Тема недели:
Евродепутат: вмешательство России спасло Сирию и Европу
Интервью с депутатом Европейского парламента от Латвии (социал-демократическая партия «Согласие») Андреем Мамыкиным.
Воскресенье
22 Января 2017

Театральная Рига: вчера и сегодня

Автор: Наталья Полыца

Театральная Рига: вчера и сегодня

27.03.2015  // Фото: moscomtour.mos.ru

27 марта мир отмечает Всемирный день театра, а RuBaltic.Ru предлагает обзор самых знаменитых рижских театров, существующих ныне и канувших в Лету.

РИЖСКИЙ ТЮЗ

Те, кто жил или бывал в Риге во времена Советского Союза, помнит, какой славой пользовался рижский Театр юного зрителя, позже переименованный в театр Молодежный. Театральная студия под руководством К.Г. Титова, одного из ведущих артистов ТЮЗа, была знаменита на весь город – из нее выросли такие артисты, как Борис Галкин, Владимир Качан, Ефим Шифрин.

Театр юного зрителя был открыт еще в 1940 году. В 1941 году театр был вынужден приостановить свою работу, но уже в мае 1945 года дает свой первый послевоенный спектакль – «Ворон» по Я. Райнису. В 1946 году к основной латышской труппе добавляется русская. Важное место в репертуаре латышской труппы занимают постановки произведений латышских классиков, таких как А. Саксе, А. Бригадере, Я. Гризиньш, Я. Райнис, А. Чакс, А. Упитис. Однако не обходят стороной и русскую литературу: в 1960-70 гг. успешно идут на сцене спектакли по пьесам М. Горького, А. Чехова, А. Островского. В репертуаре русской труппы много спектаклей для детско-юношеской аудитории – «Буратино», «Винни Пух и его друзья», «Малыш и Карлсон, который живет на крыше». Интересно, что один из немногих драматургов, с произведениями которого работали обе труппы - Виктор Розов («В поисках радости»). Расцвет русскоязычной труппы ТЮЗа связан с годами работы там режиссера А. Шапиро, начиная с 1964 года и вплоть до закрытия театра. В 1989 году театр получает новое имя – Молодежный, а в 1992 году прекращает свое существование. Это решение было принято министерством культуры Латвии, которое в те годы возглавлял Раймонд Паулс. Позже А. Шапиро, возглавлявший ТЮЗ 17 лет, скажет об этом в интервью:

«В нашем театре под общим административным и художественным руководством работало две труппы — латышская и русская. … В 1992 новой власти все это пришлось не по вкусу, потому что она делала ставку на одну культуру — латышскую, и задачи нашего театра не совпадали с задачами новой власти. … Сначала основной удар направили против русской труппы, но когда стало ясно, что некоторые латышские артисты выступают против этой акции, тогда решили закрыть весь театр. … Было ли это личной инициативой Раймонда Паулса, который в то время оказался министром культуры, или он выполнял задание сверху, я не знаю».

Этот печальный эпизод нашел отражение в биографической книге бывшего режиссера бывшего Рижского ТЮЗа «Как закрывался занавес». Книга заканчивается двумя словами: «Я уехал».

РИЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕАТР ОПЕРЕТТЫ

Молодое поколение Риги хорошо знакомо с ночным клубом «La Rocca» по адресу Бривибас, 96, но, к сожалению, мало кто из них ассоциирует это место с некогда знаменитым театром оперетты – музыкальным театром, работавшим в Риге с 1945 по 1993 год.

Театр был основан в 1945 году, несколько раз менял названия: Рабочий театр Латвийского центрального совета профсоюзов, потом Государственный театром музыкальной комедии, а с 1964 года - Рижский государственный театр оперетты. Театр представляли две труппы, русская и латышская, "работавшие" как классиков музыкального жанра (И. Штраус, Ф. Легар), так и авторов современной оперетты (И. Дунаевский). С 1954 года активно ставились произведения латышских композиторов – А. Жилинскиса, Х. Мисиньша, Р. Кепе и других.

В 1992 году в силу уже упомянутых реформ в области культуры, театр прекращает свое существование, однако на сцене продолжают работать независимые объединения, состоящие из артистов бывшего ТЮЗа и театра оперетты. Первые 10 лет независимости Латвии – не самые сладкие в жизни театральной сферы, залы не наполняются, однако спектакли ставятся, у русскоязычных артистов есть хлеб, а у русского зрителя – зрелища/пища для души. В 1999-2000 годах новые владельцы здания увидели больше перспектив в ночных развлечениях. Так появился «самый большой ночной клуб» в Риге начала нулевых – клуб «La Rocca».

ЛАТВИЙСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ОПЕРА

Латвийская национальная опера была основана в 1919 году, при СССР он стал называться – театр оперы балета. Театр вырос из традиций оперной культуры, которая сформировалась в Риге уже в 17-м веке. Театр оперы и балета быстро стал центром музыкальной жизни Латвии. Здесь ставились первые латышские оригинальные оперы. С не меньшим успехом шли постановки опер русских, итальянских, французских, немецких и австрийских композиторов.

Пережив продолжительный ремонт, с 2001 года обновленная опера снова принимает зрителей. В 2013 году мирную жизнь театра омрачил скандал: Андрейс Жагарс, успешно руководивший учреждением, был поспешно уволен без объяснения причин. Комментировать свое решение министр культуры, на тот момент - Жанете Яунземе-Гремде, отказалась. Этот инцидент дал повод для отставки министра со своего поста. В 2014 году Андрейс Жагарс безуспешно выступил в качестве кандидата в Европарламент, а Национальную оперу на сегодняшний день возглавляет Зигмарс Лиепиньш.

ЛАТВИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР

Латвийский Национальный театр, в разные годы именовавшийся Рабочим театром Советской Латвии, Театром драмы, Рижским драматическим театром, за все годы своего существования практически не менял своих основных задач. Драматический театр, основанный в 1919 году, сохранил свою репертуарную политику, несмотря на все перемены ХХ века: это академическая площадка, призванная поддерживать латвийскую драматургию. Под разным руководством менялся подход к экспериментам, когда отдавали предпочтения классикам или молодым автором, но неизменно Национальный театр – это театр национальной драматургии. Первым руководителем театра был латышский писатель Андрей Упит, а в 1921-1925 годах директором театра был сам Янис Райнис. После окончания Второй Мировой войны ряд актеров и режиссеров эмигрировал, однако в театре сохранилась только латышская труппа и акцент на латышских авторов. Несмотря на строгую «национальность» театра, на его сцене работают латвийский молодой режиссер Айк Карапетян и даже российский Кирилл Серебренников.

ЛАТВИЙСКИЙ ТЕАТР КУКОЛ

Латвийский театр кукол, наверное, первый театр, с которым знакомиться самый юный рижанин. Театр кукол был основан в 1944 году, и начал работу с латышской труппой, в 1947 году образовывалась и русская труппа. В советские годы – это один из самых гастролирующих театров Латвийской ССР, гастрольная география театра обширна: Польша, Франция, Болгария, Иран, Шри-Ланка, Иордания. Это единственный театр, который сохранил «билингвальность» - на сегодняшний день в театре кукол идут спектакли как на русском, так и на латышском языках.

РИЖСКИЙ РУССКИЙ ТЕАТР

Рижский русский театр имени Михаила Чехова – старейший русскоязычный театр за пределами России. Более того, это старейший театр из ныне существующих в Латвии, не прекращавший свою деятельность с момента основания в 1883 году.

Самые славные годы в истории театра приходятся на первую треть ХХ века, когда в театре служил ученик К. Станиславского К. Марджанов, гастролировали Вера Комиссаржевская, Василий Качалов и другие мэтры. В 1904 году Максим Горький приезжает в Ригу и принимает личное участие в постановке своих пьес. Два сезона в театре играет Михаил Чехов: Рига стала первым городом его эмиграционного пути, а также городом, где появилась его первая театральная школа.

Сегодня Рижский русский театр, несомненно, один из самых популярных театров в Риге, в том числе и среди латышскоязычной публики. Театр успешно сотрудничает с ведущими российскими режиссерами, на его сцене шли в разные годы спектакли в постановке Р. Виктюка, Р. Козака, А. Сигаловой, С. Голомазова. Среди легенд мировой режиссуры – П. Штайн, «Чайка» в его постановке стала своего рода подарком театру на 120-летие. Несмотря на «русский» характер театра, на его сцене ставятся произведения латышских авторов, идут спектакли на латышском языке (например, «Не боюсь Вирджинии Вульф» в постановке Р. Козака). Начиная с 2000 года театр плотно сотрудничает с маэстро Р. Паулсом: репертуар богат музыкальными спектаклями, где маэстро выступает не только в качестве композитора, но и как исполнитель.

НОВЫЙ РИЖСКИЙ ТЕАТР

Новый Рижский театр был основан в 1992 году и расположен в здании бывшего Рижского ТЮЗа. Сегодня в роли главного режиссера театра выступает Алвис Херманис, один из наиболее ярких театральных деятелей Латвии. Благодаря Херманису Новый Рижский театр стал известен далеко за пределами Латвии, а сам режиссер стал лауреатом высшей европейской театральной награды в номинации «Новая театральная реальность».

ТЕАТР ДАЙЛЕС

Театр Дайлес, до конца 1980-х годов Художественный театр, существует с 1920 года, репертуарный акцент сделан на произведения мировой классической и современной драматургии. С 2011 года главным режиссером театра назначен Дж. Джилинджер.

«ОСА»

Театр «Общество свободных актеров» – самый молодой театр в Риге, выросший из театральной студии Семена Лосева при Рижском русском театре. Большинство актеров – недавние выпускники Ярославского театрального театрального института. Театр существует за счет поддержки благотворительного фонда «Риетуму», государственного фонда Культурного капитала, фонда Русский мир, а также благодаря личному участию Михаила Задорнова.

Комментарии
Читайте также
Новости партнёров
Загрузка...

RuBaltic.Ru 2.0: Три первых шага 2017 года

RuBaltic.Ru 2.0: Три первых шага 2017 года

В 2017 г. аналитический портал RuBaltic.Ru вступает и с новым видением наших приоритетов, которые, как нам кажется, больше соответствуют обстановке в мире.

Бойтесь миротворцев

Бойтесь миротворцев

Холодная Война вроде бы уже двадцать семь лет закончилась, а такое ощущение, что всё у нас еще впереди.

Литва или Северная Корея?

Литва или Северная Корея?

Современная Литва нередко практически не отличима от КНДР. Сумеете ли Вы отличить Литву от Северной Кореи?

Как из Литвы культурные ценности в Германию вывозили

Как из Литвы культурные ценности в Германию вывозили

Из Литвы, как и с других оккупированных территорий, в Германию вывозились культурные ценности. С 1 сентября 1941 г. в эту акцию включилось и подразделение штаба Розенберга. Розенберг лично контролировал этот процесс.

Попробуйте новый дизайн!

Дорогой читатель, предлагаем Вам попробовать новую версию нашего сайта. Вы в любой момент сможете вернуться к текущей версии сайта, а также оставить свой комментарий и оценку.

Попробовать!
Нет, спасибо