×
Политика Политика

Арифметика беженцев

Источник изображения: kpcdn.net

Евроденьги на беженцев не доходят до Прибалтики, в то время как руководство этих стран урезает и «уравнивает» пособия.

В латвийские СМИ попала информация, что Евросоюз не спешит переводить властям причитающиеся 30 тысяч евро компенсации за приём первых беженцев с Ближнего Востока и из Африки. Речь идёт о 6 тысячах евро из Фонда по делам беженцев, миграции и интеграции, обещанных Еврокомиссией на каждого беженца, прибывшего в страну. Именно финансовая помощь ЕС стала главным аргументом в процессе уговаривания сварливых Прибалтийских республик поучаствовать в разрешении общеевропейского кризиса с мигрантами. 

В итоге сложилась поразительная ситуация: беженцы есть, денег нет.

Латвия пока не трубит тревогу. Как пояснила госсекретарь МВД Илзе Петерсоне-Годмане, повода для беспокойства нет: «Деньги перечислят, как только Еврокомиссия будет готова». Однако нерасторопность Евросоюза в данном вопросе не соотносится с остротой проблемы беженцев для стран Балтии. Особенно странной медлительность евробюрократов выглядит на фоне того, что, к примеру, в соседней Литве представители ЕК обещали переводить 50% суммы заблаговременно, ещё до фактического прибытия людей, чтобы чиновники успели подготовиться их встречать. Средства действительно нужны странам Балтии позарез: одна только Латвия рапортовала, что на приём беженцев в 2016 году потребуется 9,4 млн евро. Правила ЕС позволяют странам самим решать, как именно распределять направленные 6 тысяч евро, лишь бы они шли «на беженцев». 

Прибалтика планирует в идеале львиную долю пустить на пресловутую интеграцию – курсы языка, образование, консультации. 

Но практика жизни показала, что основательную часть 6 тысяч евро будут «съедать» первичные расходы, такие как сам процесс отбора и верификации беженцев, их последующая транспортировка и юридические моменты. По словам главного специалиста Отдела по равным возможностям Министерства социальной защиты и труда Лины Харашаускайте, даже одеяла, туалетная бумага и еда, которые беженцам вручат в аэропорту, будут приобретаться именно на данные евроденьги. В таких условиях хорошо бы, чтобы в итоге и на интеграцию что-нибудь перепало.

Брать и урезать

Оказавшись в Балтии, беженцы испытывают колоссальные проблемы. Местных языков они не знают, работу найти трудно, муниципалитеты часто отказываются их размещать, а граждане неохотно сдают им жильё. Тем не менее, ожидая прихода помощи из Брюсселя, власти стали сокращать траты на беженцев из собственных бюджетов. 

Понаблюдав за происходящим в Германии, Франции и Бельгии, прибалтийские чиновники пришли к выводу, что много денег развращают сирийцев и иракцев с эритрейцами. 

Посему было решено создать им максимально спартанские условия жизни, дабы простимулировать быстрее найти работу, подучить язык и вообще скорее интегрироваться. Экономить стали на чём только можно. Властями высказывались идеи, в том числе, напрямую увязать размер пособий с рвением к интеграции и успехами на этом поприще.

Вторым аргументом властей стало то, что выплачивать беженцам больше денег, чем своим гражданам, – моветон. Для этого в конце 2015 года, ещё до прибытия первых гостей, Литва и Латвия существенно урезали будущие пособия, посчитав их слишком щедрыми и несправедливыми по отношению к коренному населению. Так, с декабря одноразовое подъёмное пособие в Литве уменьшилось с 456 до 204 евро, через полгода оно уменьшится до 102 евро. Сократили также выплаты на детей и семью. В Латвии месячные пособия снизили с 256 до 139 евро. Кроме того, литовцы сократили сроки для пребывания лиц в центре беженцев в Рукле с шести до трёх месяцев, аналогичный срок установили для нахождения в латвийском центре Муцениеки. Цель заявлена та же – экономия и как можно более скорая интеграция людей в общество. На уравнивание пособий для беженцев с местными пошла и Эстония: министр социальной защиты Маргус Цахкна прямо обосновал шаг тем, что эстонцы не должны ощущать преимуществ чужаков.

На кого тратить?

Перед тем как запустить арабов или африканцев к себе домой, страны Балтии снаряжали специальные «отборочные комиссии», которые разъезжали по лагерям Италии и Греции, проводя, по сути, кастинг беженцев. Желающих переехать в Ригу, Вильнюс или Таллин находилось не так уж много. Власти Латвии в особенности уповали на то, что в конечном счёте никто так и не возжелает переехать поближе к Балтийскому морю. Однако с грехом пополам, путём долгих поисков и тщательной фильтрации кандидатур, удалось выбрать шесть человек – семью из Сирии и семью из Эритреи, включая двух детей дошкольного возраста. В Эстонию переехали семеро – иракская семья из пяти человек, сириец и йеменец. 

Определённый конфуз вышел с Литвой, куда из 1105 положенных беженцев перебралась лишь одна семья из Ирака – муж, жена, двое малолетних детей, – но и они по факту не стали беженцами, так как МВД отказало им в этом статусе. 

Иракцы, сбежавшие от преследования на религиозной почве, рассчитывали получить официальный статус беженца, но получили от Литвы лишь временную правовую защиту с видом жительства на два года. Семья подала в суд на Департамент полиции и проиграла. Казус демонстрирует то, что, даже пройдя серьёзный фейсконтроль, «правильные беженцы» вынуждены бороться за право считаться таковыми.

Не время излишков

Выдавать по 6 тысяч евро за человека ЕС обещал летом 2015 года, мера шла в связке с надеждами Еврокомиссии установить обязательные квоты по приёму и распределению беженцев для каждой страны. Однако из-за жёсткой оппозиции Вышеградской группы и Прибалтики от инициативы пришлось пока отказаться. Равно как не торопиться с развёртыванием мобильных бригад «европограничников» быстрого реагирования, противниками которых также выступила Прибалтика. 

Причины задержки обещанной Евросоюзом компенсации на беженцев доподлинно неизвестны, но она случилась во время, когда ни ЕС, ни Прибалтика не могут позволить себе «шиковать».

Совсем недавно Евросоюз взял на себя обязательства выплатить 3 млрд евро Турции на обустройство лагерей беженцев на её территории и реализацию мер по недопущению беглецов в Грецию. Странам Балтии тоже пришлось включиться в соглашение. Литва должна теперь Турции 5,2 млн евро, Эстония – 2,8 млн евро. Латвия изъявила готовность отправить туркам 4,3 млн, из них более миллиона евро – в этом году. Турция открыто говорит, что помощи Евросоюза недостаточно. Таким образом, когда огромные средства придётся вкладывать на содержание беженцев за рубежом, неполучение средств на содержание беженцев у себя для Прибалтики не только неприятный жест, но и тревожный сигнал. Худшего момента для задержек Брюссель придумать не мог. Особенно если Литва, Латвия и Эстония настроились экономить на обустройстве арабов и африканцев. В случае перебоев финансирования из ЕС эти страны могут оказаться в подвешенном состоянии, ведь бюджет их явно не бездонный.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров