×
Политика Политика

Александр Рар: «Выборы в немецкий парламент пройдут без сюрпризов»

Источник изображения: rfi.fr

Региональные выборы в Германии показали рост поддержки ХДС, что увеличивает шансы Меркель остаться канцлером после выборов в Бундестаг. Будет ли переизбрана действующая фрау канцлерин, какие политические силы могут составить правящую коалицию и какую политику будет проводить новое правительство в отношении Евросоюза, порталу RuBaltic.Ru рассказал немецкий политолог и научный директор Германо-Российского форума Александр РАР.

— Г‑н Рар, в середине мая в федеральной земле Северный Рейн — Вестфалия прошли выборы, на которых победу одержал Христианско-демократический союз, сместивший с первого места социал-демократов, правивших этой землей на протяжении десятилетий. О чём свидетельствует этот результат, повлияет ли он на расклад сил на выборах в Бундестаг?

— Могу сказать, что по сравнению с такими странами, как Великобритания, Голландия или Франция, влияние крайне правых партий у нас несопоставимо меньше. Прививка против расизма и гитлеризма в Германии настолько сильна, что не позволяет большинству населения голосовать за радикальные политические силы. Также и левые идеи потихоньку сходят на нет.

Александр РарАлександр Рар
Германия не является ни левой, ни правой страной, она типично центристское государство.
И госпожа Меркель за 12 лет нахождения у власти смогла создать в глазах избирателей образ ХДС как единственной центристской партии, которая удовлетворяет большую часть как правого, так и левого электората.
Христианско-демократический союз старается угодить всем, и единственное, на чём он немного оступился, — это вопрос мигрантов.

Меркель сделала колоссальную ошибку, открыв границы страны, и за это она месяцами страдала от падающих рейтингов. Однако сейчас мы видим, что ее партия откорректировала курс: началось выдворение нелегально прибывших мигрантов. Всё это сказывается на повышении популярности данной политической силы, и я считаю, что она опять победит на выборах в Бундестаг.

Ангела МеркельАнгела Меркель

В свою очередь, если мы говорим о социал-демократах, то, на мой взгляд, они так и не смогли доказать избирателям, что могут предложить альтернативу политике Меркель. Поэтому единственное, что может делать господин Шульц, — это выступать с резко левыми лозунгами, но ему никто не поверит, ведь все помнят, каким бюрократом он был, работая в Европарламенте. Тем самым я думаю, что никаких сюрпризов на немецких выборах ждать не придется, они будут абсолютно не драматичными, в отличие от других европейских стран.

— Но едва ли кто сомневается, что крайне правая «Альтернатива для Германии» будет представлена в новом парламенте. Наличие этой партии в Бундестаге изменит немецкую политику?

— Да, я думаю, что где-то 10% голосов AfD получит, однако наличие ее представителей в Бундестаге сейчас никак не повлияет на политику страны. Никто не собирается идти с ней в коалицию, и она обречена на пребывание в глубокой оппозиции.

Конечно, если вопрос беженцев продолжит оставаться актуальным или Германию захлестнут массовые теракты, то шансы на усиление влияния AfD имеются.

Но если новое правительство сумеет решить эти проблемы, то ее популярность начнет быстро снижаться.

Мне кажется, что для начала депутаты от AfD должны проявить себя на местах — в региональных парламентах. Если они смогут доказать, что готовы не только оперировать лозунгами, но и заниматься практической работой, предлагая конкретные законопроекты, например, в коммунальном хозяйстве, то партия может укрепиться. 

Если же они продолжат только кричать, то их ждет незавидное будущее и они рискуют повторить судьбу многих правых партий, которые резко появились, но так же быстро исчезли из политической жизни страны. Как, например, Республиканская партия или Партия пиратов.

— Вы говорите о миграции или терроризме, а экономический фактор оказывает влияние на выбор избирателей?

— Нужно признать, что в экономическом плане нынешнему поколению немцев живется намного лучше, чем предыдущему. Финансовый кризис, который ударил по Германии чуть менее десяти лет назад, уже не ощущается. Да, есть некоторые проблемы, связанные с проблемами всего ЕС, но они не настолько чувствительные. В Германии идет уменьшение безработицы и виден рост зарплат.

Также немаловажно наличие большого количества пенсионеров, не желающих ничем рисковать, и политика ХДС как раз удовлетворяет эту часть избирателей. В свою очередь, эксперименты, которые иногда предлагают социал-демократы, наоборот, многих устрашают.

Поэтому пока экономическому курсу, проводимому партией Меркель, нет альтернативы.
Региональные выборы в Германии показали рост поддержки ХДСРегиональные выборы в Германии показали рост поддержки ХДС
Конечно, некоторая часть населения настроена категорически против ее экономической политики, но эти люди не поддержат социал-демократов, а отдадут свои голоса «Левым».

— После выборов в Германии перемен не ожидается, коалиция останется той же — ХДС/ХСС вместе с социал-демократами?

— Социал-демократической партии продолжение работы в одной коалиции с Меркель в роли «младшего брата» ничего хорошего не принесет. В этом случае ее будет ожидать еще больший отток избирателей, и существует громадная опасность, что партия растеряет всё свое влияние. Тем самым я не исключаю, что в итоге социал-демократы сами откажутся от вхождения в коалицию и предпочтут сосредоточиться на работе в оппозиции. Также многое зависит от результатов других партий. На сегодняшний день возможны несколько вариантов будущей коалиции.

Опросы показывают, что в парламенте, помимо ХДС/ХСС, социал-демократов и «Альтернативы для Германии», будут представлены «Зеленые», «Левые» и «Свободные демократы».

Поэтому сейчас на слуху вариант коалиции под названием «Ямайка», которую сформируют три партии: ХДС/ХСС, «Свободные демократы» и «Зеленые».

— Какую политику будет проводить новое правительство по отношению к Евросоюзу, который из-за того же миграционного кризиса растерял свою привлекательность для многих немецких избирателей?

— Естественно, что в данный момент Европейский союз стоит перед громадными вызовами, которые очень трудно себе представить. Разногласия между странами растут, и компромисс, который устраивает всех, найти очень сложно.

Поэтому я предполагаю, что «Европа двух скоростей», о которой сейчас много говорят, вполне возможна, и именно Германия будет играть в ней роль «мотора».

Тем самым я не исключаю, что в будущем нас ждет разделение Евросоюза на два блока. В один войдут страны, желающие более тесной интеграции, а в другой — не согласные с этим. Мне кажется, что такой сценарий — это единственная альтернатива тому, что сейчас происходит. Да, будут так называемые «первая» и «вторая» лига, но это вполне естественный процесс, и думаю, что нам стоит быть готовыми к этому.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров