Тема недели:
Евродепутат: вмешательство России спасло Сирию и Европу
Интервью с депутатом Европейского парламента от Латвии (социал-демократическая партия «Согласие») Андреем Мамыкиным.
Воскресенье
22 Января 2017

Коррупционные скандалы разрушают миф о «европейской» Прибалтике

Автор: Александр Шамшиев

Коррупционные скандалы разрушают миф о «европейской» Прибалтике

04.09.2015  // Фото: http://narodtver.info/

В августе был арестован и снят с поста глава Латвийской железной дороги Угис Магонис. Через две недели под арест попали бывшие руководители Таллинского порта Айн Кальюранд и Аллан Кийль. О значении и символизме громких коррупционных дел порталу RuBaltic.Ru рассказал Николай МЕЖЕВИЧ, профессор факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета.

- Николай Маратович, о чем говорят недавние коррупционные скандалы в Латвии и Эстонии?

- На протяжении 10–15 лет с момента провозглашения независимости Литвы, Латвии и Эстонии как внутри этих государств, так и в научных кругах России в представлении общественности преобладала точка зрения, что им не присущи некие черты восточноевропейской и советской действительности, в том числе определенная склонность к коррупционным схемам. Якобы это характерно для России, Украины, Закавказья, Центральной Азии, а вот Литва, Латвия и Эстония — без греха. Во многом образ современных государств Прибалтики сложился под воздействием данной формулы. Считалось, что им удалось уйти в направлении Северной Европы в плане коррупционной защищенности, предсказуемости условий для бизнеса и так далее. Подобный подход сыграл очень большую положительную роль для развития и оценки экономики Прибалтики ведущими аналитическими центрами, рейтинговыми агентствами, Международным валютным фондом и прочими организациями. Этой модели и этому восприятию на уходящей неделе и пришел конец.

- Почему эти дела столь значимы?

- В обоих случаях идет речь об обвинениях руководителей госмонополий. Железная дорога и порты в странах Балтии в принципе имеют такую же роль, как и у нас. Они являются системообразующими отраслями для национальных экономик. Именно такую функцию выполняют Латвийские железные дороги для Латвии и Таллинский порт — для Эстонии. Поэтому и отношение к ним особое — как к символу непорочности экономической модели соответствующих стран. Но символы, наоборот, внезапно оказались порочными. Оказалось, что коррупционная составляющая в деятельности этих структур велика. В случае Эстонии обсуждается и то, что порт стал своеобразным промывочным пунктом для формирования политических партий, входящих в правящую коалицию. Это уникальный по масштабу скандал в современной политической истории Эстонской Республики. В российской практике, особенно в 90-е, таких примеров хватало. Но мы сами и наши соседи-партнеры относились к этому примерно как к некоторой черте колорита российского бизнеса. Оказалось, ничего подобного. Это не только российский бизнес.

Сегодня мы можем говорить о том, что проблемы с госмонополиями и коррупционными элементами их деятельности не обошли ни одну постсоветскую республику. Прибалтика — не исключение. А финансирование политических партий за счет госмонополий, крупнейших инфраструктурных предприятий — это, в общем-то, рекорд.

Рекорд, демонстрирующий и коррупционность экономической системы, и — что куда важнее — коррупционность политической системы Эстонии. 

- К каким последствиям приведут эти дела? 

- Безусловно, если бы речь шла о Бельгии, Голландии, Финляндии, правительство вынуждено было бы вылететь в отставку. Не уйти — вылететь. Легко предположить, что ничего подобного в Эстонии не произойдет.

Нынешняя экономическая и политическая система — несмотря на тот факт, что коррупционная составляющая вскрыта — устойчива в том смысле, что ни одна из сторон не заинтересована в том, чтобы использовать момент для реконструкции существующего порядка.

Любое проявление экономической слабости воспринимается как слабость политическая для страны, которая, с точки зрения официального Таллина, находится на переднем фланге борьбы с Россией. Не удивлюсь, если в этих условиях факты очевидной коррупции в эстонской бизнес-среде будут по старой проверенной схеме объявлены «рукой Москвы». 

- Вы упомянули, что у стран Балтии сложился благостный имидж. За счет чего он изначально формировался и чем поддерживался?

- 25 лет назад Литва, Латвия и Эстония достаточно быстро стартовали и провели успешные реформы. Например, в ЖКХ. В прибалтийских странах реформы в сфере ЖКХ закончились, когда в России о них только начали говорить. В целом, неплохо была проведена земельная реформа. Меньшее количество ошибок и скандалов было с прибалтийской формой приватизации. При этом наблюдатели из Варшавы, Берлина и Лондона видели, что процессы в Прибалтике идут позитивно в сравнении с Москвой, Киевом, Минском, Кишиневом, Тбилиси. Плюс демонстративное желание Прибалтики позиционировать себя в качестве западных и северных стран. Все это в совокупности работало на пользу этих государств и стало для них своего рода уникальным политико-психологическим ресурсом. И сейчас как раз мы и будем наблюдать, что этот ресурс закончился.

- С начала 90-х реформы в Прибалтике помогали осуществлять западные эксперты, советники и консультанты. В частности эстонцы много полагались на пример и опыт финнов. Почему же не удалось перенять передовые западные методы и побороть коррупцию на такой компактной территории?

- Теперь аккуратно всплывают сюжеты, связанные в том числе с самими консультантами. Выясняется, что приглашение консультантов более чем 20 лет назад тоже было с коррупционным элементом. Похожее было и в России — по приглашению наших реформаторов к нам тоже приезжали люди учить, как пользоваться ложкой. В Прибалтике — то же самое: консультанты получали фантастические миллионные гонорары, увозили их домой, а проблемы не решались. Это еще одно указание на то, что разговоры о какой-либо особенности Прибалтики бессмысленны. Это нормальная, стандартная восточноевропейская ситуация с деструктивной политикой и провальной экономической моделью.

- На Ваш взгляд, ожидают ли Прибалтику новые коррупционные скандалы? Если — да, то в каких сферах?

- Я даже скажу, в какой конкретно области это наверняка произойдет. Это будет связано с железнодорожным строительством в рамках проекта Rail Baltica. Поскольку там крутиться будет пять миллиардов евро, в ближайшее время суета развернется вокруг этих денег. В других отраслях ничего особенного не будет, потому что отраслей не осталось. Не вертится больших денег — коррупционных в том числе — в сельском хозяйстве, потому что практически не осталось сельского хозяйства. Не вертится их много в химической промышленности, потому что осталось одно крупное предприятие — завод удобрений в Литве. Так что осталась транспортно-логистическая сфера. Осталась энергетика. Это всегда лакомый кусочек в любом государстве. И, как я упомянул, железнодорожное строительство — «перспективная», с точки зрения коррупционности, отрасль. 

- Какие главные выводы можно извлечь из этой истории?

- Ошибались мои коллеги, которые говорили, что мы такие неэффективные, у нас есть и были проблемы, в 90-е годы были полукриминальные и откровенно криминальные ситуации, а у соседей — нет. У соседей это тоже было, а сейчас начало всплывать и обсуждаться. Это первое. Второе: для здравомыслящих людей, которые есть в Риге и Таллине, это очень суровое предупреждение о том, что советский флаг был спущен с официальных зданий два десятка лет назад, но родовые пятна частично социалистической, частично восточноевропейской коррупции остались. Более того — развились и укрепились.

Комментарии
Читайте также
Новости партнёров
Загрузка...

RuBaltic.Ru 2.0: Три первых шага 2017 года

RuBaltic.Ru 2.0: Три первых шага 2017 года

В 2017 г. аналитический портал RuBaltic.Ru вступает и с новым видением наших приоритетов, которые, как нам кажется, больше соответствуют обстановке в мире.

Бойтесь миротворцев

Бойтесь миротворцев

Холодная Война вроде бы уже двадцать семь лет закончилась, а такое ощущение, что всё у нас еще впереди.

Литва или Северная Корея?

Литва или Северная Корея?

Современная Литва нередко практически не отличима от КНДР. Сумеете ли Вы отличить Литву от Северной Кореи?

Как из Литвы культурные ценности в Германию вывозили

Как из Литвы культурные ценности в Германию вывозили

Из Литвы, как и с других оккупированных территорий, в Германию вывозились культурные ценности. С 1 сентября 1941 г. в эту акцию включилось и подразделение штаба Розенберга. Розенберг лично контролировал этот процесс.

Попробуйте новый дизайн!

Дорогой читатель, предлагаем Вам попробовать новую версию нашего сайта. Вы в любой момент сможете вернуться к текущей версии сайта, а также оставить свой комментарий и оценку.

Попробовать!
Нет, спасибо