Тема недели:
Европа больше не будет кормить Прибалтику
Евросоюз со следующего года сокращает на четверть финансирование программ по поддержке стран Восточной Европы.
Суббота
03 Декабря 2016

Русские школы Латвии: родители объединяются, чтобы быть услышанными

Автор: Елизавета Болдова

Русские школы Латвии: родители объединяются, чтобы быть услышанными

15.04.2014  // Фото: http://www.depechestsiganes.fr/

Планы министерства образования и науки Латвии по реформированию системы образования нацменьшинств вызвали тревогу со стороны родителей и побудили задуматься о целесообразности подобных перемен. Чтобы обсудить положение школ и детских садов нацменьшинств республики, 12 апреля был собран Форум родителей, представляющих национальные меньшинства Латвии. О результатах мероприятия и планах на будущее порталу RuBaltic.Ru рассказал организатор форума Константин ЧЕКУШИН:

- Г-н Чекушин, расскажите, пожалуйста, какие цели ставились перед участниками форума?

- Форум создавался для того, чтобы поднять весь пласт проблем, которые в настоящее время присутствуют в школах и детских садах с русским языком. Другой целью было поднять тему о том, что не только министерство образования должно быть заказчиком образования, но и родители имеют на это право.

Кроме того, нашей целью было создать действующую организацию, которая бы объединяла все родительские комитеты всех школ национальных меньшинств Латвии. Подчеркну, не только Риги, но и Латвии.

- Какие основные проблемы в сфере образования, на Ваш взгляд, сейчас можно выделить?

- Самая главная проблема в том, что сейчас отсутствует мониторинг качества образования.

Вторая проблема заключается в том, что многие решения принимаются из политических соображений, а не исходя из научных обоснований. Даже билингвальная система образования, о которой сейчас много говорят, имеет под собой неопределенные риски. Поскольку она вводилась в Эстонии, к нам приехала с докладом Ирина Кург, у которой уже есть опыт в этой сфере и которая могла сравнить разные системы образования. Она показала опасности бездумного подхода к такой методике, и нашей задачей было предупредить родителей и рассказать об этих рисках, а также о том, что будет, если ребёнка сразу отдавать в латышский садик при использовании дома русского языка.

- Как прошёл форум? Что получилось и что не получилось?

- Нужно отметить, что пока у нас ещё есть родительская апатия, потому что людей пришло не так много. Минимум, который я для себя ставил - 40-50 человек. Активных родителей пришло примерно 44 человека. Для первого собрания, которое сильно не рекламировалось, это очень неплохо. Если бы пришло меньше, я был бы недоволен. Вначале было ещё больше людей, около 70, поскольку приходили и бабушки, и специалисты по педагогике и психологии. Так что заинтересованность была.

Форум открывала министр образования и науки Латвии Ина Друвиете, которая рассказала о своей готовности к сотрудничеству и конструктивным беседам. Были представители Рижской Думы, которые также выразили поддержку родительской активности и сказали, что будут рады, если к ним будет стекаться информация о наших инициативах и мероприятиях.

Сейчас наша главная цель – это закрепить итоги, выписать все поднятые темы, написать своего рода хартию.

Это будет документ с положениями, к которым присоединятся все родители.

Я надеюсь, что мы сможем из каждой школы найти своего представителя, и уже с этим документом озвучивать свою позицию перед министерством образования.

- В каком формате планируется работа над этим документом?

- На самом форуме был поднят ряд тем, которые мы сейчас впишем в документ. В течение недели документ будет разослан всем зарегистрировавшимся людям, после чего начнется работа над ним с учётом всех предложений. После этого он будет официально оформлен и отдан на подпись школам. Через какое-то время мы планируем организовать второй форум, на котором, может быть, будет проведено Учредительное собрание, чтобы у нас был легитимный орган представительства родителей.

- Он будет как-либо оформлен юридически?

- Может быть. Как Вы понимаете, в современном мире необязательно иметь юридическую регистрацию в случае с общественными движениями. Если у общественного движения есть круг постоянных участников, проводящих встречи и разрабатывающих ряд документов, то этого уже достаточно, чтобы говорить об общественном движении. Если на первый план выйдут финансовые вопросы, то мы, конечно, зарегистрируемся, но пока таких планов нет.

- Вы упоминали про участие в форуме министра образования Ины Друвиете. Как бы Вы оценили её участие в мероприятии?

- Её участие было в большей степени знаковым, нежели конструктивным, поскольку она описала ситуацию со своей позиции: как у нас всё хорошо, образовательная система построена правильно. Рассказала также и про лёгкие наркотики в школах, что это плохо.

Иными словами, были вступительные общие фразы, которые должны были прозвучать со стороны политика.

С другой стороны, она выразила готовность к сотрудничеству. Посмотрим, насколько это желание будет, когда появятся какие-то реальные «заказы». Если это будет игнорироваться, это будет одно, если нет – другое. Время покажет, насколько правительство реально готово к сотрудничеству.

- Есть ли у Вас какие-либо планы проведения дальнейших проектов и сотрудничество с другими организациями?

- В первую очередь, мы планируем сотрудничать с Вселатвийским движением родителей. Они провели уже два вселатвийских собрания, на которых, к сожалению, не присутствовали представители национальных меньшинств. Возможно, это объяснялось языковыми проблемами, возможно, побоялись.

Моя идея в том, чтобы втянуть родителей в эти инициативы. Я хожу на различные конференции и вижу, что есть большой недостаток представленности нашего мнения и нашей позиции. Поэтому хотелось бы сформировать активную группу родителей, которые не участвовали в этих мероприятиях из-за недостатка информации, и быть проводником информации о проходящих событиях. Темы автономии школ сейчас актуальны по всей стране, и родители должны участвовать в их обсуждении. Наши пожелания похожи, и поэтому очень интересно и перспективно озвучивать их вместе с латышскими родителями.

Мы ни от кого не открещиваемся и принимаем любую помощь. Мы открыты, все, кто хочет нам помочь, могут с нами связаться. 

Комментарии
Читайте также
Новости партнёров
Загрузка...

Этот стон у них свободой зовется

Этот стон у них свободой зовется

«Граждане, расходимся, у меня знакомый дипломат в Чикаго есть, он сказал, что всё будет путем, за Литву словечко замолвят, без паники!».
Политики этих стран клеймят «ватников» за «рабское сознание», высокомерно улыбаются при словах о том, что их правительства назначаются по звонку из посольства США, гордо бросают «Мы играем в западных клубах» и пытаются учить демократии.

Пишите письма

Пишите письма

Звон дипломатических сабель, хруст переломленных копий... Резолюция в ответ на резолюцию, против демарша — демарш. За всем этим тихо, полушепотом — новости мелкокалибербные вроде бы, малозначительные. Но очень симптоматичные. На них стоит иногда обращать внимание.

Литва или Северная Корея?

Литва или Северная Корея?

Современная Литва нередко практически не отличима от КНДР. Сумеете ли Вы отличить Литву от Северной Кореи?

Бронзовый солдат: памятник воинам-освободителям Таллина

Бронзовый солдат: памятник воинам-освободителям Таллина

Авторами монумента освободителям столицы Эстонии, известного ныне как «Бронзовый солдат», стали архитектор Арнольд Алас и скульптор Энн Роос.