×
Политика Политика

Законы Порошенко: Киев отторгает Донбасс

Источник изображения: reuters.com

Петр Порошенко вынес на рассмотрение парламента Украины два законопроекта: «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях», более известный благодаря СМИ как закон о реинтеграции Донбасса, и «О создании условий для мирного урегулирования ситуации в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», продлевающий на год особый статус для Донбасса. В чём смысл этих потенциальных законов? Какие «подводные камни» в них таятся?

«Российская агрессия»

Как и предполагали ранее эксперты и журналисты, в так называемом законопроекте о реинтеграции Донбасса Россию обвинят в агрессии против Украины и в оккупации части ее территории. Украинские журналисты подсчитали, что слово «агрессия» встречается в документе 42 раза! Правда, ничего принципиально нового в этом нет. 

Еще в январе 2015 года Верховная рада объявила Россию страной-агрессором. То есть если раньше РФ агрессором признавал подзаконный акт, то теперь это делает закон. Если подумать, то получается, что единственный смысл для Порошенко и его команды заявлять в законопроекте, что Россия — агрессор, заключался в том, чтобы удовлетворить чаянья украинских «ястребов», запрос внутреннего украинского радикально настроенного обывателя.

Еще в январе 2015 года Верховная рада объявила Россию страной-агрессоромЕще в январе 2015 года Верховная рада объявила Россию страной-агрессором
Обывателя, который просто хочет, чтобы был закон, где Россию называют агрессором.

Существует версия, что киевская власть надеется при помощи закона о реинтеграции Донбасса укрепить свои позиции в международных судах. Данная версия кажется маловероятной. Заграничным судьям плевать, кого кем на законодательном уровне признало Украинское государство.

Всё это выглядит жалко и смешно. Абстрагируемся на минуту от России и Украины: есть государство А и государство Б. Б отобрало у А территорию. Вопрос: как поведет себя А? Думается, объявит агрессору войну, разорвет дипломатические отношения, прекратит торговлю. Всё верно, так ведет себя государство, которое подвергается агрессии другой страны. 

А что мы видим в ситуации России и Украины? Войны между ними нет, дипломатические отношения не разорваны. А насчет экономики всё еще более интересно: согласно информации Госстата Украины, российские инвесторы за первые шесть месяцев 2017 года вложили в экономику «Незалежной» 4,4 млрд долларов, или 11,4% от всего объема иностранных инвестиций.

Войны между Украиной и Россией нет, дипломатические отношения не разорваныВойны между Украиной и Россией нет, дипломатические отношения не разорваны
А теперь давайте на секунду представим, чтобы нацистская Германия инвестировала в экономику СССР в 1943 году миллиарды долларов. Или в 1939‑м японские инвесторы бы вкладывали деньги в экономику Китая.

Можно такое представить? Конечно, нет.

Агрессор так себя не ведет. Он не будет денежными вливаниями поддерживать экономику жертвы. Да и что можно говорить, если «рошеновская» кондитерская фабрика в Липецке была закрыта только в январе 2017 года, а с 2014‑го по 2017 год работала и приносила Порошенко прибыль. Если Украина с 2014 года подвергается агрессии со стороны России, как предприятие украинского президента могло работать в России? Смешно звучит. Сколько бы на Украине ни принимали законов и постановлений, в которых Россию объявляют агрессором, реальность доказывает обратное.

С агрессором не торгуют, а воюют. Украина с Россией не воюет, но торгует.

«Минску‑2» конец?

В законопроекте «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях» государственные аппараты ДНР и ЛНР названы «оккупационной администрацией Российской Федерации». 

А это может означать лишь одно: Киев ставит на минском процессе жирный крест. Дело в том, что в основе Минских соглашений лежит идея о том, что киевский режим должен вести переговоры с представителями районов Донбасса. А раз в законе руководители ДНР и ЛНР признаются «оккупантами», значит, Киев не настроен на диалог.

Государственные аппараты ДНР и ЛНР названы «оккупационной администрацией Российской Федерации»Государственные аппараты ДНР и ЛНР названы «оккупационной администрацией Российской Федерации»
Высока вероятность, что после вступления закона в силу украинские представители в Минской контактной группе вообще откажутся общаться с представителями ЛДНР.

Киев может избрать следующую стратегию: отказываться от какого-либо диалога с представителями донбасских республик, но при этом заявлять о готовности исполнять Минские соглашения, если районы Донбасса будут представлять другие люди.

А так как ни ЛДНР, ни Россия на подобное не согласятся, то минский процесс окончательно зайдет в тупик.

В законопроекте также содержится несколько других интересных норм. Одна из них звучит так: «Государство Украина не несет ответственность за противоправные действия РФ как страны-агрессора на временно оккупированной территории». Этим киевский режим снимает с себя всю ответственность за войну. 

В подобных декларациях есть опасная составляющая: если государство заявляет, что оно не несет ответственности за происходящее на принадлежащих ему территориях, то этим оно расписывается в собственном бессилии и в том, что его суверенитет на эти территории не распространяется. Видимо, составители законопроекта понимали этот нюанс, так как в тексте несколько раз подчеркивается, что нормы закона не могут влиять на суверенное право Украины на территорию Донбасса.

Но сколько оговорок ни делай, факт остается фактом: киевская власть признаёт свое бессилие.

Еще один интересный нюанс: в законопроекте содержатся нормы, в которых говорится, что вся собственность на территории ЛДНР, которая была оформлена по украинским законам, остается за старыми владельцами, а нормативные акты народных республик не признаются. Что это означает на практике? Если человек приобрел квартиру и оформил ее в ДНР, то в случае возвращения украинской власти эта сделка будет признана недействительной. То же самое и с магазином или предприятием.

А так как жизнь в Донбассе не стоит на месте и собственность переходит от одних владельцев к другим, Киев сам создает прослойку в обществе, которая будет кровно заинтересована, чтобы украинская власть никогда не вернулась в Донбасс.

Еще Никколо Макиавелли писал, что человек скорее простит смерть отца, чем потерю собственности.

В свою очередь, для территорий Донбасса, находящихся под контролем киевской власти, в законопроекте предусмотрены «подарки». Так, военно-гражданские администрации могут превратиться просто в военные. А в случае введения военного положения автоматически прекращаются полномочия всех органов местного самоуправления: городских, районных и сельских советов. То есть украинские военные вскоре могут получить абсолютную власть над жизнями и имуществом населения Донбасса, которое живет к западу от Донецкой и Луганской республик.

Создается такое впечатление, что этот законопроект специально написан для того, чтобы «похоронить» минский процесс и окончательно отторгнуть Донбасс от Украины.

Чтобы Запад был доволен

Второй законопроект «О создании условий для мирного урегулирования ситуации в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» сначала содержал одну-единственную статью, норма которой продлевает особый статус Донбасса на год. Но потом под давлением радикалов Порошенко внес в проект дополнение, которое предусматривает, что особый режим районы Донбасса получат только после вывода войск и военной техники.

Понятно, что ЛДНР не будут разоружаться ради химерного особого статуса.

Изначально планировалось, что норма о продлении закона об особом режиме будет содержаться в так называемом законе о реинтеграции Донбасса, но украинские «ястребы» выступили против, в результате чего был создан законопроект под одну-единственную норму.

Почему?

Потому что продления закона об особом статусе требует Запад. Дело в том, что закон «Об особом режиме самоуправления» является базовым для минского процесса, его можно сравнить с камнем в основании строения. Если вытащить этот камень, здание рухнет.

Понятно, что «Минск‑2» не работает, но, с другой стороны, он является фактором, который удерживает Киев и Донецк от большой войны, какая была в 2014 году. Новая война Западу не нужна. У ЕС хватает проблем с Каталонией, у США — головной боли с Кореей и Ближним Востоком. Поэтому на Порошенко и других политиков Украины из западных столиц оказывается сильное давление, чтобы закон об особом статусе продлили.

Таким образом, появление двух законов стало результатом лавирования Порошенко между западными покровителями и украинскими «ястребами».
Первый закон торпедирует минский процесс и отторгает Донбасс от Украины. Второй — номинально продлевает особый статус, чтобы «Минск‑2» «выжил». И эта ситуация наглядно демонстрирует двуличие нынешней власти, где главную «партию» сегодня играют «ястребы», которые не желают мира.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров