×
Политика Политика

«Странам, не принявшим беженцев, могут урезать финансирование ЕС»

Источник изображения: www.vestikavkaza.ru

Прошедший на днях референдум в Венгрии по миграционным квотам ЕС на приём беженцев хоть и был признан несостоявшимся, однако выявил серьёзные проблемы солидарности стран – членов ЕС. О том, что нужно делать руководству Евросоюза, чтобы выйти из этого тупика, и накажет ли Брюссель страны, отошедшие от «генеральной линии Центра», порталу RuBaltic.Ru рассказал советник фракции Европарламента «Зелёные – Свободный европейский альянс» Алексей ДИМИТРОВ:

– Господин Димитров, результаты недавнего референдума в Венгрии ясно показали, что население этой страны не хочет принимать мигрантов, захлестнувших Евросоюз. На Ваш взгляд, как руководство Евросоюза будет решать эту проблему?

Да, более 90% венгров, пришедших на участки, проголосовали против участия своей страны в программе распределения мигрантов согласно квотам ЕС. Однако, несмотря на это, референдум был признан несостоявшимся, так как по новому венгерскому законодательству явка избирателей на нём должна быть выше 50%, тогда как она была 43%. В то же время даже если бы он и состоялся, то всё равно решение, принятое на нём, не являлось бы обязательным для Евросоюза. Ни одна страна, входящая в ЕС, не может не исполнять взятые на себя обязательства, ссылаясь на то, что её граждане против этого. 

Единственное, что они могут решить, – это выйти из Евросоюза, и тогда никакие обязательства стране выполнять, естественно, не нужно. Но пока она находится в ЕС, никакие ссылки ни на референдум, ни на Конституцию не помогают: если обязательства есть, их нужно исполнять.

Ясно, что референдум был организован лишь для того, чтобы правящая партия «Фидес» могла упрочить свои позиции. Их начали серьёзно теснить ультраправые националисты из партии «Йоббик», которых стали поддерживать многие венгры, ранее голосовавшие за «Фидес». Также «Фидес» предложила непопулярный законопроект о запрете торговли в торговых центрах по воскресеньям. Значительная часть недовольных граждан решила вынести этот вопрос на референдум, и правящая партия стала быстро терять популярность. Тем самым им срочно понадобилась какая-нибудь идея, чтобы восстановить свою поддержку в глазах общества.

– Да, внутриполитическая мотивация проведения этого референдума понятна, но если посмотреть на международный уровень, получается, никаких последствий не предвидится?

– Если говорить о внешнеполитическом аспекте, то там даже не совсем понятно, о чём конкретно был вопрос. Он был сформулирован довольно поверхностно: не было уточнено, о каких мигрантах идёт речь – о трудовых или о соискателях убежища, о гражданах ЕС или гражданах других стран. Ведь уже сейчас у Венгрии есть обязательства по принятию соискателей убежища, которые приезжают на территорию Венгрии из стран, не входящих в ЕС. То есть если человек прилетел в Будапешт на самолёте и запрашивает в Венгрии убежище, то его нельзя выдворить в другую страну. Кроме этого, есть обязательства, которые приняли на себя все страны Евросоюза, чтобы разгрузить Грецию и Италию, страдающие от массового наплыва этих людей.

Возможно, данный референдум должен был показать, какая позиция будет у Венгрии, если ЕС решит сделать квоты на принятие соискателей убежища обязательными. В мае Еврокомиссия выступила с проектом, что для нормальных ситуаций сохраняется нынешняя Дублинская система, когда страна отвечает за прибывших в неё соискателей убежища. В свою очередь, если в случае кризиса какое-то государство оказывается перегружено, то включается механизм перераспределения по квотам. Но опять же, даже если Венгрия проголосует против такой меры в Совете ЕС, при поддержке квалифицированного большинства ей придётся исполнять это решение.

– Но ведь, судя по происходящему, программа разгрузки Италии и Греции не работает?

– Дело в том, что сама эта программа рассчитана на два года. То есть до истечения двух лет Еврокомиссия не может констатировать, что какое-то государство её не выполняет. Многие страны худо-бедно некоторых людей всё же принимают, правда намного меньше, чем они обещали. Поэтому пока Еврокомиссия выжидает, и её главная тактика заключается в работе с помощью убеждения. То есть не обращаться в суд с жалобой на государства, а смотреть: может быть, есть какие-то практические трудности, почему они не принимают искателей убежища, – и помогать им эти трудности устранить.

Однако вполне возможно, что когда этот двухлетний период пройдёт и если ситуация с мигрантами сохранится, то Еврокомиссия заявит, что, мол, мы пробовали работать с вами добровольно, но никаких результатов это не принесло, так что нам ничего не остаётся, как обращаться в суд.

– А может быть, здесь более действенны будут не юридические, а финансовые рычаги, например прекращение дотаций из европейских фондов?

– Да, действительно, в случае с государствами, которые не внимают, когда их начинают увещевать, вопрос финансовых санкций был бы более действенным. Правда, здесь есть одна проблема. По существующему законодательству Евросоюза даже если страна, по признанию суда, несёт ответственность за неисполнение своих обязательств и должна выплатить какие-то деньги, то ЕС не может эти деньги изъять, удержав их из еврофондов. Лишь в случае доказанного мошенничества или нецелевого использования деньги из еврофондов можно потребовать назад. Во всём остальном – штрафы отдельно, еврофонды отдельно.

Однако нынешний период бюджетного планирования заканчивается в 2020 году, и все руководители стран Евросоюза должны собраться в Совете ЕС и решить, каким должен быть бюджет Европейского союза на следующие семь лет. И в этом случае я не исключаю, что если будет видно, что государства деньги получают, но отказываются от выполнения своих обязательств, то может быть поднят вопрос, а стоит ли такие страны кормить. Или, например, появится идея привязать получение средств к тому, насколько государство выполняет свои обязательства.

– То есть, на Ваш взгляд, изменение законодательства в этой сфере обязательно будет, ведь получается, что у Еврокомиссии нет практически никаких рычагов воздействия на не исполняющие свои обязательства страны?

– Да, об этом идёт разговор уже давно, и его как раз актуализировал случай Венгрии, когда премьер-министр Виктор Орбан изменил Конституцию и провёл довольно много недемократических реформ. Еврокомиссия заявляла, что она может задействовать Статью 7 Договора о Европейском союзе, которая позволяет в том числе лишить права голоса представителя правительства провинившегося государства в Совете ЕС. Однако эту статью можно задействовать лишь в исключительных ситуациях. В свою очередь, Совет ЕС отрицает наличие проблемы. 

Сами государства не хотят, чтобы Евросоюз вмешивался в их внутренние дела, и говорят, что достаточно ежегодного обсуждения какой-то темы, связанной с правами человека, но не надо обсуждать ситуацию в отдельно взятой стране.

Интересно, что Европарламент как раз на днях проголосовал за доклад о том, каким образом он видит эту идеальную систему. Его предложение – создать трёхсторонний договор между Еврокомиссией, Советом ЕС и Европарламентом, в рамках которого должна быть учреждена панель независимых экспертов, которые ежегодно будут анализировать ситуацию в странах Евросоюза. Если эксперты приходят к выводу, что в каких-то странах существуют серьёзные проблемы, которые надо решать, то на основании мнения экспертов Еврокомиссия и будет думать о дальнейших шагах. Таким образом, заключение о том, есть ли в государстве ЕС системная проблема с демократией, верховенством закона и правами человека, передаётся в руки независимых профессионалов, свободных от политического давления. После принятия этого доклада на пленарном заседании ожидается ответ Еврокомиссии и Совета ЕС, согласны ли они с данным предложением или будут предлагать альтернативное решение.

– Получается, что Евросоюз медленно, но всё же движется к централизации?

– Я бы не сказал, что это вопрос централизации. Это ответ на системный недостаток. К сожалению, ЕС оказался не готов к ситуации, когда государства, входящие в него, начинают деградировать. Есть определённые требования к странам-кандидатам, тогда как если страна уже вступила в Евросоюз, то никаких механизмов нет, за исключением Статьи 7, которая никогда не применялась. Поэтому, чтобы на такие ситуации реагировать, нужны изменения законодательства, ведь практика показывает, что существующие механизмы неадекватны.

Если же говорить о будущем Евросоюза, то, на мой взгляд, наиболее реалистичный сценарий заключался бы в изменении законодательства с тем, чтобы он мог реагировать на системные проблемы в государствах. Те страны, которые подпишутся под этим, и составят костяк обновлённого ЕС, который будет двигаться вперёд. В свою очередь, те, кто не будут согласны с этим, должны из него выйти или стать членами условно «второго сорта».

Думаю, что этот сценарий достаточно реален, так как особенно в странах Западной Европы зреет сильное недовольство, что Восточная Европа финансовую помощь получает, а солидарности не проявляет. Естественно, что это не произойдёт в ближайшие несколько лет, но Евросоюз обязательно к этому придёт, иначе последствия для него будут печальными.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров