×
Политика Политика

«Диалог нужен всем» - Рок Бриннер о США, России и странах Балтии

Источник изображения: www.rfcda.ru

Придерживаясь американского курса, страны Балтии сводят к минимуму культурный и политический диалог с Россией. О том, насколько дальновидна такая политика и возможны ли хорошие отношения между Россией и США, портал RuBaltic.Ru поговорил с американским писателем, доктором исторических и политических наук, сыном легендарного голливудского актера русского происхождения Юла Бриннера Роком БРИННЕРОМ:

«Не делайте так, как делаем мы»

- Г-н Бриннер, Ваша первая ассоциация с Ригой – это «город, где работал Михаил Чехов». Но что знает о странах Балтии рядовой американец?

- Ничего! Конечно, все зависит от того, с кем вы разговариваете: в Вашингтоне вы найдете 23 человека, которые знают о странах Балтии абсолютно всё! Не 24 (смеется), только 23! Но стоит вам отправиться в Канзас, в Техас – там люди не знают даже, где Франция находится! Американцев не особенно беспокоят другие страны – «зачем нам другие страны, мы американцы, мы лучшие, у нас есть всё». И о странах Балтии им известно – ноль. За исключением выходцев из Латвии и других стран Балтийского региона - всегда есть Брайтон Бич и русско-балтийское сообщество. У меня много знакомых из Прибалтики: из Литвы и особенно из Эстонии, чуть меньше - из Латвии.

Бриннер.jpg

Знаете, образование в Америке – это ужас. Но тут надо учитывать и отсутствие интереса. Спросите в Канзасе прохожего, где находится Екатеринбург, и он не будет знать, но спросите и жителя Екатеринбурга про Канзас - скорее всего, он также ничего не знает. Если ты живешь в глобальных странах, тебе незачем знать о Канзасе. Но образование в Америке – я сейчас говорю как профессор, преподающий в университете – очень, очень плохое. Высшее образование вполне приличное, есть несколько замечательных университетов, некоторые из них - лучшие в мире. Но общее образование, школы в большинстве случаев очень, очень плохи. И это большая проблема.

- США являются неким ориентиром для стран Балтии. Как доктор исторических и политических наук, как Вы считаете, что хорошего и что плохого могут позаимствовать у Америки страны Балтии?

- Не делайте того, что делаем мы! Не допускайте, чтобы исход выборов предопределялся кандидатом, у которого больше денег. Весь вопрос выбора в том, кого ты чаще видишь на телеэкране, а в Америке кандидаты просто покупают эфирное время.

Обама, повторно избранный два года назад, потратил вместе с Ромни по миллиарду долларов на выборы. Не вместе – каждый! – то есть всего два миллиарда. На последние промежуточные выборы в Конгресс было потрачено 9 миллиардов долларов. Я вам скажу: у нас Конгресс, который проще всего купить.

И если хотите моего совета – не делайте так, как делаем мы. Делайте, например, как Великобритания: каждый кандидат получает равное количество времени на телевидении.

Три года назад Верховный суд принял ужасное, безобразное решение, имя которому Citizens United («Объединенные граждане» - решение Верховного суда дало американским корпорациям и профсоюзам право непосредственного участия на стороне того или иного кандидата – прим. RuBaltic.Ru). Это название организации, которая сделала фильм против Хилари Клинтон, и картину запретили показывать как агитационную, потому что организация «Объединенные граждане» получала корпоративные деньги. Они обратились в Верховный суд, который признал: у нас в Америке свобода слова, и это касается также и телевидения. Эта свобода распространяется не только на физические лица, но и на корпорации, которые имеют право открыто высказываться. Теперь корпорации могут тратить сколько угодно денег на предвыборные кампании. И это – катастрофа. И мой совет: не делайте так, как делаем мы!

Но хуже всего, что в Америке теперь избирается 1/3 судей. И на эти выборы коммерческие корпорации также могут выделять средства. Пять лет назад у компании British Petroleum произошла утечка нефти в Мексиканском заливе, в результате чего пострадали сотни людей и погибли сотни тысяч морских обитателей. Это дело отправилось в суд. Но BP могут выбрать себе того судью, которого они хотят. Обычно выборы судьи обходятся примерно в 100 тысяч долларов. А BP может потратить 10 миллионов! И собрать себе свой суд. Это – катастрофа, и - не единственная катастрофа в Америке. В плане политики всё очень плохо. Помимо того, что я подчеркнул, есть миллион других политических проблем.

«Даже в худшие годы холодной войны всегда приглашали артистов»

- Как Вам кажется, стоит ли странам Балтии отворачиваться от России, если они выбрали для себя американский курс?

- Им нужно дружить с обеими сторонами. Необходимо! Лучшее, что я могу сказать – задайте мне этот вопрос через год.

Я не большой оптимист по части того, что нынче происходит в мире. Но все же необходимо быть другом обеих стран. Странам Балтии нужен диалог – он нужен всем.

- Как можно способствовать диалогу наших стран?

- Сегодня на мне нет моего Российско-Американского значка с флагами обеих стран – обычно я его ношу всегда и везде. Диалог России и Америки – это то, чему посвящены последние 12 лет моей жизни, и нынешняя ситуация действительно разбивает мне сердце. Все, за что я боролся, и все, что мы можем делать, – это продолжать диалог!

- Может ли культура быть политической силой?

- В условиях настоящей, истинной демократии культура может быть очень мощной силой. В авторитарном же государстве культура не имеет значения. Изменила ли культура правительство или политику Китая? Нет. Мой ответ: в демократической среде политика является частью культуры, а культура – частью политики. И чем меньше демократии, тем меньше значения и влияния у культуры. А если речь идет о государствах, где экономика полностью контролируется сверху, как в Китае или в Советском Союзе, когда правительство решает «здесь будет фабрика», «фабрика будет здесь», то в этих странах культура не может быть реальной силой.

- Чтобы минимизировать российское влияние, МИД Латвии запрещает въезд российским деятелям культуры и науки. Использует ли такие методы Америка?

- Да, порой мы закрываем въезд для граждан других стран. Иногда, но не часто. И это не касается сферы искусства. Даже в худшие годы холодной войны всегда приглашали артистов. Кеннеди и Хрущев договорились о культурном обмене.

И даже до этого, когда было очень страшное время, в 1958 году, когда отношения между странами были очень плохими, даже тогда взялся не пойми откуда высокий худощавый парень из Техаса и поехал на конкурс им. П. Чайковского. И он, Ван Клиберн, не просто принял участие, но и выиграл, мальчишка из Техаса! И в России его полюбили!

И американцы видели, это было во всех новостях. Когда он вернулся, его встречали с настоящим парадом – представляете, парад в честь пианиста. Он был героем, потому что выиграл конкурс, но главное, что он сделал – он создал прецедент для начала культурного обмена. Потом приезжал и балет Моисеева, и Московский цирк, культурный обмен был во всех сферах. Америка отправляла в СССР постановки, среди которых была забавная пьеса, музыкальная, очень характерная для США, которая высмеивала американский капитализм – «Как преуспеть в бизнесе, ничего не делая». Это была прекрасная идея – послать в СССР постановку, высмеивающую капитализм! А далее… Сталин никогда не позволял американским фильмам появляться на советских экранах. И только после договора Кеннеди и Хрущева в Союзе появился первый голливудский вестерн. Это было в 1961-м году. Фильм назывался «Великолепная семерка», и в главной роли, в роли ковбоя – выходец из России, Юл Бриннер. Мой отец предполагал, что картина обретет в Союзе бешеную популярность. Но никто и не думал, что этот фильм будут помнить и 50 лет спустя!

«Хочу быть человеком Ренессанса»

- Вы сменили не одно место жительства и несчетное число профессий, почему? Это - душа бродяги? Цыганская душа?

- Да. Это точно добрая часть. Но - не только. Я всегда хотел быть писателем, и если вы попросите меня ответить лишь одним словом, кто я, то ответ будет «писатель». Еще в юные годы я понял, что не хочу делать карьеру «сына суперзвезды» - это не лучшая работа! Во втором или в третьем классе, когда я ходил в школу в Нью-Йорке и был 6-7 лет от роду, учитель спрашивал всех, кто кем хочет стать, когда вырастет. Один мальчик говорил «ковбоем», другой «пожарным», третий «полицейским», а я отвечал – «я хочу быть человеком Ренессанса». Человеком многих профессий и разных талантов, интересов и образований. Должен заметить, что у меня было не очень много друзей среди одноклассников в том возрасте. Но все это правда. Я получил магистра в области философии, потом докторскую по истории, но сразу после колледжа я написал и поставил шоу на Бродвее. Я был уличным клоуном, гастрольным менеджером Боба Дилана и его группы, работал телохранителем Мохаммеда Али. Я был пилотом, стал одним из основателей “Hard Rock Cafe”, написал 6 книг, и помимо этого у меня много других значительных интересов, включая мою работу в области экологии. Я постарался познать самые разные грани жизни, а не только быть сыном кинозвезды. И я рад, что у меня получилось.

- Испытывали ли Вы на себе бремя славы своего отца?

Каждое мгновение. И во время его жизни, и после – я и сейчас здесь благодаря силе его славы (Рок Бриннер прибыл в Москву на открытие выставки, посвященной Юлу Бриннеру, а также на открытие 8 МКФ «Русское зарубежье», где состоялась премьера первого русскоязычного документального фильма о Юле Бриннере – «Юл Бриннер: душа бродяги» - прим. RuBaltic.Ru). К счастью, не все в моей жизни определяется тем, что я сын Юла Бриннера, но все же многое. Благодаря фильму «Король и я», за роль в котором Юл получил «Оскара», успеху этой картины, всюду Юл появлялся как король. Даже королева Елизавета, с которой он был дружен, называла его «королем» - шутя, но все же! Поэтому я чувствовал себя принцем. Я рос как Принц Мира. Когда родители развелись в Лос-Анджелесе, мой отец отправился в Европу, а мать в Нью-Йорк, я остался в калифорнийской школе без родителей или других родственников рядом. Но зато у меня был лимузин! Мне было 10 лет, и у меня был лимузин. После школы я забирал Лайзу Минелли, мы ехали на вечеринку или в кино или в один из ресторанов Лос-Анджелеса и наслаждались обществом Френка Синатры и других родительских друзей. Так выглядели мои выходные. Не особо много детства для десятилетнего возраста, но это то, что было у нас тот момент.

- Вам довелось повстречать многих выдающихся людей. Кто из них произвел на Вас наиболее сильное впечатление, оказал особенное влияние?

- Мой крестный – Жан Кокто. Потому что он видел чудо во всем! Он был воплощением волшебства. Он находил, распознавал и создавал чудеса повсюду. Но и кроме него было много интереснейших людей. Писатель, которого я люблю больше всех и которого мне посчастливилось знать лично, Сэмюэль Беккет, он оказал на меня огромнейшее влияние. Чарли Чаплин – он был нашим соседом, когда мы жили в Швейцарии. Много, много людей… Ричард Бертон. И многие другие.

- Какая Ваша главная жизненная философия? Кредо?

Откуси самый большой кусок от жизни и позволь сокам стекать!

Справка RuBaltic.Ru:

Международный кинофестиваль «Русское зарубежье» - первый и единственный кинофорум, посвященный теме русской эмиграции. Проводится ежегодно в Москве, с 7 по 14 ноября, в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына, предлагая зрителю лучшие игровые и документальные киноработы, рассказывающие о русском мире за рубежом. В рамках VIII МКФ «Русское зарубежье» Юл Бриннер был посмертно награжден медалью имени Михаила Чехова за заслуги в области театра и кино.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров