×
Политика Политика

Какие европейские директивы не выполняет Литва?

Источник изображения: http://gagauzinfo.md/

Евросоюз в аналитических сводках упоминает Литву как страну, наиболее часто пренебрегающую принципами европейского права. В отношении прибалтийской республики Европейской комиссией регулярно возбуждаются процедуры судебного разбирательства, но Вильнюс, понимая бюрократический затяжной характер следствия, не спешит исправлять ситуацию.

Литва – рекордсмен ЕС

Интересный факт: за годы членства в Евросоюзе Литва стала рекордсменом по количеству нареканий Еврокомиссии в связи с неправильным применением положений европейского права (17 случаев). Помимо этого, страна является и лидером по получению финансовой помощи по линии различных структурных подразделений ЕС. Это и бюджетные дотации, финансирование нерентабельных дорогостоящих проектов (9-й газотурбинный блок в Электренай, плавучий терминал сжиженного природного газа в Клайпеде, Rail Baltica), дополнительная финансовая помощь испытывающим трудности секторам литовской экономики и т. д.

Причём любое обсуждение финансовых вопросов, где торг неуместен, имеет для Литвы принципиальное значение. 

Так, Вильнюс на переговорах глав ЕС в Брюсселе в 2013 г. по поводу бюджета на период 2014–2020 гг. (несмотря на общее урезание расходов на 10%) добился увеличения пакета финансовой помощи до 13 млрд евро (на 10%), большая часть которых (7 млрд евро) составила структурная помощь, оставшаяся часть (5 млрд евро) – помощь сельскому хозяйству (на развитие села и прямые выплаты фермерам).

Такая инъекция для литовской экономики пришлась очень кстати на фоне текущей социально-экономической деградации в стране: падения на треть темпов роста ВВП (2014 г. – 3%, 2015 г. – 1,9%) и его сокращения на 5 млрд евро (2014 г. – 43 млрд евро, 2015 г. – 38 млрд евро), роста структурного дефицита (превышение максимально допустимого ЕС отклонения в 1%), бессрочных забастовок в сфере образования и просвещения, молочной отрасли и т. д.

ЕС в полном объёме выполняет свои финансовые обязательства перед Литвой, ежегодно обеспечивая за счёт дотаций гарантированные 0,1% темпов роста ВВП страны (около 380 млн евро). 

Помимо прочего, европейские субсидии с семилетним горизонтом не только дают литовским властям возможность долгосрочного планирования собственной экономики, но и предоставляют поле для маневра в решении острых социально-экономических проблем, избавляя от необходимости заимствования на внешних рынках долгового капитала.

Обратная сторона медали

А что Еврокомиссия получает взамен? Литва в данном вопросе предпочитает руководствоваться собственными интересами, а не принципом взаимности, выборочно имплементируя те нормативные акты, которые наилучшим образом отвечают подвёрстанной под текущую политическую конъюнктуру повестке литовских властей.

Так, Третий энергетический пакет ЕС и директива N-1 (не менее 25% голубого топлива через каждый источник поставок) были исполнены влёт (предоставляли отсрочку при либерализации внутреннего газового рынка в случае отсутствия альтернативы источников газовых поставок), так как отвечали «борьбе за энергетическую независимость» от России и выдавливанию «Газпрома» с местного рынка.

В итоге сегодня обслуживание плавучей газовой «Независимости», чьим монопольным поставщиком является норвежская Statoil, обходится литовскому бюджету и налогоплательщикам в 165 тыс. евро в сутки (аренда на 10 лет – 555 млн евро). 

Литовские власти даже были вынуждены пролонгировать договор до 2024 г. в связи с невыборкой ранее законтрактованного более дорогого по сравнению с российским газа. В свою очередь, Латвия и Эстония отказались демонстрировать прибалтийскую солидарность в разделении бремени издержек на содержание дорогостоящей игрушки литовских властей, расходы по содержанию которой легли на конечных потребителей – население Литвы.

ЕК давит на Литву

Другие европейские директивы буксовали на протяжении более 10 лет либо реализовывались кое-как под постоянной угрозой судебных разбирательств. Так, в 2014 г. истекла десятилетняя отсрочка по выполнению европейской директивы от 2003 г. по введению налога на используемый для отопления природный газ. И только под нажимом Еврокомиссии в 2015 г. правительство одобрило инициативу Министерства финансов ввести минимальный акциз на природный газ (с 2016 г.). Вместе с тем решение ещё должно получить поддержку в Сейме.

С 2012 г. ЕС активно критиковал Литву за промедление с поправками к закону о юридическом положении иностранцев, которые были необходимы для переноса европейских директив в законодательную базу страны для обеспечения принципа свободного перемещения граждан ЕС. 

Всё это дало бы возможность трудоустройства в Литве высококвалифицированным специалистам, а также ускорило бы время рассмотрения заявок иностранцев на получение временного или постоянного разрешения на проживание в стране. 

Что-то было выполнено частично, чтобы избежать судебной перспективы и больших штрафов. В итоге только на днях правительство Литвы одобрило и передало парламенту поправки, связанные с упрощением порядка принятия в стране высококвалифицированных иностранцев, которым временный вид на жительство в Литве будет предоставляться в течение 1 месяца, а в срочном порядке – в течение 15 дней.

В 2013 г. Еврокомиссия критиковала Литву за неполную имплементацию Директивы 2013/36/ЕС Европарламента о доступе к финансовой информации и порядке надзора за кредитными организациями и инвестиционными компаниями. Нормативный акт касался финансового регулирования, установления допустимого размера капитала кредитных учреждений для покрытия связанных с кредитными рисками потенциальных убытков, ликвидности, механизма раскрытия информации, а также правил лицензирования учреждений и контроля над их деятельностью.

Потребовались долгие увещевания, разъяснения и ультиматумы, чтобы заставить литовские власти полностью выполнить свои обязательства перед ЕС.

По вопросам, в которых Вильнюс отказывался демонстрировать добрую волю, Еврокомиссии ничего не оставалось, кроме как инициировать процесс в Европейском суде чести. Так появилось дело об отказе Вильнюса выполнять европейскую директиву (с 2006 г.) по созданию независимого ведомства для расследования аварий и инцидентов на железной дороге.

Не находят отклика у литовских властей на протяжении уже длительного времени настойчивые рекомендации Еврокомиссии и Международного валютного фонда по поводу необходимости введения налогов на транспортные средства и имущество (как это принято в остальных странах – членах ЕС).

В перспективе – ещё одно дело о нарушении Литвой европейского законодательства о конкуренции.

Литовской газовой ассоциацией (ЛАГ) была подана жалоба в Еврокомиссию о притеснении прав потребителей и поставщиков. По мнению ЛАГ, закон «О терминале сжиженного природного газа», а также другие документы, связанные с его реализацией, идут вразрез с законодательством ЕС, в котором зафиксировано, что «потребитель имеет право на свободный выбор своих поставщиков, а поставщики в свою очередь имеют право на свободное обеспечение потребителей». Государственное принуждение потребителей покупать через терминал не менее четвёртой части необходимого газа не только ограничивает конкуренцию на рынке, но и ставит в привилегированное положение одного из участников местного рынка – подконтрольного государству оператора регазификационного терминала Klaipedos nafta.

Последствия непослушания

Вряд ли такой подход усилит переговорную позицию Литвы с Брюсселем, который хочет пересмотреть статус её экономики с перемещением из «группы малоразвитых стран» (ВВП – 75% от среднего ВВП развитых стран ЕС) в «группу развивающихся стран ЕС» (75–90%). Что, в свою очередь, грозит Литве уменьшением европейского финансирования на 14%. Литва пока с большим трудом отбивается от престижного статуса «страны с развивающейся экономикой». 

Оно и понятно, ведь всегда проще жить за чей-то счёт, когда за тебя создают мощный индустриально-промышленный комплекс, как во времена СССР, или просто сидеть на шее ЕС. 

Одно непонятно: если литовские власти так не хотят называть Литву страной «с развивающейся экономикой», тогда чем объясняется их настойчивое стремление попасть в международную Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяющую экономически развитые страны? По оценкам литовского руководства, повторно поданная в 2014 г. заявка на членство может быть удовлетворена уже в конце 2016 г. Получается, что Литва готова платить членский взнос в подконтрольную США международную организацию, но не готова отказываться от европейских дотаций? Спасибо европейским налогоплательщикам за литовское счастливое членство в ОЭСР.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров