×
Политика Политика

ООН решит проблему неграждан Латвии?

Источник изображения: minorityrights.wordpress.com

В начале октября состоялась 65-я сессия Исполнительного комитета Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ), во время которой Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун привлёк внимание присутствующих к институту безгражданства в мире. Программа ООН не обойдёт стороной и Латвию, которая входит в пятёрку стран с наибольшим процентом неграждан среди населения. О том, как может выстраиваться взаимодействие европейских и латвийских организаций и правительств в рамках этой проблемы, портал RuBaltic.Ru узнал у члена правления Конгресса неграждан Латвии, юриста и правозащитника Елизаветы КРИВЦОВОЙ:

- Г-жа Кривцова, недавно Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун на встрече Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев заявил о необходимости решить проблему безгражданства в мире в течение 10 лет. Почему, на Ваш взгляд, этот вопрос появился на повестке дня именно сейчас?

- В Управлении ООН по делам беженцев проблема безгражданства была всегда, но долгое время она была «младшим братом», на которого особенно не обращали внимания.

Конкретных причин того, почему этот вопрос подняли именно сейчас, я назвать не могу. Но в последние годы Управление старается всё больше и больше внимания уделять этим вопросам, оно проводит соответствующие исследования и консультации. В этом году оно наконец выступило с инициативой о том, что можно объединить международные усилия для решения проблемы. Дело в том, что безгражданство становится в мире устойчивым и проверенным способом исключить часть населения из участия в политической и общественной жизни страны. В Латвии мы это переживаем в одной форме, в других странах это может протекать немного иначе, но общий смысл в любой стране состоит именно в исключении из демократических или политических процессов.

- Согласно статистике, Латвия занимает 4-е место в мире по количеству неграждан. Чем Латвия заслужила такую «высокую» оценку?

- Это цифры и статистика. В абсолютных числах Латвия действительно стоит после Мьянмы, Кот-д'Ивуара и Таиланда. Из всех стран постсоветского пространства Латвия наиболее долго придерживается этой дискриминирующей концепции. Та же Эстония гораздо активнее идёт на уступки для решения сложившейся в стране ситуации.

Поэтому Латвия заслужила это место последовательной политикой в области проблем безгражданства.

- В настоящее время эта политика претерпевает какие-либо изменения?

- Нет. Она построена на игнорировании этого вопроса и перенесении его в плоскость «личного дела» каждого человека и самоустранения государства.

- Значит ли это, что на латвийский институт неграждан обратят особое внимание?

- Я думаю, что есть все шансы. Безгражданство – это в основном проблема африканских или азиатских стран. Европа же считается колыбелью демократии, оплотом прав человека и высоких стандартов в этой области. А безгражданство, благодаря Латвии с её нерешёнными историческими проблемами, показывает Европу в очень невыгодном свете.

- Какие методы могут использовать структуры ООН для решения этой проблемы и как они будут соотноситься с политикой правительств стран в этом вопросе?

- Методы будут очень разными. Это будут консультации с правительствами стран, повышение международных стандартов, акцентирование проблем на международных форумах. Будут и исследовательские проекты, чтобы показать, в чём причины подобного явления. Будет и обсуждение проблем - не в узком латвийском контексте, а в более широком. Во всём мире ведь есть множество историй о дискриминации.

В том числе, это и сотрудничество с неправительственными организациями. В Европе уже развилась целая сеть по вопросам безгражданства, задача которой – обращение в Европарламент и Европейскую комиссию, чтобы те использовали свои полномочия для решения ситуации. Теоретически полномочия есть, а практически европейские структуры уклоняются от участия и стараются их не использовать.

И получается, что ЕС позиционирует себя как союз ценностей, а реально европейские структуры занимаются, большей частью, ценностями материальными, а не правами человека. Это объективная проблема Евросоюза.

Для Латвии ещё одним методом может быть посредничество между разными частями общества, потому что внутренний диалог пока что не складывается. Также это может быть определённое давление, как было в ситуации с Венгрией.

- Давление какого рода Вы имеете в виду?

- После конституционных изменений в Венгрии, где были ограничены судебная власть, права меньшинств, а также была усилена президентская власть, Европейский парламент принимал резолюции по этому поводу. Государства объединились, чтобы оказать давление на Венгрию, которой пришлось оправдываться и корректировать свою политику, чтобы не конфликтовать со своими европейскими коллегами. Таким образом, применялся метод давления через европейские структуры и национальные правительства.

- Насколько эффективным это может быть для Латвии?

- Официальная позиция наших международных партнёров, как Германия и США, оказывает очень большое влияние. Пока что проблема была в нежелании европейских структур и национальных государств решать этот вопрос. Если он попадёт в повестку дня, то рычагов для воздействия будет много.

Конгресс неграждан как общественная организация борется за то, чтобы этот вопрос на повестку дня всё-таки попал. Тогда есть шанс, что он будет затронут во время международных визитов, переговоров. Думаю, что для этого есть все возможности и не хватает только политической воли.

- Смогут ли, на Ваш взгляд, сторонние структуры, не знакомые близко со спецификой региона, предложить подходящее решение проблемы?

- Во-первых, эти рекомендации разрабатываются с учётом консультаций с местными экспертами. Во-вторых, уже много литературы по проблеме неграждан написано на иностранных языках. Роль в этом сыграл и Конгресс неграждан, поскольку мы активно работали на западном направлении, чтобы донести нашу историю до европейских ушей.

Таким образом, у этих структур есть возможность ознакомиться с ситуацией. Кроме того, организации всегда посылают миссии, чтобы увидеть положение на местах, и организовывают встречи и консультации как с официальными лицами, так и с исследователями и представителями гражданского общества.

Кроме того, ничего особенного в нашей ситуации нет. Можно сравнить положение неграждан в Латвии с Доминиканской Республикой, когда их правительство сказало, что гаитийцы, которые живут на Гаити с 1929 года, живут тут временно, поэтому можно у них гражданство отобрать.

Логика доминиканских властей была очень похожа на логику латвийского правительства, когда оно говорило про рабочих и инженеров, которые приехали в Латвию в советский период.

- Возможно ли осуществление какой-либо совместной деятельности УВКБ и Конгресса неграждан Латвии по проблеме безгражданства?

- Мы уже сотрудничаем, поскольку ООН готовит информационную кампанию об институте негражданства в мире и Конгресс неграждан помогает в её разработке в том, что касается Латвии. Сейчас Конгресс расширяет сотрудничество с европейскими структурами, поэтому в наших планах лишь продолжение подобной деятельности.

- Насколько реально, на Ваш взгляд, изменить ситуацию в Латвии за поставленный организацией срок в 10 лет?

- Думаю, что это вполне реально. Есть несколько видов безгражданства. Самый болезненный для людей, пожалуй, - это ситуация военных конфликтов, когда беженцы уезжают из страны и остаются без документов в другом государстве. Их безгражданство связано с большими сложностями в сфере доступа к образованию, здравоохранению и рынку труда. Думаю, что такие вопросы ООН поставит на первое место.

Второй целью может стать ситуация распада и переформатирования государств, что как раз является вариантом Латвии. Сюда относится, в частности, распад СССР и Югославии. Решение этих исторических проблем вполне может оказаться следующим приоритетом ООН через 2 - 4 года. Наша задача в данном случае - подготовиться к этому времени и провести соответствующую информационную подготовку, проработать программу и определить наших партнёров.

В сентябре был первый глобальный форум по безгражданству, который организовала ООН. Я в нём участвовала и увидела, как много организаций в мире этим занимаются и как много у нас общего. Выстраивание международного взаимодействия и сотрудничества тоже требует времени, и мы в ближайшее время будем этим заниматься.

- Какие последствия могут быть от участия ООН в решении проблемы безгражданства в Латвии?

- Чем больше стран включается в эту программу, тем большее давление оказывается на Латвию, которая последовательно отказывается решать эту проблему. Конечно, ООН может делать рекомендации, но это недостаточный для воздействия на наше правительство инструмент.

Гораздо эффективнее, когда мировые политические лидеры включают этот вопрос в повестку дня и стране становится неудобно, что она этот вопрос не решает.

Поэтому думаю, что влияние будет. В Латвии главное - начать разговор по этому вопросу, и если он будет начат, то и решение будет найдено. Нам нужен небольшой толчок со стороны мирового сообщества, а дальше мы можем справиться и сами. 


Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров