «1914», проект «По янтарному пути до самого Египта» - цепочка выставок в различных музеях и галереях города, премьера полнометражного документального фильма «Force Majeure» - несколько новелл, снятых семью известными кинодокументалистами Европы и основанных на исследованиях социоантропологов о микрорайонах Риги и их жителях, Мировая олимпиада хоров, фестиваль современного искусства Survival Kit и многое другое.

Эдгар Квятковский – выпускник Латвийской Академии художеств (отделение скульптуры), проходил обучение в Мюнхенской Академии художеств. Начиная с 1998 года - участник различных международных программ, выставок, конкурсов, симпозиумов; обладатель 1-го места Латвийского симпозиума по гранитной скульптуре (2004), член Союза художников Латвии (с 2007 года). Организатор Международного симпозиума монументальной мозаики (2010 год), Международного фестиваля «Дни искусств». Создатель линии ювелирных украшений „Kwjatkovsky”. Работы художника находятся в частных коллекциях Латвии и за её пределами.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!