×
Образование и наука Образование и наука

Деградация вместо латышизации: русские школы в Латвии отомрут сами собой

Министр образования Латвии Марите Сейле заявила, что полный переход школьного образования в Латвии на латышский язык вряд ли удастся завершить в 2018 году. От идеи «реформы — 2018» латвийские власти, похоже, решили отказаться, но это не значит, что они решили отказаться от ликвидации русских школ. Просто при последовательном и сознательном сокращении расходов на образование и финансировании русских школ по остаточному принципу по сравнению с латышскими русские школы в Латвии в конце концов отомрут сами собой.

За последние пять лет Министерство образования закрыло в Латвии 98 школ. Сокращение образовательной сети началось в 2009 году, когда было реорганизовано 84 учебных заведения, а 57 - закрыто. В 2010 году ликвидировано 10 школ и 26 реорганизовано, в 2011 году закрыто 12 школ и 20 учебных заведений реорганизовано, в 2012 году ликвидировали и реогранизовали по 5 школ, в 2013 году закрылись две школы, а в 2014 – еще 4, и 13 школ были реорганизованы.

К 1 сентября 2014 года бывшая министр образования Ина Друвиете заявила, что процесс оптимизации образовательной сети в Латвии практически завершен, и больше школы закрываться не будут, потому что теперь их количество соответствует демографической ситуации. Сейчас в латвийских школах учится 209 212 детей — почти вдвое меньше, чем 10 лет назад.

Однако дело не только в падении рождаемости и общем сокращении численности населения. Ликвидация латышских и русских школ была явно непропорциональной: прикрываясь плохой демографией, Министерство образования и местные власти закрывали в первую очередь русские школы.

По официальным данным Министерства образования с 2000 по 2014 год количество русских школ в Латвии сократилось со 189 до 99 — почти вдвое. Тогда как число латышских школ снизилось с 727 в 2000 году до 634 в 2014-м — то есть на 15%.

Есть разница?

В Риге в 2009 году самоуправление одновременно закрыло 16 школ, в 11 из которых языком обучения был русский, и только в 4 — латышский. В результате сейчас в столице Латвии, где на 55% русскоязычных горожан приходится 45% латышского населения, на 70 латышских школ приходится приходится 57 русских и 12 двухпоточных русско-латышских школ, причем под сокращения подпадают последние две категории. В Латгальском районе (без учета крупных городов) на 91 латышскую школу приходится 12 русских и 20 двухпоточных русско-латышских. В Видземском, Курземском и Земгальском районах русских школ не осталось вовсе: у немногочисленных проживающих там русскоязычных семей практически нет шансов дать своим детям образование на родном языке.

Так что демографический кризис — да, эмиграция — да, но эти тенденции охватывают все общество: умирают и эмигрируют вместе с детьми как русские, так и латыши, однако в приоритетном порядке закрываются именно русские школы. Вероятно, латвийские власти еще много лет назад решили совместить приятное с полезным: 

сокращение количества школ из-за феноменального падения численности населения с принудительной ассимиляцией русскоязычного меньшинства, у которого под благовидным предлогом оптимизации образовательной сети можно вырвать из русского культурного пространства собственных детей.

При таком подходе к вопросу демонстративно-показательная ликвидация русскоязычного образования к 2018 году — ненужный шум, который может только помешать: привлечь внимание к теме, спровоцировать протестные выступления русского населения. В 2003-2004 годах это уже проходили — тогда латвийское руководство вынуждено пойти на компромисс перед грандиозными по местным меркам митингами и забастовками против перевода всех школ на латышский.

Те протесты, наряду с референдумом 2012 года о статусе русского языка в Латвии, показали, что русскоязычное меньшинство не ассимилируется, хоть ты режь его: русскоговорящие интегрируются, называют себя патриотами Латвии, голосуют на выборах за самых умеренных, на все согласных, но все равно от русского языка не отказываются и латышами себя не считают. Поэтому нельзя их консолидировать и мобилизовать на борьбу — а ведь проект «реформы-2018» именно к этому и должен был привести.

Но ведь есть давняя политическая и вообще житейская мудрость: для того, чтобы сварить лягушку, нужно не резко бросать ее в кипяток, а аккуратно опустить в холодную воду и постепенно нагревать её до состояния кипения — так лягушка будет смирно сидеть в воде и адаптироваться к новой температуре, пока не свалится. Бесконечные попытки ультраправых сразу и навсегда запретить все русские школы — это то самое бросание лягушки в кипяток: они уже провоцировали и массовые выступления против «реформы-2004», политически консолидировавшие русскую общину, и референдум 2012 года, продемонстрировавший полный провал политики ассимиляции. Предпринимались такие попытки то ли от небольшого ума инициаторов-националистов, то ли ради предвыборной конъюнктуры (впрочем, одно другого не исключает).

То ли дело - отказаться от каких бы то ни было открытых попыток покуситься на русские школы и создать им все условия для того, чтобы они умерли самостоятельно.

В этом месяце Латвийский профсоюз работников образования и науки организовал пикет у здания Сейма, протестуя против введения новой системы оплаты труда без увеличения финансирования. Правительство между тем сделало вид, что не давало перед выборами обещания повышать учителям зарплаты. Средняя зарплата школьного учителя в Латвии составляет около 600 евро — это притом, что минимальная продовольственная корзина для стандартной латвийской семьи оценивается в 320 евро. В школах работают в основном пенсионеры, молодые люди не приходят, а учителя-мужчины — это и вовсе «вымирающий вид».

И нет никаких признаков, что ситуация изменится, потому что латвийское государство стойко игнорирует проблемы школьного образования в принципе. И не потому, что у него совсем нет денег. Денег мало, но на поощрение других бюджетников хватает: на недавнем заседании комиссии по национальной безопасности рассматривались проекты бюджетов органов госбезопасности — Полиции безопасности, Бюро по защите Конституции и Службы военной разведки и безопасности. В будущем году бюджет всех этих органов будет увеличен на 16-30%. На новые политические инициативы в латвийском бюджете на 2015 год предусмотрено 161,447 млн евро, на другие дополнительные меры - 18,606 млн евро, что в целом составляет 180,053 млн евро. А несчастным школьным учителям в очередной раз после выборов «зажали» повышение зарплат...

При такой государственной политике латвийские школы будут всё больше и больше деградировать. Только одна небольшая поправка: деградировать будут латышские школы, а русские просто отомрут.

Понятно ведь, что в условиях дефицита расходов на образования школы с негосударственном языком обучения будут финансироваться по самому минимальному минимуму и при первом же благовидном предлоге — закрываться.

И это уже не от отсутствия интереса государства к образованию, а как раз наоборот — от целеустремленной и приоритетной национальной политики, направленной на ассимиляцию русскоязычного меньшинства. Хотя бы его самого младшего поколения. И эта политика в долгосрочной перспективе может оказаться успешной, если только архитекторы «латышской Латвии» перед выборами или в период очередного обострения не затеют еще одну школьную реформу или референдум о полном запрете преподавания на русском языке — одним словом, если не кинут лягушку сразу в кипяток.