×
Политика Политика

«Единство» усиливает контроль над спецслужбами для победы на выборах

Нынешняя парламентская избирательная кампания в Сейм Латвии демонстрирует новые стандарты демократии этой балтийской республики. Неоправданно большое влияние спецслужб на политические процессы здесь можно было наблюдать на протяжении всех лет постсоветской независимости. Однако сегодня становится очевидно, что предвыборная борьба идёт уже не только и не столько за голоса избирателей, сколько за лояльность спецслужб той или иной партии.

В последнее время битва за спецслужбы среди латвийских партий приобрела совершенно открытый, публичный характер. За долгие годы нахождения у власти «Единство» установило практически монопольный контроль над всеми силовыми ведомствами государства начиная от финансовой полиции и заканчивая контрразведкой. Подобные благоприятные условия на политическом рынке дали возможность «Единству» использовать не всегда честные, а подчас и не совсем законные методы конкуренции. Как любой монополист, партия власти пытается защитить своё привилегированное положение, тем более что изменение конкурентных условий откроет доступ другим политическим силам к информации, которую «Единству» очень хочется скрыть. Контроль над спецслужбами позволил «Единству» накопить столько скелетов в своём шкафу, что закрыть его двери сегодня позволяют лишь обильно навешенные замки силовых ведомств. Партия власти стала заложником собственного монопольного положения, попытки защитить которое носят уже откровенно агрессивный характер.

Тем не менее, даже в этих условиях практически полного контроля «Единства» над латвийскими спецслужбами в системе остаются опасные «лазейки», через которые «неприятная» информация может попасть не в те руки.

В качестве тактики защиты «Единство» применяет методы ограничения доступа к информации для других политических сил. Показательным является противостояние партии власти с националами в борьбе за радикально настроенный латышский электорат. Так, после полугодовой проверки министру юстиции Байбе Броке, избранной от «Национального объединения», было отказано в доступе к государственной тайне. Сама министр считает, что данное решение политически ангажировано, так как отдельные лидеры партии «Единство» ещё до решения Бюро Защиты Сатверсме (БЗС) утверждали, что ей не будет предоставлен допуск. Любопытно, что уже в день отказа Броке в предоставлении доступа к государственной тайне глава правительства заявила о желании взять БЗС под собственный контроль «во избежание конфликта интересов». Неделю спустя правительство поддержало предложение по изменению модели надзора над БЗС, в результате чего лицом, контролирующим принятие решений БЗС, стал премьер, а не министр юстиции. Доступ к гостайне не был предоставлен ещё одному члену «Национального объединения» - Роману Наудиньшу, сменившему на посту министра регионального развития своего однопартийца Эйнара Цилинскиса.

Помимо замков, ограничивающих доступ к информации, «Единству» необходимы те, кто бы охранял их шкаф со скелетами от излишне любопытных и стремящихся проникнуть внутрь или, что ещё страшнее, от желающих вынести что-то наружу. Так, параллельно с историей о доступе к пресловутой гостайне, своё развитие продолжает конфликт руководителя Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК) Ярослава Стрельчонока с собственным заместителем Ютой Стрике, возникший после начала проверки экс-министра Валдиса Домбровскиса на возможные коррупционные сделки и носящий уже откровенно комичный характер.

В январе премьер-министр Лаймдота Страуюма, ещё будучи лишь кандидатом на должность главы правительства, заявила, что «спектакль в БПБК нужно прекращать», предложив в качестве варианта разрешения конфликта разделение зон ответственности. Однако после заявления Стрельчонока о начале проверки в отношении Страуюмы на предмет конфликта интересов, премьер выступила с инициативой о формировании комиссии для оценки соответствия директора БПБК занимаемой должности. Премьер даже назвала лиц, которые, по всей вероятности, займутся оценкой работы Стрельчонока. По словам Страуюмы, комиссию может возглавить директор БЗС Янис Майзитис. В состав комиссии войдут глава полиции безопасности Янис Рейникс, а также госсекретарь МВД и по совместительству советник экс-главы правительства Валдиса Домбровскиса и нынешнего премьера Лаймдоты Страуюмы по вопросам национальной безопасности Илзе Петерсоне-Годмане.

Иными словами, работу главы ведомства, пытающегося отстаивать независимость вверенного ему учреждения и соблюсти принцип разделения властей, будут проверять главы спецслужб, ангажированные партией власти. Естественно, перспективы Стрельчонка сохранить занимаемую должность в условиях такой проверки маловероятны. К тому же сам Стрельчонок уже заявлял, что ощущает на себе политическое давление.

Не без протектората партии власти замглавы БПБК Юта Стрике смогла пережить уже двух своих руководителей. Неслучайно предшественник Стрельчонока Нормунд Вилнитис, в своё время со скандалом снятый с должности руководителя Бюро, охарактеризовал Стрике как «интриганку, лгунью и политическую ставленницу», добавив, что замглавы Бюро является «исполнительницей заказных дел и участницей контроля контрабандных коридоров». По словам экс-главы БПБК, перелом в отношениях со Стрике случился в тот момент, когда у Вилнитиса появились сведения о коррумпированности одного из членов правительства Домбровскиса. Информация была передана Стрике, однако никаких действий предпринято не было. Вилнитис утверждает, что «за интересами Стрике стоят контрабанда, отчисления НДС, отмывание денег, государственные заказы и строительство». В подтверждение этого экс-глава называет тот факт, что письмо в защиту Стрике написали сотрудники Таможни и Финансовой полиции - лица, находящиеся под пристальным наблюдением БПБК.

Эпопея о доступе к пресловутой гостайне и конфликт в БПБК – это открытая демонстрация правящей партии «Единство» стремления «подмять» под себя все действующие спецслужбы государства.

Партия власти давно замечена в использовании силовых ведомств для борьбы с политическими оппонентами, в том числе и с партнёрами по коалиции. До тех пор, пока реальная власть БПБК находилась в руках Стрике, «Единство» чувствовало себя в безопасности. Претензии же главы Бюро Ярослава Стрельчонока на самостоятельность вызвали у руководства правящей партии просто животный страх. Помимо очерняющей информационной компании в отношении главы БПБК, началось ещё большее усиление контроля над спецслужбами и откровенное ограничение партнёров по коалиции в доступе к информации.

По всей видимости, неслучайно, что эту консолидацию спецслужб в своих руках «Единство» пытается провести незадолго до очередных парламентских выборов. Не в том ли здесь дело, что на партию власти накопилось столько компрометирующего материала, что их обнародование может обрушить всю избирательную кампанию партии? В таком случае ключ к успеху или неуспеху «Единства» на этих выборах лежит не в её программе, не в мобилизации электората, а именно там - за дверями служб безопасности страны.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров