Тема недели:
Евродепутат: вмешательство России спасло Сирию и Европу
Интервью с депутатом Европейского парламента от Латвии (социал-демократическая партия «Согласие») Андреем Мамыкиным.
Понедельник
27 Марта 2017

Какие европейские директивы не выполняет Литва?

Автор: Олег Мирославов

Какие европейские директивы не выполняет Литва?

06.05.2016  // Фото: http://gagauzinfo.md/

Евросоюз в аналитических сводках упоминает Литву как страну, наиболее часто пренебрегающую принципами европейского права. В отношении прибалтийской республики Европейской комиссией регулярно возбуждаются процедуры судебного разбирательства, но Вильнюс, понимая бюрократический затяжной характер следствия, не спешит исправлять ситуацию.

Литва – рекордсмен ЕС

Интересный факт: за годы членства в Евросоюзе Литва стала рекордсменом по количеству нареканий Еврокомиссии в связи с неправильным применением положений европейского права (17 случаев). Помимо этого, страна является и лидером по получению финансовой помощи по линии различных структурных подразделений ЕС. Это и бюджетные дотации, финансирование нерентабельных дорогостоящих проектов (9-й газотурбинный блок в Электренай, плавучий терминал сжиженного природного газа в Клайпеде, Rail Baltica), дополнительная финансовая помощь испытывающим трудности секторам литовской экономики и т. д.

Причём любое обсуждение финансовых вопросов, где торг неуместен, имеет для Литвы принципиальное значение. 

Так, Вильнюс на переговорах глав ЕС в Брюсселе в 2013 г. по поводу бюджета на период 2014–2020 гг. (несмотря на общее урезание расходов на 10%) добился увеличения пакета финансовой помощи до 13 млрд евро (на 10%), большая часть которых (7 млрд евро) составила структурная помощь, оставшаяся часть (5 млрд евро) – помощь сельскому хозяйству (на развитие села и прямые выплаты фермерам).

Такая инъекция для литовской экономики пришлась очень кстати на фоне текущей социально-экономической деградации в стране: падения на треть темпов роста ВВП (2014 г. – 3%, 2015 г. – 1,9%) и его сокращения на 5 млрд евро (2014 г. – 43 млрд евро, 2015 г. – 38 млрд евро), роста структурного дефицита (превышение максимально допустимого ЕС отклонения в 1%), бессрочных забастовок в сфере образования и просвещения, молочной отрасли и т. д.

ЕС в полном объёме выполняет свои финансовые обязательства перед Литвой, ежегодно обеспечивая за счёт дотаций гарантированные 0,1% темпов роста ВВП страны (около 380 млн евро). 

Помимо прочего, европейские субсидии с семилетним горизонтом не только дают литовским властям возможность долгосрочного планирования собственной экономики, но и предоставляют поле для маневра в решении острых социально-экономических проблем, избавляя от необходимости заимствования на внешних рынках долгового капитала.

Обратная сторона медали

А что Еврокомиссия получает взамен? Литва в данном вопросе предпочитает руководствоваться собственными интересами, а не принципом взаимности, выборочно имплементируя те нормативные акты, которые наилучшим образом отвечают подвёрстанной под текущую политическую конъюнктуру повестке литовских властей.

Так, Третий энергетический пакет ЕС и директива N-1 (не менее 25% голубого топлива через каждый источник поставок) были исполнены влёт (предоставляли отсрочку при либерализации внутреннего газового рынка в случае отсутствия альтернативы источников газовых поставок), так как отвечали «борьбе за энергетическую независимость» от России и выдавливанию «Газпрома» с местного рынка.

В итоге сегодня обслуживание плавучей газовой «Независимости», чьим монопольным поставщиком является норвежская Statoil, обходится литовскому бюджету и налогоплательщикам в 165 тыс. евро в сутки (аренда на 10 лет – 555 млн евро). 

Литовские власти даже были вынуждены пролонгировать договор до 2024 г. в связи с невыборкой ранее законтрактованного более дорогого по сравнению с российским газа. В свою очередь, Латвия и Эстония отказались демонстрировать прибалтийскую солидарность в разделении бремени издержек на содержание дорогостоящей игрушки литовских властей, расходы по содержанию которой легли на конечных потребителей – население Литвы.

ЕК давит на Литву

Другие европейские директивы буксовали на протяжении более 10 лет либо реализовывались кое-как под постоянной угрозой судебных разбирательств. Так, в 2014 г. истекла десятилетняя отсрочка по выполнению европейской директивы от 2003 г. по введению налога на используемый для отопления природный газ. И только под нажимом Еврокомиссии в 2015 г. правительство одобрило инициативу Министерства финансов ввести минимальный акциз на природный газ (с 2016 г.). Вместе с тем решение ещё должно получить поддержку в Сейме.

С 2012 г. ЕС активно критиковал Литву за промедление с поправками к закону о юридическом положении иностранцев, которые были необходимы для переноса европейских директив в законодательную базу страны для обеспечения принципа свободного перемещения граждан ЕС. 

Всё это дало бы возможность трудоустройства в Литве высококвалифицированным специалистам, а также ускорило бы время рассмотрения заявок иностранцев на получение временного или постоянного разрешения на проживание в стране. 

Что-то было выполнено частично, чтобы избежать судебной перспективы и больших штрафов. В итоге только на днях правительство Литвы одобрило и передало парламенту поправки, связанные с упрощением порядка принятия в стране высококвалифицированных иностранцев, которым временный вид на жительство в Литве будет предоставляться в течение 1 месяца, а в срочном порядке – в течение 15 дней.

В 2013 г. Еврокомиссия критиковала Литву за неполную имплементацию Директивы 2013/36/ЕС Европарламента о доступе к финансовой информации и порядке надзора за кредитными организациями и инвестиционными компаниями. Нормативный акт касался финансового регулирования, установления допустимого размера капитала кредитных учреждений для покрытия связанных с кредитными рисками потенциальных убытков, ликвидности, механизма раскрытия информации, а также правил лицензирования учреждений и контроля над их деятельностью.

Потребовались долгие увещевания, разъяснения и ультиматумы, чтобы заставить литовские власти полностью выполнить свои обязательства перед ЕС.

По вопросам, в которых Вильнюс отказывался демонстрировать добрую волю, Еврокомиссии ничего не оставалось, кроме как инициировать процесс в Европейском суде чести. Так появилось дело об отказе Вильнюса выполнять европейскую директиву (с 2006 г.) по созданию независимого ведомства для расследования аварий и инцидентов на железной дороге.

Не находят отклика у литовских властей на протяжении уже длительного времени настойчивые рекомендации Еврокомиссии и Международного валютного фонда по поводу необходимости введения налогов на транспортные средства и имущество (как это принято в остальных странах – членах ЕС).

В перспективе – ещё одно дело о нарушении Литвой европейского законодательства о конкуренции.

Литовской газовой ассоциацией (ЛАГ) была подана жалоба в Еврокомиссию о притеснении прав потребителей и поставщиков. По мнению ЛАГ, закон «О терминале сжиженного природного газа», а также другие документы, связанные с его реализацией, идут вразрез с законодательством ЕС, в котором зафиксировано, что «потребитель имеет право на свободный выбор своих поставщиков, а поставщики в свою очередь имеют право на свободное обеспечение потребителей». Государственное принуждение потребителей покупать через терминал не менее четвёртой части необходимого газа не только ограничивает конкуренцию на рынке, но и ставит в привилегированное положение одного из участников местного рынка – подконтрольного государству оператора регазификационного терминала Klaipedos nafta.

Последствия непослушания

Вряд ли такой подход усилит переговорную позицию Литвы с Брюсселем, который хочет пересмотреть статус её экономики с перемещением из «группы малоразвитых стран» (ВВП – 75% от среднего ВВП развитых стран ЕС) в «группу развивающихся стран ЕС» (75–90%). Что, в свою очередь, грозит Литве уменьшением европейского финансирования на 14%. Литва пока с большим трудом отбивается от престижного статуса «страны с развивающейся экономикой». 

Оно и понятно, ведь всегда проще жить за чей-то счёт, когда за тебя создают мощный индустриально-промышленный комплекс, как во времена СССР, или просто сидеть на шее ЕС. 

Одно непонятно: если литовские власти так не хотят называть Литву страной «с развивающейся экономикой», тогда чем объясняется их настойчивое стремление попасть в международную Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяющую экономически развитые страны? По оценкам литовского руководства, повторно поданная в 2014 г. заявка на членство может быть удовлетворена уже в конце 2016 г. Получается, что Литва готова платить членский взнос в подконтрольную США международную организацию, но не готова отказываться от европейских дотаций? Спасибо европейским налогоплательщикам за литовское счастливое членство в ОЭСР.

Комментарии
Читайте также
Новости партнёров
Загрузка...

Лучшее средство от «кремлевской пропаганды»

Лучшее средство от «кремлевской пропаганды»

Особенно хорошо понимаешь надуманность проблемы «российской пропаганды», когда в очередной раз сталкиваешься с новостью о том, как еще один молодой отморозок с «бандерой головного мозга» оскорбляет или бьет украинских стариков, осмелившихся пойти против красно-черного мейнстрима.

Переродившиеся убийцы

Переродившиеся убийцы

«Убийство — незаконно. Поэтому все убийцы заслуживают наказания. Если, конечно, они не убивают тысячами, под звуки фанфар».

А знаете ли Вы историю ВКЛ?

А знаете ли Вы историю ВКЛ?

Знаете ли Вы историю Великого княжества Литовского?

Игналинская атомная электростанция

Игналинская атомная электростанция

О размахе строительства первой очереди можно судить по следующим цифрам и фактам: построено 50 километров железных и 142 километра автомобильных дорог, уложено 76,5 тысяч тонн арматуры, залито 999 тысяч кубометров монолитного бетона, выполнено 57,5 тысяч кубометров каменной кладки.

Попробуйте новый дизайн!

Дорогой читатель, предлагаем Вам попробовать новую версию нашего сайта. Вы в любой момент сможете вернуться к текущей версии сайта, а также оставить свой комментарий и оценку.

Попробовать!
Нет, спасибо