×
Политика Политика

«Мягкая сила» Прибалтики выветрилась из сознания россиян

Источник изображения: garyachi.com.ua

Российские туроператоры рапортуют о падении спроса на туры в Прибалтику. Потерю популярности этого направления не удается объяснить экономическими причинами: в Прибалтику не едут из-за политики и потому что балтийские страны просто вышли из моды. Инерция советского преклонения перед «нашим маленьким Западом» иссякла — Прибалтика растратила свою «мягкую силу», которая давала ей реальную возможность влиять на умы и сердца россиян.

Продажи путевок в Прибалтику «не просто упали, они рухнули», говорит директор турфирмы «Жарков-тур» Андрей Жарков. «У российских туроператоров к этому времени осталось не более 2% от прежних объемов [продаж туров в Прибалтику]».

«Организованный спрос не растет. По итогам прошлого года у нас прирост 10%, однако я его, честно сказать, не почувствовала. А вот снижение продаж на 30% на этот год было ощутимым», — говорит директор компании Satmarket Ирина Сетун.

Потерю интереса к Прибалтике пытаются объяснить традиционными причинами, но не получается. Говорят про высокий курс евро, однако Кипр и Греция, где в ходу тот же евро, стабильно входят в пятерку самых популярных направлений российских туристов. Указывают на общее обнищание россиян, однако, по данным того же Российского союза туриндустрии, который говорит о падении интереса к Прибалтике, в последние два года выезд россиян за рубеж в туристических целях растет.

Так что традиционные экономические объяснения не работают.

Туроператоры в качестве объяснения откровенно называют политику: россияне не хотят ехать в русофобские Литву, Латвию и Эстонию, где ненавидят и третируют русских.

«Основная аудитория этого направления — люди в возрасте 30–40 лет, и они вполне сознательно не хотят ехать туда, где о России говорят не очень хорошо. По моим оценкам, процентов 75% туристов может удерживать от поездки именно эта причина», — говорит о коллапсе туристического интереса к Прибалтике Андрей Жарков.

Юрмала (Латвия) / Фото: live4fun.ru / interesnoznat.comЮрмала (Латвия) / Фото: live4fun.ru / interesnoznat.com

Однако есть еще одна, даже более важная, чем политика, причина потери Прибалтикой популярности. Мода. У россиян теперь в моде совсем другие страны и континенты.

«Сейчас у нас под номером первым Азербайджан, здесь рост составил 100%. Отлично продается Кавказ вообще, чуть-чуть сбавил Узбекистан, но на подходе, совсем неожиданно, Таджикистан. Недавно буквально за пару дней собрали целую группу на Байкал, хотя это очень недешевое удовольствие», — говорит директор «Жарков-тур». По его словам, в былые годы турфирмы отправляли в Прибалтику эшелоны туристов. Но времена и моды меняются…

Прибалтика окончательно вышла из моды в России — это явление исторической значимости, если учесть, что в Советском Союзе Прибалтика оставалась на пике моды десятилетиями, и казалось, что ее популярность будет вечной.

В позднем СССР Литва, Латвия и Эстония были территорией одних положительных смыслов. Все образы и символы Прибалтики были позитивными. Благоустроенность. Чистота. Материальное благополучие. Культура быта. Качество жизни.

Паланга (Литва) / Фото: need4trips.comПаланга (Литва) / Фото: need4trips.com

Советский Союз создавал своим горожанам со средним достатком потребительский рай на узкой полоске Балтийского моря. И создал. Посмотреть этот рай ежегодно приезжали 12% советских туристов.

Конечно, Сочи и Крым всегда были популярнее Прибалтики, но теплое море, субтропики, шашлыки — это простонародью, а интеллигентный человек считал хорошим тоном ехать в Юрмалу или Палангу. Море холодное, лето дождливое, кухня невкусная, но ведь это наш маленький Запад! Где еще вкусишь настоящей Европы по нашу сторону железного занавеса?

Советский человек ехал в Прибалтику, чтобы погрузиться не в Балтийское море, а в то море положительных образов, которые формировала Прибалтика в Советском Союзе. Продуктовое изобилие без вульгарности и купечества — с высоким уровнем потребительской культуры.

Рига (Латвия) / Фото: mtdata.ruРига (Латвия) / Фото: mtdata.ru

Потребительская свобода — тут тебе и первая жевательная резинка, и первые джинсы, и первые дискотеки, и новейшие пластинки западных звезд. Творческая свобода. Кому первый в Советском Союзе регулярный рок-фестиваль в Эстонии, кому там же, в Эстонии, публичные лекции академика Лотмана.

Весь этот чистый позитив конвертировался не только в кассы санаториев, домов отдыха и ресторанчиков на Рижском взморье.

Любовь к Прибалтике создавала ей политическое влияние в Советском Союзе — ту самую «мягкую силу», излучения которой со стороны России несколько лет назад было так модно бояться в Литве, Латвии и Эстонии.

И в «час икс» Прибалтика смогла эту «мягкую силу» использовать. В годы борьбы за выход из состава СССР важнейшим подспорьем для литовского «Саюдиса» и «Народных фронтов» Латвии и Эстонии были сотни тысяч митингующих Москвы, Ленинграда, Новосибирска, Нижнего Новгорода — всех российских миллионников, образованный городской класс которых требовал независимости Прибалтийских республик.

Таллин (Эстония) / Фото: veetbox.ruТаллин (Эстония) / Фото: veetbox.ru

Люди, которые когда-то мечтали о последней модели приемника «Селга», теперь голосовали за Ельцина, который был главным союзником прибалтийских сепаратистов и обещал «отпустить» Прибалтику. Влюбившиеся в Прибалтику туристы, которые еще помнили вкус сыра с тмином и того кофе с капелькой рижского бальзама, после побоища у Вильнюсской телебашни выходили на улицы и кричали Горбачеву: руки прочь от Литвы! И Горбачев боялся снова применять силу — так велико было общественное негодование и так внушительно выглядела Манежная площадь, заполненная до краев вышедшими «за вашу и нашу свободу».

В российской общественной мысли — научной ли или публицистической — в должной мере не отрефлексирован тот факт, что постсоветская Прибалтика имела огромный потенциал влияния на Россию. Десятилетиями из этих трех стран формировался образ совершенства, и после распада СССР Прибалтика могла стать значимым фактором российской общественной жизни.

Вид на улицу Горького в Вильнюсе (Литва) / Фото: visualrian.ruВид на улицу Горького в Вильнюсе (Литва) / Фото: visualrian.ru

Она могла закрепиться в качестве маяка, путеводной звезды у сторонников либерального проевропейского курса и быть в этом качестве столь же влиятельной, как Александр Лукашенко у консерваторов, когда в 1990-е годы белорусский президент был самым популярным человеком в России и всерьез назывался в числе преемников Ельцина.

Однако ресурс «мягкой силы» был потерян Прибалтикой так же быстро, бездарно и неотвратимо, как и все остальное наследие СССР.

Бесконечная склочность, истеричные крики о «русской угрозе» и требования «компенсаций за оккупацию». Марши легионеров СС по тем самым туристическим улочкам Старой Риги. Борьба с русским языком. Разделение людей на граждан и «неграждан». Поддержка чеченских боевиков. Избиение русских пенсионеров.

Результат вполне закономерен. Директор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерий Федоров говорил в прошлом году в дискуссионном клубе RuBaltic.Ru: в российском обществе воспринимают Прибалтику как деградирующий антироссийский плацдарм.

Героизация нацистских преступников и запреты на въезд российским экспертам, запрещенные книги и преследуемые диссиденты, развертывание инфраструктуры НАТО и эмиграция населения — с этим теперь ассоциируются страны Балтии, а не Палангой и Пярну.

Чисто эстетически Прибалтика отторгает так же сильно, как раньше притягивала.

Шествие ветеранов легионеров ваффен СС в Риге / Фото: sputniknewslv.comШествие ветеранов легионеров ваффен СС в Риге / Фото: sputniknewslv.com

Живым символом советской Прибалтики был элегантный, как рояль, композитор и пианист Раймонд Паулс. Рядом с ним даже вульгарно-гениальная Пугачева становилась воплощением утонченности и изящества.

Живой символ современной Прибалтики — тетка из парткома Даля Грибаускайте, старомодная «хала» которой сразу отсылает память к хамоватой продавщице из советской торговли, которая складывает губы ниточкой и кричит мерзким голосом: «Мущщина, куда прете? Умные все стали — вааще наглеж!»

С такими символами, как Даля Поликарповна, былой туристической привлекательности и вообще любви россиян Прибалтике не видать. Долгая дорога в дюнах закончилась. И песня на бис уже не прозвучит.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
Остров невезения: Прибалтика «заморозила» проект железной дороги Rail Baltica
26 февраля 2019
Министр сообщения Латвии Талис Линкайтс заявил, что строительство железной дороги Rail Baltica будет отложено минимум на два года.
Российский Калининград оказался успешнее «европейской» Прибалтики
28 февраля 2019
Население Калининградской области увеличилось на 7,5 тысячи человек и преодолело «психологически важную» отметку в миллион жителей.
Трое россиян погибли в ДТП в Литве
26 февраля 2019
В результате ДТП в Литве погибли трое граждан России.
В России упал спрос на туры в Прибалтику
27 февраля 2019
Российские туроператоры зафиксировали спад спроса на организованные туры в страны Балтии.
Новости партнёров