×
Политика Политика

Правозащитник: в Литве детские дома наживаются на ювенальной юстиции

Источник изображения: https://viza.guru

В конце ноября в литовских городах прошли акции протеста с целью изменить новый закон по защите прав детей. Родители боятся, что Литва скопирует худшие практики норвежской социальной службы Барневарн, ведь теперь для того, чтобы изъять из семьи ребенка, достаточно одного анонимного звонка. Удастся ли с помощью митингов изменить ювенальное законодательство, как бороться с действиями Службы по защите прав детей и почему Литва выбрала «антисемейную идеологию», аналитическому порталу RuBaltic.Ru рассказал правозащитник, председатель Социалистического народного фронта Литвы Гедрюс ГРАБАУСКАС.

— Г-н Грабаускас, как Вы оцениваете новое ювенальное законодательство?

— У меня к нему негативное отношение. На это есть две основные причины.

Во-первых, это законодательство вмешивается во внутреннюю жизнь семей. Мы осуждаем откровенное насилие, но существует внутрисемейная жизнь. Родители воспитывают детей, в том числе иногда повышая на них голос.

Нужно понимать разницу между насилием и воспитанием ребенка.

Согласно новым поправкам, если сотрудники Службы [по защите прав детей] узнают от свидетелей, что ребенка хотя бы раз ударили, они готовы завести уголовное дело, а мать или отца закрыть в тюрьме. При этом надо забрать из семьи всех детей и поместить в детский дом. Попадая в детский дом, ребенок хочет вернуться обратно в семью и убегает. Таких детей потом находят, возвращают и закрывают под замок. Условия там почти как в тюрьме.

Гедрюс Грабаускас / Фоо: 15min.ltГедрюс Грабаускас / Фоо: 15min.lt

Во-вторых, тут есть интерес детских домов и служб по надзору за детьми, которые нашли себе «золотую жилу». Дело в том, что несколько лет назад в ряде детских домов было слишком мало детей, и они оказались на грани закрытия. Службы по защите прав детей, имея связи в детских домах, очень ратовали за вводимые поправки. Теперь детские дома получают больше детей, а службы — финансирование. Это коррупционный интерес, который поддерживают некоторые политики. В этом году очень многих детей отобрали у родителей по ничтожным причинам.

— Что заставило власти пересмотреть ювенальное законодательство и почему закон, призванный защищать ребенка, ущемляет в правах родителей?

— Полтора года назад в Каунасском районе жила семья наркоманов. Родители в наркотическом опьянении убили своего ребенка (в январе 2017 года в Кедайняй мать и отчим до смерти забили четырехлетнего мальчика; трагедия вызвала широкий общественный резонанс и заставила власти пересмотреть законодательство. Поправки так и назвали: «реформа Матукаса» — прим. RuBaltic.Ru).

Подобные случаи бывают в любой стране мира. Но политики приняли очень сомнительные законы, ущемляющие права многих семей. Это другая крайность. Получается королевство кривых зеркал.

После сообщения об убийстве 4-х летнего Матаса к зданию Сейма приносили свечи и игрушки / Фото: LRTПосле сообщения об убийстве 4-х летнего Матаса к зданию Сейма приносили свечи и игрушки / Фото: LRT

— Изменения в законодательстве, направленные на защиту прав ребенка, были приняты летом. Почему люди вышли на улицы только сейчас?

— Изначально обсуждение проходило за закрытыми дверями, а поправки приняли летом. Летом люди уезжают, меньше смотрят телевизор и слушают радио. Июнь и июль — это идеальное врем для принятия непопулярных законов.

Потом люди увидели, что творится. В августе, сентябре и октябре было очень много случаев, когда детей отбирали по мизерным причинам. Службы пользуются незнанием гражданами своих прав. По законодательству люди имеют полное право не открывать дверь, если им не предъявлен ордер.

Часто социальные работники являются без предупреждения и застают людей врасплох. Они пользуются тем, что приходят вечером в праздники, когда один из родителей немного выпил.

В середине ноября в одну из деревень приехали сотрудники полиции и Службы по защите прав детей. Пришли они к многодетной семье. Мать немного выпила по случаю праздника. Служащие начали придираться к тому, что она якобы пьяна. Спас ситуацию общественный деятель Настас Янсарос, который приехал и заснял происходящее на телефон. Он сумел сделать прямую трансляцию в Facebook, что остудило пыл полицейских и сотрудников службы. Потом пришел абсолютно трезвый отец детей, визитеры составили протокол и уехали.

— Напрашивается вопрос о компетентности и профессионализме работников Службы.

— Одно накладывается на другое: некомпетентность работников Службы по защите прав детей на несовершенство законов. В службу попадают совершенно разные люди. Недавно выяснилось, что в данной организации до недавнего времени работал Теодор Исмаилов — аферист, несколько раз осужденный за крупные аферы. Известно, что он является неонацистом, временами ходит со свастикой и помещает ее на свой автомобиль. Во многих ситуациях, когда сотрудники службы изымали детей, Исмаилов вел себя грубо, вырывал детей из рук родителей.

— Какие еще есть подводные камни в законе?

— Сама процедура изъятия детей из семьи стала намного быстрее. Раньше имелись некие предохранители: созывалась комиссия, проводившая расследование, работали психологи, был четкий порядок.

Сейчас риторика изменилась. Сотрудники службы говорят, что им нужно действовать по принципу быстрого реагирования. Смешались категории. Функции этих служб стали непонятными. Они теперь дежурят целые сутки. Им подняли зарплаты, обеспечили хорошие премии. Теперь на работу в службу стало возможным принимать сомнительных людей. В общем, наживаются за счет бюджета, собираемого из налогов граждан.

— Самым громким случаем стало происшествие в Каунасе, когда у Эгле Кручинскене отобрали детей прямо на выходе из парка. Один из гуляющих увидел, что мать шлепнула непослушного ребенка, и позвонил в полицию. Как много литовцев могут оказаться на месте семьи Кручинских?

— Многие могут. Существуют разные варианты. Часто сотрудники этой Службы приходят вечером, хотя люди имеют полное право не открывать им дверь без предъявления ордера. Если хотят прийти, пусть заранее звонят и договариваются на то время, когда людям удобно.

В случае с Кручинскими детей забрали прямо в парке. В такой ситуации могут оказаться многие. Нашелся странный свидетель, который сидел на скамейке в парке и просто наблюдал за мамой с детьми. Какой нормальный мужик в 50 лет будет этим заниматься? Адвокаты Кручинских пытаются привлечь его к ответственности, ведь в полиции он сообщил, что в парке происходит избиение детей, которого на самом деле не было. Мать шлепнула ладонью по пуховику ребенка, который пытался убежать от нее в сторону проезжей части. Экспертиза доказала, что повреждений малыш не имел.

Эгле Кручинскене с детьми / Фото: 15min.ltЭгле Кручинскене с детьми / Фото: 15min.lt

— Как вы думаете, удастся ли литовцам протестными акциями добиться изменения законодательства?

— Пятьдесят на пятьдесят. Движение и дальше должно проводить свою политику. Нужно постоянно обращаться к депутатам с петициями — давить на власть по-граждански. Важно обращаться в международные организации.

Если наши действия окажутся систематическими, то шансов будет очень много, а если это будет просто всплеск эмоций, то их гораздо меньше.

— Ювенальное законодательство в Европе, особенно в Скандинавии, еще строже. Пойдут ли литовские власти и дальше по пути внедрения «антисемейной идеологии»?

— И в Сейме, и других органах власти есть лоббисты столь жестких законов. Если общество и нормальные политики не сумеют объединиться и сделать совместные шаги, то, может быть, такие законы и будут приняты. Европа очень разная. В странах Скандинавии уже утвердились законы, направленные против семей.

В Сейм внесен проект закона, который позволит ограничить действие существующих поправок. Его внес молодой депутат от «Союза крестьян и "зеленых"» Миндаугас Пуйдокас. Это еще не закон, а проект, но он словно лакмусовая бумага. Если в течение месяца или двух он будет продвигаться и окажется принят, то это будет знаком, что насилие со стороны социальных служб уже можно приостановить.

Дети — это члены семьи, в которой есть свой внутренний порядок. Государство должно вмешиваться тогда, когда есть откровенное насилие.

А если вмешиваться из-за того, что ребенка на пять минут поставили в угол, накричали, дернули за ухо, то это будет уже не семья. Как в концлагере: если в семье что-то не нравится, ее сразу же разделяют.

Акция протеста в Вильнюсе 25 ноября / Фото: Nuotrauka: alkas.lt nuotrАкция протеста в Вильнюсе 25 ноября / Фото: Nuotrauka: alkas.lt nuotr

— Во времена Советского Союза, напротив, была политика поддержки семей, материнства и детства. Насколько эффективно работала система тогда?

— Советская система, направленная на семью, воспитание молодежи, была очень хорошей. Тогда детей отнимали только в исключительных случаях. Проводилась работа и в школе. Отъявленных хулиганов после трех предупреждений отправляли в интернат. В Литве такой интернат находился в Чебишкесе. Там их исправляли и возвращали в обычные школы.

Существовала система поддержки многодетных семей. В 1980-х многодетными признавались семьи с тремя детьми. Советская система была построена на человеческих принципах. Были комиссии при школах, исполкомах. Детей с родителями вызывали в школу, где с ними обсуждалось все. Если возникали проблемы, оказывалась помощь. Старались обходиться без жестких репрессивных мер.

Срабатывает эффект бумеранга. Люди сами начинают вспоминать советские времена. Если раньше было нормальное воспитание детей, то сейчас мы как заложники, говорят литовцы.

— Часто факторами, приводящими к насилию в семье, являются алкоголизм, наркомания и другие болезни общества. Как с данными явлениями обстоит дело в Литве?

— Алкоголизм довольно распространен. После восьми вечера и по воскресеньям алкоголь не продают. Такие меры носят театральный характер и пользы не приносят.

Но с алкоголизмом ситуация еще не так ужасна, как с наркоманией. В России, Чехии и других европейских государствах есть проекты государственного уровня по решению этой проблемы. В Литве очень много наркопритонов. Наркотики продаются повсеместно — в клубах, на улице, даже возле школ. Школьники старших классов, как правило, знают, где именно можно приобрести наркотики.

Борьба с наркомафией в Литве на очень низком уровне. Здесь тоже есть некое лобби. Последние десять лет был рост наркомании. Наркотики продаются почти открыто. Борьба с этим иногда представляет собой чисто косметические меры.

— Вы говорите, что во властных структурах есть лоббисты. Возможна ли декриминализация легких наркотиков, как в ряде других стран ЕС?

— Да, некоторые политики высказываются в том духе, что нужно декриминализовать это явление. Сторонники этого уже не раз проводили открытые акции в Вильнюсе у Сейма. Начинают с малого — предлагают легализовать 2–3 категории наркотических веществ. Срабатывает принцип «окна Овертона».

Некоторые люди, которые в свое время уехали из Литвы, сейчас приезжают обратно и выступают в поддержку легализации. Идет активная пропаганда того, что употреблять определенные наркотики — нормально.

— Подведем итог. Государство должно защищать детей, но какими методами, с Вашей точки зрения, это надо делать?

— Государство должно жестко вмешиваться только в тех случаях, когда есть открытое насилие в семьях. Это семьи, в которых существует домашнее насилие, процветает наркомания. Нужно разделять насилие и воспитание, так как последнее является внутренним делом семьи.

Во многих странах мира действует нормальная система, как в СССР. А литовские чиновники ездят в Норвегию, где перенимают опыт службы Барневарн.

Это приводит к тому, что семьи разрушаются. При этом некоторые руководители детских домов радуются новой системе: учреждения наполняются, следовательно, повышается их финансирование.

Законопроект Миндаугаса Пуйдокаса покажет, как все сложится — есть ли еще возможность остановить деструктивный процесс или угроза ювенальной юстиции нависнет над литовскими семьями. Многое зависит от внутреннего понимания ситуации самими гражданами. Они могут просто не пустить сотрудников социальной службы на порог вечером. Но опасность не исчезает. В отношении ювенальной юстиции Литва оказалась на перекрестке.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Статья доступна на других языках:
Читайте также
Сделай нам больно: политические мазохисты Литвы создали группу друзей Трампа
15 ноября 2018
В литовском Сейме создали группу друзей Дональда Трампа. Вошедшие в нее депутаты выражают полную поддержку внешней политике президента США.
Восточноевропейские реформаторы Украины: где они сейчас?
9 ноября 2018
Рассказы о преимуществах евроинтеграции на Украине зачастую сопровождались примерами региона Центральной и Восточной Европы. Следовательно, после Евромайдана ряд высоких должностей в высоких киевских кабинетах заполучили представители стран «Новой Европы».
Сейм Литвы признал «лесного брата» реальным руководителем страны в 1950-е годы
20 ноября 2018
Сейм Литвы объявил одного из руководителей вооруженного антисоветского подполья Адольфаса Раманаускаса-Ванагаса фактическим руководителем страны в послевоенное время.
В Сейме Литвы призвали прекратить импортировать гречку из России
9 ноября 2018
Член фракции «Союз Отечества — Христианские демократы Литвы» в Сейме Казис Старкявичюс пожаловался на увеличение закупок пшеницы и гречки из России.
Новости партнёров