×
Политика Политика

Колесниченко: через поколение русский язык на Украине останется только на кухне

Источник изображения: nikvesti.com

Пётр Порошенко 25 сентября подписал закон «Об образовании», согласно которому в школах Украины с 5‑го класса будут преподавать исключительно на украинском языке. Всем этническим меньшинствам, в том числе и русскому, родной язык предлагается изучать в качестве отдельного предмета. О последовательной дерусификации Украины аналитическому порталу RuBaltic.Ru рассказал председатель президиума Организации российских соотечественников, экс-депутат Верховной рады Украины от Партии регионов, автор закона Украины «Об основах государственной языковой политики», гарантировавшего использование на Украине региональных языков, Вадим КОЛЕСНИЧЕНКО:

— Г‑н Колесниченко, новый закон «Об образовании» — это продолжение нападок на русский язык на Украине?

Новый закон — это продолжение политики дерусификации и использования языка как инструмента борьбы с инакомыслием на Украине. Во-первых, недавно подписанный закон «Об образовании» напрямую противоречит международным обязательствам и Конституции Украины. Напомню, статья 10 Конституции Украины в части второй говорит следующее: «В Украине гарантируется свободное развитие, использование и защита русского, других языков национальных меньшинств Украины». Русский язык отдельно выделен в этой статье, учитывая большую часть населения страны, которые используют русский язык в быту и на официальном уровне.

5 сентября Верховная Рада приняла закон «Об образовании»5 сентября Верховная Рада приняла закон «Об образовании»

Во-вторых, в 1999 году Украина подписала Европейскую хартию региональных языков или языков меньшинств, которая была ратифицирована в 2006 году. Этот международный документ, в соответствии с Конституцией Украины, является составной частью Конституции. В рамках хартии Украина взяла на себя обязательство, которое на сегодняшний день не дезавуировано и не денонсировано на Украине. Каждые два-три года, согласно хартии, Украина обязана отчитываться перед Советом Европы об исполнении данного документа.

В-третьих, закон «Об образовании» в новой редакции противоречит Конституции Украины еще и потому, что Конституция запрещает принятие законов, которые ущемляют права человека, ранее гарантированные законом. А закон «Об основах государственной языковой политики» дал широкий спектр защиты прав языковых меньшинств, включая русскоязычное, в том числе в системе украинского образования.

Самый простой способ решить вопрос с ущемлением прав — это обращение в Конституционный суд, но это в нормальном государстве. На Украине обращаться в суд бесполезно, потому что Конституционный суд сегодня зачищен, запуган и выстроен исключительно для обслуживания интересов Порошенко.

Но при всём при этом закон «Об основах государственной языковой политики», автором которого я являюсь, до сих пор не отменен на Украине. Уже второй год в Конституционном суде лежит конституционное представление о соответствии данного закона Конституции Украины. Но решение не может быть вынесено, так как оно не будет устраивать власть. Если закон будет отменен, то это будет противоречить международным обязательствам.

На сегодняшний день Венгрия, Румыния, Молдавия и даже Польша высказались отрицательно о принятии закона «Об образовании». Венгрия и вовсе заняла категорическую позицию и предупредила Украину, что все ее евроустремления после принятия данного закона будут блокироваться.

Я думаю, что больших последствий для Украины с точки зрения международного права не будет. Я уверен, что данная позиция была согласована Порошенко с «вашингтонским обкомом». Приятие закона «Об образовании» — это часть реализации русофобской политики на Украине, которая направлена исключительно на создание мононации русофобов, в своем быту не пользующихся русским языком.

Петр ПорошенкоПетр Порошенко
Отказ от русского языка приведет к определенной деградации так называемой украинской нации. Но эта проблема абсолютно никого не беспокоит. Деградировавшая часть населения на территориях, которые когда-то назывались Украиной, устраивает Европу и Вашингтон, потому что «быдломассой» очень легко управлять, в том числе создавать военные конфликты.

Когда люди поставлены на грань выживания, когда они в нищете, тогда они ничему не сопротивляются, потому что любое сопротивление подавляется тюрьмами, пытками, публичными убийствами (при этом виновные не наказываются, а получают награды). Вполне естественно, что население будет выполнять покорно то, что ему указывают делать. Следовательно, затачивание агрессивного государственного образования под названием Украина против России будет и дальше продолжаться в том же темпе.

— В 2014 году Верховная рада проголосовала за отмену закона «Об основах государственной языковой политики», но исполняющий обязанности президента Украины Турчинов решение не подписал. Всё это время у данного закона был неопределенный статус. Исполняется ли сейчас написанный Вами закон?

— С точки зрения Конституции и права закон является действующим. Все необходимые процедуры по его отмене не были выполнены. Напомню, что голосование за отмену моего закона было первым решением, которое взорвало ситуацию на Украине и привело к кровопролитным конфликтам, созданию ДНР и ЛНР и уходу Крыма.

Если судебная власть действует, она может использовать данный закон. Ко мне обращаются люди с Украины за помощью. Те, кто не боится, сегодня еще пользуются возможностями закона «Об основах государственной языковой политики». Например, в Херсонской области родители настояли на своем и отстояли начало обучения детей в первых классах на русском языке. Это показывает, что сегодня население может мобилизоваться и использовать существующее законодательство.

Но мы понимаем, чем это закончится. Придет батальон «Азов», придут «правосеки», изобьют или подожгут квартиры тех, кто будет выступать в защиту права своих детей говорить на русском языке.

Русский язык на Украине задвигается на кухню, его возводят в статус маргинального. Эта задача ставилась еще господином Ющенко, который был против принятия закона «Об основах государственной языковой политики». Но и Янукович не желал его рассматривать и подписывать.

Принятие и подписание закона «Об основах государственной языковой политики» состоялось исключительно благодаря работе Совета Европы и поддержке со стороны евродепутатов от Венгрии, Польши и Румынии. Они поддерживают свои национальные меньшинства и поэтому вынуждены поддерживать тему русского языка.

Комитет министров Совета Европы в 2009 году в ответ на мой доклад сделал вывод, где буквально дословно было написано: «Комитет министров Совета Европы полагает, что в ближайшее время правительство Украины примет меры по надлежащей защите русскоязычного населения и будут приняты законы, адекватно отражающие наличие большого числа русскоязычного населения Украины».

Если бы не данное постановление, то Януковича было бы трудно убедить. У него на то время было странное понимание вопроса.
Экс-президент Украины Виктор Янукович

Экс-президент Украины Виктор Янукович

Сегодня Венгрия выступила в поддержку своих общин. Дальше, я полагаю, будет очередное заявление Совета Европы. Но это не изменит политику Украины, которая направлена на то, чтобы сделать русский язык маргинальным. Понятно, зачем это делается.
Если человек думает на русском языке, то он и поступает по-русски.

Цель уничтожить на Украине всё, что связано с русским, сегодня очевидна.

— Вы сказали, что Ющенко и Янукович не хотели принимать закон «Об основах государственной языковой политики»…

— Этот закон готовился более 4 лет. В его основе были наработки покойного Евгения Кушнарёва. Я поднял его материалы и довел дело до логического завершения.

Ющенко в свое время говорил мне следующее: «Мы не возражаем против русского. Есть русское посольство, “Россотрудничество” — собирайтесь там на национальные праздники: празднуйте, танцуйте, балалайки, матрешки, медведи. Мы не будем возражать, так могут все национальные меньшинства поступать. Главное для нас — украинский язык должен быть».

Янукович был не настолько категоричен. Он меня часто осаждал, говоря: «Ты со своим языком и антифашистской кампанией постоянно дестабилизируешь ситуацию в Украине, а нам нужно Украину объединять». Украина не была единой начиная с 1991 года. И голосование в 2004 году (президентские выборы на Украине — прим. RuBaltic.Ru) показало, что Украина разделилась пополам. Единственный способ ее заточить на антирусский проект — это выдавливание всего, что связано было связано с прошлым и с Россией.

За 10 лет после 2004 года американцы вложили колоссальные деньги. Элиты, которые были куплены за американские деньги и подготовлены в школах Европы и Америки, привели страну к государственному перевороту, и сегодня они управляют государством.

— Но ведь Янукович в своей предвыборной программе говорил, что он будет защищать русский язык. Почему он действовал наоборот?

— Защиту русского языка в свое время декларировал и Кравчук: говорил, что русским ничего не угрожает, что русский язык будет государственным. Когда Кучма «продавливал» Конституцию, он «выдавил» требование о предоставлении русскому языку статуса государственного. Основу евроинтеграции Украины положил господин Кучма, он и нивелировал русский язык до вторичного. Этого не нужно забывать. Все остальные просто продолжатели «святого дела» на ниве борьбы с Россией.

Леонид КучмаЛеонид Кучма

Именно Кучма был автором книги «Украина — не Россия». Меня радовало в то время, как на территории России проходили презентации этой книги и как она распространялась огромными тиражами.

Мы уже тогда общались со своими коллегами и говорили, что мы идем в разных направлениях. Нам отвечали: «Ну, ничего. Всё будет нормально. Да куда Украина денется. Всё будет хорошо». Официальной политики по отношению к Украине в то время не было. Вот так Украину и потеряли.

Сегодня и на десятилетия вперед, а может быть навсегда, мы имеем очень сложную ситуацию. Украина идет в сторону, прямо противоположную интересам России, русских, россиян, русскоязычных, да и вообще славян.

— Упомянутую вами книгу Кучмы и сегодня можно в России купить…

— Как и посетить «Ельцин-центр», который построен за огромные бюджетные средства. Это всё звенья одной цепи. Путь евроинтеграции Украины готовили украинские политики, прошедшие гарвардские школы. Те же школы прошли и «гарвардские мальчики», которые окружали Ельцина. До осени 2013 года Соглашение об ассоциации Украина — ЕС вообще никто не видел ни на русском, ни на украинском языке.

Наша группа парламентариев смогла достать текст соглашения на сайте Совета Европы на английском языке. Когда мы перевели его, у нас начались реальные проблемы. Тогда премьер Азаров начал «подпрыгивать», а вместе с ним и промышленники, которые входили в состав фракции Партии регионов. Началось шатание, и Янукович объявил о приостановке процесса евроинтеграции не потому, что он этого желал. Просто большая половина фракции отказалась его поддержать: Янукович не мог внести этот документ на голосование в парламенте.

— Заявляют ли представители национальных меньшинств сейчас свою позицию в связи с языковой политикой? И слышен ли их голос?

— Во-первых, информационное поле было жестко зачищено. В прошлом году русскоязычные организации пытались сделать конференцию об использовании русского языка. «Правый сектор» (экстремистская организация, запрещена в РФ — прим. RuBaltic.Ru) разгромил помещение и не дал ученым провести этот круглый стол. Это была последняя официальная попытка русскоязычных защитить свои права и даже просто обсудить их.

Например, известный академик Пётр Толочка. Его работы лишают, его избили в прошлом году, когда он нелицеприятно высказался об истории Украины, продолжая свою политику защиты исторической и археологической правды — того, что было, откуда кто происходил.

К сожалению, Российская Федерация высказала свою ноту протеста по поводу нового закона «Об образовании» вдогонку. Венгры высказались, румыны, молдаване, поляки — и только на последнем этапе Российская Федерация сделала заявление. А посольство США поддержало закон, поблагодарило и поздравило Порошенко официальным письмом с тем, что он идет семимильными шагами к становлению украинской нации.

— Венгерский министр иностранных дел Петр Сийярто 26 сентября сказал, что Киев с такой политикой может забыть о евроинтеграции и о своем европейском будущем. Какова вероятность того, что текущая языковая политика станет «шлагбаумом» на пути Украины в Европу?

Петр Сийярто

Петр Сийярто

— Дело в том, что Европа может Украине «на хвост соли насыпать». На самом деле Украина не суверенна, она в кармане у Европы находится, с одной стороны. С другой стороны, прямое санкционное наказание — это прекращение безвизового режима, если бы необходимо было Украину наказать. Но никаких действий не будет. Потому что есть официальное поздравительное письмо посольства США.

А главный сегодня над Европой не Совет Европы, а «вашингтонский обком». И как бы европейские кролики ни верещали и ножками ни двигали, они будут двигаться в сторону пасти удава, как это продолжалось до настоящего момента.

Что бы Венгрия ни заявляла, она ничем не помешает Украине, потому что у Украины никаких других проблем с Европой нет. Украине ясно сказали: «Вы не являетесь членом Европы. Вы — европейское государство. У нас с вами договор об ассоциации, но о членстве разговора нет и быть не может. Вы также не член НАТО. Поэтому ваше дело десятое — стойте в очереди и ждите».

Сегодня Украину продолжают разорять, опутывают кредитными сетями только с одной целью: максимально использовать те ресурсы, которые есть. Но и это вторичная цель. Первичная цель — это антирусский проект, борьба с Россией, эскалация напряженности. И если Порошенко этого не сможет, то следующий диктаторский режим, который придет, развяжет вооруженное противостояние на границе с Россией.

— Можем ли мы сегодня говорить о том, что при такой языковой политике на Украине через несколько поколений русский язык выпадет из многих сфер жизни украинцев? Есть ли такой риск?

— Гораздо раньше. Через поколение русский язык будет на кухне. Если ты не получаешь образование на другом языке, кроме украинского, русский язык может быть только за пределами школы. Та задача, которая была поставлена, будет реализована. Центры русского языка сегодня не влияют на Украину. Крым ушел, Донбасс и Луганщина поделены. Активные прорусские настроения остались на территории ДНР и ЛНР. Те, кто находится с противоположной стороны, идентифицируют сепаратистов по языку.

В законе и в рекомендациях определено, что сепаратист — это тот, кто высказывается позитивно в адрес России, русского языка и по итогам Великой Отечественной войны. А сепаратизм — это уголовное дело.

В конце прошлой недели по 9 лет лишения свободы получили два журналиста (Дмитрий Василец и Евгений Тимонин — прим. RuBaltic.Ru), которых обвинили в сепаратизме. Они всего-навсего позитивно высказались об ЛНР и ДНР. Их дела — это публичная порка, так же как и публичные убийства Олеся Бузины и Олега Калашникова, как серия известных самоубийств видных деятелей, которые имели отношение к Партии регионов и движению сопротивления — больше 100 человек различного уровня. И Дом профсоюзов в Одессе. Это показательные порки с целью уничтожить любое инакомыслие в стране.

— Уже целое поколение выросло с 1991 года. Прошедшие 25 лет сократили практику использования русского языка в повседневном общении на Украине?

— До 1999 года ситуация была стабильная. Когда Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств была ратифицирована в полном объеме (ее продавливал Медведчук), мы получили сильный удар. Вариант ратификации 1999 года через Конституционный суд был отменен: якобы он был неправильно проголосован. Затем хартия была проголосована в усеченном варианте.

Начиная с 1999 года зоны использования русского языка стали сокращаться и велась открытая борьба с русским языком и российским наследием. До 2014 года сокращение было заметное, а с 2014‑го оно стало катастрофическим.

Я думаю, через 10–15 лет русский язык будет вытеснен на периферию — на кухню и на улицу. Чтобы этот прогноз не сбылся, политика Российской Федерации в отношении Украины должна быть другой и должны присутствовать другие действия со стороны украинцев.
Но если политика России еще может измениться, то население, увы, не проявит активного протеста, даже не сможет провести многотысячные митинги, как это было в Прибалтике. Европа, судя по прибалтийскому опыту, закроет глаза на любые ущемления прав русскоязычного населения.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров