Тема недели:
Евродепутат: вмешательство России спасло Сирию и Европу
Интервью с депутатом Европейского парламента от Латвии (социал-демократическая партия «Согласие») Андреем Мамыкиным.
Понедельник
23 Января 2017

Эксперт: ВВП Латвии растет, а образование и наука не финансируются

Автор: Анастасия Федорова

Эксперт: ВВП Латвии растет, а образование и наука не финансируются

13.03.2014

Сфера образования не входит в число приоритетных направлений социальной политики Латвии. В 2009 году из-за экономического кризиса педагогам одним из первых урезали зарплату (на 40%). Сегодня молодые педагоги не идут работать в школы, а учителей-ветеранов становится всё меньше. В чем причины подобного положения дел? Какие еще сложности переживает образование и наука в Латвии? Об этом поталу RuBaltic.Ru рассказала председатель Латвийского профсоюза работников образования и науки (ЛПРОН) Ингрида МИКИШКО:

- Г-жа Микишко, не могли бы Вы для начала немного рассказать о задачах вашей организации? Насколько вас поддерживает государство?

- Латвийский профсоюз работников образования и науки - самый большой профсоюз в Латвии, который в своих рядах объединяет педагогов и технической персонал, начиная с учреждений дошкольного образования и заканчивая академическим и техническим персоналом в вузах, а также научными работниками в Академии наук. Мы сотрудничаем с государственными и негосударственными организациями в Латвии и за границей. Мы активно участвуем в обсуждении вопросов, касающихся образования, как в парламентских комиссиях, так и в Кабинете министров, участвуем в рабочих группах при министерстве образования и науки и в других ведомствах. Проводим консультации с Союзом самоуправлений. У нас есть договоренности с разными партиями о развитии образования в Латвии.

- Какие проблемы в латвийской сфере образования Вы усматриваете на сегодняшний день?

- Проблем много. Одна из главных - недостаточное государственное финансирование образования и науки, в том числе – низкая оплата труда. Модель финансирования, введенная во время экономического кризиса, себя исчерпала и дает негативный результат.

К сожалению, с повышением ВВП вложения в образование и науку не увеличились, а сократились.

- Какие факторы повлияли на снижение бюджетного финансирования сферы образования?

- Во время экономического кризиса государству пришлось занять деньги, чтобы сбалансировать доходы с расходами, уменьшить затраты. Это серьёзно отразилось на положении в сфере образования и науки.

В связи с ростом безработицы многие жители вынуждены были искать работу за границей и семьями уезжали в другие страны, что вызвало резкое сокращение числа учеников, которое привело к закрытию многих школ.

- По словам главы Минобрнауки Ины Друвиете, в этом году на зарплаты учителям не хватает 2,5 миллионов евро из-за ошибок, которые министерство допустило в расчетах 2012 года. Известна ли Вам природа этих ошибок?

- Да, как раз в 2012 году в министерстве началась разработка модели финансирования учителей, которые проходили через оценку профессиональной деятельности. Одновременно происходили кадровые перестановки и сокращения, в результате чего поменялось много специалистов. Тогда в расчётах была допущена математическая ошибка в размере 6 миллионов латов, которую сейчас не так легко исправить. Хвост этой ошибки тянется до сих пор.

-Расскажите о принципе финансирования школ «деньги следуют за учеником». Оказалось, что недостатков у этой модели больше, чем плюсов. Возможно ли её улучшение в условиях нынешней демографической ситуации в Латвии?

- Модель себя оправдывала во время экономического кризиса. Как я уже отметила, при сокращении числа учеников она негативно отражается на зарплате учителей. Принцип простой - конкретная сумма денег следует за учеником. Эта определённая сумма должна использоваться только на оплату труда учителей. В итоге зарплата педагогов маленьких школ сокращается. Получается, что финансовые проблемы учителей связаны с сокращением числа учеников и низкой рождаемостью детей в Латвии.

Теперь, после бурного выступления членов профсоюза, созданы рабочие группы для разработки новой модели финансирования педагогов. Но ситуация довольно сложная ещё и потому, что в больших городах прежняя модель финансирования себя оправдывает.

- ЛПРОН выступает за новую систему оплаты труда учителям, в рамках которой зарплата зависит от качества преподавания. Получается, что в связи с нехваткой бюджета об этой системе можно забыть?

- Вовсе нет. В 2012 году по требованию профсоюза зарплата учителей была поднята на 10%, в этом году с 1 сентября - еще на 5%. Медленно, но зарплата увеличивается. Дальнейшие перемены запланированы на 2015/2016 учебный год. Но профсоюз хочет не только обещаний, но и подтверждения конкретными цифрами в бюджете 2015 года, который сейчас находится в стадии разработки. Нужен график повышения зарплаты на следующие годы.

-А как вообще определить качество работы учителя? Какие критерии, показатели для этого выбираются? Насколько они реально отражают качество работы педагога, на Ваш взгляд?

-Качество работы педагога отражают результаты, достигнутые учениками.

Результаты Международной программы оценки образовательных достижений учеников (PISA 2012) свидетельствуют о том, что Латвия не потеряла за годы кризиса качество образования. Для повышения профессионального уровня работы педагогов используется финансирование Европейского Союза.

- Есть ли сейчас в Латвии перспективы для развития сферы образования? Возможно ли реанимировать престиж профессии педагога в Латвии при такой низкой заработной плате относительно других стран Европы?

- Профсоюз аргументировано борется за права и лучшую рабочую среду для педагогов, в том числе и за повышение зарплаты. Ежегодно мы проводим конференции, на которых акцентируем проблемы, существующие в системе образования. Так, в 2012 году прошла конференция, посвященная стрессу в работе учителя и предотвращению насилия в школе. В 2013 году мы организовали две конференции и презентовали два исследования. Организовали конкурс «Учебное заведение, дружественное для педагога». Создали открытый альянс «Едины для качественного образования», в котором участвует профсоюз, родительские организации, вузы, министерство и ему подчиненные организации, отдел ЮНЕСКО в Латвии. При профсоюзе создается Совет молодых педагогов. Думаю, общими усилиями и при помощи финансовой мотивации нам удастся вернуть престижность работы педагога.

Комментарии
Читайте также
Новости партнёров
Загрузка...

RuBaltic.Ru 2.0: Три первых шага 2017 года

RuBaltic.Ru 2.0: Три первых шага 2017 года

В 2017 г. аналитический портал RuBaltic.Ru вступает и с новым видением наших приоритетов, которые, как нам кажется, больше соответствуют обстановке в мире.

Бойтесь миротворцев

Бойтесь миротворцев

Холодная Война вроде бы уже двадцать семь лет закончилась, а такое ощущение, что всё у нас еще впереди.

Литва или Северная Корея?

Литва или Северная Корея?

Современная Литва нередко практически не отличима от КНДР. Сумеете ли Вы отличить Литву от Северной Кореи?

Как из Литвы культурные ценности в Германию вывозили

Как из Литвы культурные ценности в Германию вывозили

Из Литвы, как и с других оккупированных территорий, в Германию вывозились культурные ценности. С 1 сентября 1941 г. в эту акцию включилось и подразделение штаба Розенберга. Розенберг лично контролировал этот процесс.

Попробуйте новый дизайн!

Дорогой читатель, предлагаем Вам попробовать новую версию нашего сайта. Вы в любой момент сможете вернуться к текущей версии сайта, а также оставить свой комментарий и оценку.

Попробовать!
Нет, спасибо