×
Политика Политика

«Старая Европа» решилась спасать континент от большой войны

В Кремле состоялись переговоры лидеров России, Германии и Франции по выходу из украинского кризиса. Их главный итог — возобновление переговоров в «нормандском формате»: встреча глав России, Украины, Германии и Франции пройдет в Минске уже 11 февраля. Неожиданный марш-бросок Ангелы Меркель и Франсуа Олланда в Киев и Москву и стремительная активизация дипломатических усилий на высшем уровне означают, что главные европейские страны приняли решение во что бы то ни стало избежать полномасштабной войны в Европе.

Сразу после переговоров трех европейских лидеров в Москве в Мюнхене состоялась традиционная международная конференция по безопасности. В этот раз в Мюнхен съехались около 400 политиков из более чем 40 стран, глав государств, глав МИД и оборонных ведомств, экспертов и правозащитников. Благодаря этому Мюнхенская конференция превратилась в экспертно-политическое супершоу — что-то вроде церемонии геополитического «Грэмми». Зал разражался аплодисментами от выступлений одних, освистывал выступления вторых, копался в своих «айфонах», игнорируя выступления третьих.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров в Мюнхене был хамски высмеян и обшикан — его речь сопровождалась выкриками, насмешками и ехидными замечаниями из зала.

Председатель Комитета Европарламента по внешней политике Элмар Брок, выслушав ответ Лаврова на свой вопрос о нарушении Россией международных правил при присоединении Крыма, рассмеялся российскому министру в лицо. «Когда Вы задавали свой вопрос, мне тоже было смешно, но я сдержался», - невозмутимо ответил Сергей Лавров.

Президент Украины Петр Порошенко в Мюнхене снова продемонстрировал свой стиль — устраивать публичные выступления с наглядной демонстрацией. В Давосе Порошенко демонстрировал вырезанный «болгаркой» кусок автобуса, расстрелянного под Волновахой, а на мюнхенском «Давосе по обороне» продемонстрировал публике найденные в зоне конфликта на Юго-востоке Украины российские паспорта. По мнению украинского президента, эти паспорта служат доказательством того, что на Донбассе воюет российская армия (хотя в российской армии у военнослужащих забирают паспорта и отдают их только после увольнения).

Но ведь эффектно же было: бордовые корочки с золотистыми двуглавыми орлами на темно-сером фоне! Поэтому строгую речь российского министра про международное право и двойные стандарты зал освистывал, а перформансу украинского президента, наоборот, аплодировал. Подстраиваясь, согласно законам шоу-бизнеса, под настроение дорогой публики другие выступавшие лидеры неизменно срывали аплодисменты на восклицаниях о своей поддержке Украине, а «лучший международный друг Украины» Даля Грибаускайте призвала поддержать Киев оружием НАТО, а не то Путин нападет на Литву....

А теперь риторический вопрос.

С каким мероприятиями связаны надежды на предотвращение полномасштабной войны в центре континента у всей заинтересованной в этом Европы: с мюнхенским «Грэмми» под телекамеры или с переговорами за закрытыми дверями Меркель, Олланда, Путина и Порошенко в Киеве, Москве, а на этой неделе — в Минске?

Встреча канцлера Германии и президента Франции с Владимиром Путиным продолжалась до глубокой ночи — более пяти часов. За день до этой встречи была встреча в Киеве с Порошенко, на следующий день после этой встречи переговоры продолжились по телефону, в ближайшую среду в Минске лидеры России, Украины и главных европейских стран соберутся для переговоров в «нормандском формате». Любому стороннему наблюдателю очевидно, что ведется изнурительная дипломатическая работа на самом высоком уровне — лидеры крупнейших европейских стран, отложив все дела, целиком отдают свое время на то, чтобы урегулировать конфликт.

Очевидно, что главные страны ЕС приняли решение во что бы то ни стало избежать полномасштабной войны в Европе — доказательством тому сам неожиданный марш-бросок Меркель и Олланда в Киев и Москву. Судя именно по неожиданности, решение принималось стремительно, в порядке кризисного управления. Почему? Только ли из-за возобновления активных военных действий на Донбассе? Эскалация там продолжается с начала года, а марш-бросок случился только в начале февраля.

Дело, как несложно догадаться, в другом.

«Старая Европа» всерьез и по-настоящему испугалась, что США решатся поставлять Киеву новейшее оружие массового уничтожения, и пошла на раскол со своим заокеанским союзником, чтобы спасти свое собственное, веками накопленное европейское благополучие.

Что такое война на Украине с использованием самых современных вооружений массового поражения, от НАТО — с одной стороны, и от России, неспособной бросить донецких сепаратистов на уничтожение, — с другой? На Украине действуют 18 атомных реакторов — их работа в переживающей кризис управления, деградацию и архаизацию стране всё чаще вызывает вопросы у настоящих европейских экспертов по безопасности. В начале года уже были неполадки на Хмельницкой и находящейся недалеко от зоны конфликта Запорожской АЭС. А если вместо «гибридной» будет самая полномасштабная война с использование самых мощных разработок военной промышленности, включая, возможно, и авиацию? И поставляться это оружие будет не только и даже не столько украинской армии, сколько отморозкам из «Азова», «Айдара» и других добровольческих батальонов. В том же Запорожье «Правый сектор»* уже зарабатывает себе на жизнь рейдерскими захватами. А если через месяц эти ребята с помощью оружия НАТО захотят «вернуть украинской нации» Запорожскую АЭС?

Еще через Украину проходит газотранспортная система, и если там дойдет до большой войны, то есть вероятность, что Европа просто физически не сможет больше получать российский газ. Соединенные Штаты могут всерьез рассуждать о вооружении Киева новейшим оружием — для Соединенных Штатов это не страшно. Газ у них свой, сланцевый, а радиоактивное облако, случись что, до них не долетит. Поэтому они с легкостью могут позволить себе быть в украинском конфликте «ястребами».

Европа и Россия как её часть себе этого позволить не могут. Поэтому канцлер ФРГ там же, в Мюнхене, через запятую после слов о своей поддержке Украины заявила, что ни о какой поставке Киеву оружия и речи быть не может. Рывок Меркель и Олланда к переговорам вызван именно страхом, что эти поставки могут стать реальностью. Они не поддерживают Украину и не предают её, не хотят союза с Россией и не хотят её полной международной изоляции — ими просто движет инстинкт самосохранения.

Инстинкт самосохранения, похоже, это то самое неизвестное в формуле украинского кризиса, которое почти год пытались найти вовлеченные в международный конфликт стороны, чтобы разрешить украинский кризис. Теперь, когда ситуация вплотную подошла к полноценной войне, те страны и политики, у которых этот инстинкт есть, бросают все силы на то, чтобы договориться.

И в этом смысле очень характерно, что единственной страной в мире, реально поставившей оружие Украине, стала Литва. Даже не Америка, которая далеко за океаном, а страна, которую от украинских атомных реакторов отделяет только небольшая территория Белоруссии.

Многократный мировой лидер по случаям суицида. Теперь страна самоубийц решила стать страной-самоубийцей.

Для всех её западных союзников именно по этой причине позиция Литвы в украинском вопросе должна быть очень символична.  

*Правый сектор, запрещенная в России экстремистская организация — прим. RuBaltic.Ru

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров