×
Политика Политика

Поляки отказываются «декоммунизировать» Польшу

Источник изображения: ria.ru

Прошел год после вступления в силу закона о декоммунизации, однако случаи переименования географических объектов в Польше носят единичный характер. Местные власти, которым поручено проводить политику декоммунизации, в большинстве случаев отказываются переименовывать улицы и площади польских городов, а простые поляки по-прежнему заботятся о советских памятниках и мемориалах социалистического периода.

Прошлой весной парламент Польши принял закон о запрете пропаганды коммунизма или иного тоталитарного строя в названиях зданий, объектов и помещений для публичного пользования. Согласно этому закону из польского публичного пространства должны были полностью исчезнуть коммунистические символы, коммунистические названия улиц или общественных мест.

Органы местного самоуправления получили от центральной власти ровно 12 месяцев на консультации с жителями для согласования новой топонимики. Центральная власть вменила им в обязанность в течение года изменить «названия зданий, объектов и общественных мест, в том числе дорог, улиц, мостов и площадей в честь человека, организации, события или даты, символизирующих коммунизм или любой другой тоталитарный строй». Если за год самоуправления этого не сделают, переименованием улиц будет заниматься региональная власть — назначаемый из Варшавы воевода.

Закон о декоммунизации Польши вступил в силу 2 сентября 2016 года. Активисты правящей партии «Право и справедливость» ожидали, что за последующий год карта Польши преобразится до неузнаваемости.

Ответственный за «наступательную» историческую политику «Права и справедливости» Институт национальной памяти (ИНП) насчитал на этой карте около тысячи географических объектов, подлежащих переименованию ради окончательного расставания поляков с темным прошлым и перехода к светлому будущему.

В подготовленном Институтом национальной памяти обширном перечне недопустимых в Третьей Речи Посполитой названий были указаны улицы Первой армии Войска Польского, 9 мая, 22 июля (день провозглашения Польской Народной Республики в 1944 году), Красной армии, Героев Сталинграда, Народного Войска Польского, Польского комитета национального освобождения, 10‑летия и 40‑летия ПНР, Ванды Василевской, Феликса Дзержинского и многих других.

Для поддержки муниципалитетов в их нелегком труде ИНП запустил проект «Покровители наших улиц» и подготовил несколько десятков биографий людей, достойных быть увековеченными в уличных названиях. Одновременно с этим Институт опубликовал также список имен и фамилий, которые должны исчезнуть с табличек названий географических объектов, так как они связаны с «проклятым» периодом социализма в истории Польши. При возникновении каких бы то ни было сомнений насчет названия улицы или площади местным властям было рекомендовано обращаться к специалистам ИНП для получения экспертного заключения о необходимости их переименования.

И вот прошел ровно год со дня вступления в силу закона о декоммунизации. Итоги этого года для генералов «исторического контрнаступления» оказались откровенно скандальными.

Из без малого тысячи географических объектов, подлежащих декоммунизации, в Польше переименовали несколько десятков; «тоталитарная топонимика» никуда не исчезла из польских населенных пунктов, потому что абсолютное большинство самоуправлений, говоря по-простому, «забило» на закон о декоммунизации, не став ничего переименовывать.

Муниципальные власти ссылаются на глас народа: местное население не желает участвовать в дискуссиях о декоммунизации, а то и вовсе выступает против смены привычных названий мостов, улиц и площадей.

Резче всех местных глав о политике «Права и справедливости» высказался президент Гданьска Павел Адамович, накануне истечения отведенного ему годового срока выступивший на сессии городского совета и объявивший, что не введет в действие предписания закона о декоммунизации и не изменит названий улиц Гданьска, потому что сам закон абсурден, а горожане выступают против него.

Павел Адамович

Павел Адамович

«Разговор о декоммунизации спустя 28 лет после смены строя для меня абсолютно непонятен», — заявил Адамович и раздал депутатам горсовета книгу Тимоти Снайдера «О тирании», намекая на то, что «ПиС» не борются с наследием тоталитаризма в Польше, а сами его насаждают. 

«После консультаций с местными жителями я отказался от идеи переименования улиц, таких как “спорные” улицы Винсента Пстровского, Марьяна Бучка, улицы Домбровщаков, Станислава Солдка, Людвика Варынского, Франциска Зубжицкого. У меня очень критическое мнение по поводу этого закона. Мне кажется, что он нарушает принцип самостоятельности местного самоуправления, ибо одной из естественных функций последнего является формирование названий улиц и площадей. Мнения жителей очень выразительны, и они против этих изменений», — добавил оппозиционный градоначальник.

Ситуация в Гданьске для сторонников Ярослава Качиньского особенно неприятна. Город, породивший некогда профсоюз «Солидарность» и ставший центром движения за переход от социалистической Польши к Польше сегодняшней, отказывается идти вместе с «ПиС» в бой против остатков социализма.

Ярослав КачиньскийЯрослав Качиньский

Но неприятные сюрпризы национал-консерваторам подготовили и другие польские самоуправления. Так, городской совет Варшавы представил шесть улиц, которые сохранили название, но поменяли героя, имя которого носят. Например, в микрорайоне Мокотув улица, названная в честь коммунистического деятеля Юлиана Бруно, теперь будет носить имя великого итальянца Джордано Бруно. Для столичных жителей, таким образом, ничего не изменится: как была улица Бруно, так и остается. Просто, красиво и никакого влияния на повседневную жизнь.

Представители «Права и справедливости» не скрывают раздражения от приземленности обывателей, которых не увлекают высокие идеалы национальной идентичности от Ярослава Качиньского. 

«Если мы не представим однозначно, как свободное государство, свою позицию и своих героев, то у нас будут проблемы с воспитанием молодого поколения. Члены городского совета должны чувствовать ответственность за то, что они формируют историческую политику, они должны знать, кто достоин, чтобы его именем была названа та или иная улица, а не делать это по принципу случая», — прокомментировал переименование улицы Бруно в улицу Бруно председатель фракции «ПиС» в горсовете Варшавы Цезарий Юркевич.

Обычные поляки попросту игнорируют затеянную нынешней властью Польши идеологическую эпопею с «построением Четвертой Речи Посполитой», включающую в себя «борьбу за историю», снос памятников, переименования улиц и тому подобные инициативы команды Качиньского, в которых есть много пропагандистской шумихи, но нет ни крупицы здравого смысла.

Счет памятникам эпохи социализма в Польше идет на тысячи. Последние несколько лет польские власти провоцировали население на вандализм и осквернение культовых мест: многолетние разговоры про необходимость сноса советских памятников фактически были индульгенцией на вандализм, даваемой властью «патриотическим активистам».

Однако случаи осквернения воинских захоронений и иных памятных мест за последние годы ограничиваются несколькими десятками. Из тысячи с лишним потенциальных объектов «праведного» глумления.

В абсолютном большинстве случаев местные власти и простые поляки по-прежнему ухаживают за советскими памятниками. Тем более за могилами красноармейцев.

В прошлом году жители города Жешува взбунтовались против сноса памятника Благодарности Красной армии. Мэрия Жешува выступила против идеи демонтажа памятников советским солдатам, и абсолютное большинство горожан высказалось за сохранение мемориала красноармейцам.

В Польше снесли памятник благодарности и братства Красной Армии и Войска ПольскогоВ Польше снесли памятник благодарности и братства Красной Армии и Войска Польского

Затем жители городка Гливице не дали снести советский танк Т‑34. Установленный в конце Второй мировой войны танк должны были перевезти в Музей сухопутных войск в Быдгоще, поскольку, по мнению Министерства обороны, он пропагандирует коммунизм и является символом «советской оккупации» Польши. Жители города вышли на митинг в защиту танка и заставили Минобороны пойти на попятный: «наследие оккупации» оставили в Гливице и отреставрировали.

Жители массовым протестом спасли от сноса советский танк Т-34Жители массовым протестом спасли от сноса советский танк Т-34

В нынешнем году горсовет Замосцья отказался сносить мемориал советским военнопленным, убитым нацистами в лагере смерти Каровулка. На прошлой неделе в Варшаве прошла акция против сноса памятников Красной армии.

Вопреки недюжинным усилиям своих властей, простые поляки остаются нормальными людьми и сохраняют человеческие качества, присущие нормальным людям.

Нормальному человеку свойственно с уважением относиться к памятникам, мемориалам, захоронениям. Для него нет большего святотатства, чем оскорбление могил. Ему непонятно, как может улучшить его жизнь переименование его улицы.

Находящиеся у власти националисты Польши, Украины или Прибалтики ведут себя ненормально. Вот только заразить людей своей ненормальностью у них получается далеко не всегда.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров